Курсовая по дореволюционному кино

небывалом успехе. Каждая часть картины заканчивалась шумными аплодисментами

просматривавших и громким выражением восторга и восхищения». В

петроградском «Обозрении театров» известный в то время критик Аргус писал:

«...как бы там ни было, картина смотрится легко, чему способствуют и

исполнители. Г-жа Холодная, выступающая в роли Елены, дает красивый облик,

хотя и не тургеневской героини. Она слишком современна, и костюм на ней

современной светской барышни...» (последний упрек следовало бы адресовать

режиссеру). Журнал «Кинема» в следующем номере в пространной рецензии

писал: «...особенной силе внешнего впечатления содействовало

безукоризненное исполнение главных ролей В. В. Холодной и В. А. Полонским.

Г-жа Холодная - еще молодая в кинематографии артистка, но крупное

дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на

подмостках кинематографической сцены. Роль Елены она проводит бесподобно;

глубокие душевные переживания, безмолвная покорность велениям непостижимой

силы, яркие контрасты чувства переданы без малейшей шаржировки, правдиво и

талантливо...

Наконец, киноартистка Г. С. Кравченко вспоминала: «У Веры Холодной был

свой неповторимый шарм и такие выразительные, печальные, проникновенные

глаза, что, раз их увидев, запоминаешь на всю жизнь. Ее глаза тревожили и

волновали людей».

Волновали тогда и волнуют сейчас. В них отражалось то смятение чувств,

которым жило русское общество в атмосфере военных неудач и лишений, тем же

смятением чувств были переполнены характеры ее героинь.

Конкуренция не давала возможности Ханжонкову продлевать сроки съемок

кинофильмов для достижения возможно более высоких художественных

результатов: ателье должно было гнать ленту за лентой, чтобы «не

прогореть». Достаточно сказать, что за год пребывания у Ханжонкова Вера

Холодная снялась в тринадцати фильмах. Кинофабрика его находилась на Житной

улице и считалась тогда одной из крупнейших в Европе. Сам Ханжонков был

первым кинопромышленником, талантливым организатором, он принадлежал к

числу тех представителей имущего класса, которые ставили перед собой

задачи, совпадавшие с общественными. Таких людей было тогда немало -

Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин, Юргенсон, Сытин, Терещенко...

Павильон его ателье, предназначенный для дневных съемок, помещался

наверху и по тем временам был хорошо оборудован осветительной и

киносъемочной аппаратурой. Внизу размещались артистические уборные. Тут же

на фабрике располагались декорационные мастерские и сценарный отдел. Надо

помнить, что в русский кинематограф уже в период его становления пришли

большие художники с мировым именем, артисты драмы, оперы и балета: Шаляпин,

Павлова, Каралли, Радин, Мозжухин, Максимов, Лысенко, Полевицкая, Юренева,

Полонский, Худолеев, Чардынин, Баратов, Протазанов, Бауэр, Гардин, Санин,

Петровский, Вавич, Римский, Панов и почти все артисты Художественного

театра во главе с Качаловым.

Здесь начинали свою творческую деятельность ведущие советские

кинорежиссеры: В. Гардин, О. Преображенская, А. Ромм, И. Пырьев... Отсюда

вышли первые советские киноактеры: В. Фогель, Э. Цесарская, А. Файт, А.

Антонов... Интересны воспоминания жены А.А. Ханжонкова Веры Дмитриевны

(Поповой): «Перечислить всех актеров, принесших в кино свой театральный

опыт, трудно. Среди них можно вспомнить Л. Кореневу, Е. Гельцер, Е.

Вахтангова, Вс. Мейерхольда, М. Чехова, Б. Сушкевича и многих других.

Нелишним будет напомнить, что 50 актеров Московского Художественного театра

и его студий участвовали в создании фильмов нашего дореволюционного кино.

Особое место в нем занимала В. В. Холодная. Скромная, трудолюбивая и

выносливая, она безотказно снималась у Е. Бауэра, П. Чардынина, В.

Висковского, Ч. Сабинского... Разумеется, немало было в этом деле и других

людей, искавших прежде всего легкой наживы. Они потакали дурным вкусам

обывательской публики, вызывая своей деятельностью у многих видных

представителей русской общественности отрицательное отношение к

кинематографу... Но так же, как мы не судим о литературе по произведениям

Пазухина и графа Амори, так же, как мы не судим о театре по репертуару

театра-фарс Сабурова, мы не должны судить о молодом киноискусстве по худшим

бульварным фильмам, выпущенным дельцами и спекулянтами».

Вслед за «Песнью торжествующей любви» на экраны выходит третий фильм с

участием Веры Холодной - «Дети века». Мелодрама имела определенные

социальные мотивы. Молодую женщину, жену мелкого чиновника Торопова,

соблазняет богатый коммерсант, приятель начальника ее мужа. Брошенный,

одинокий, потерявший место и снедаемый нуждой, Торопов кончает жизнь

самоубийством.

Надо сказать, что фильм этот имел шумный успех, в первую очередь,

видимо, потому, что в нем поднималась тема маленького человека. А эта тема

была, как говорят, у всех на слуху. В защиту маленьких людей выступали в

свое время Писемский, Достоевский, Чехов, гениальный русский трагический

актер Павел Николаевич Орленев и многие другие. К счастью, этот фильм

сохранился и дает полное представление о высоком мастерстве режиссера

Бауэра. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют титры, игра артистов

настолько пластически совершенна, что не требует никаких дополнительных

пояснений. Что же касается Марии Тороповой, которую играла Холодная, то и

теперь с первых кадров фильма невольно попадаешь под обаяние прелестной

женщины, польстившейся на красивую жизнь, но не сумевшей, в силу чистоты

внутренней, скрыть своего «падения»- она влепила пощечину богатому

Лебедеву, когда тот попытался ее обнять...

Большое впечатление производит оформление фильма: интерьеры, съемки на

натуре -карнавал на пруду. В них чувствуется безупречный вкус. Некоторые

критики и до сих пор пытаются обвинить Бауэра в подмене красоты

красивостью. Мнения могут быть разными, но созерцание ее доставляет

радость. Поражает нас, современных зрителей, и высочайшее техническое

качество ленты. Удивительная четкость и глубина кадров, динамика монтажа -

порою не верится, что снято это семьдесят пять лет тому назад! И так ли уж

правомерно утверждение, что кинематограф вначале был всего лишь

развлечением? Теперь, во всяком случае, мы воспринимаем это как подлинное

искусство.

Летом 1915 года Вера Васильевна получила извещение с фронта о том, что

ее муж, служивший в одной из частей 5-й армии, поручик Холодный, тяжело

ранен под Варшавой и находится в критическом состоянии. Кстати, на фронте

сестрой милосердия была сестра Владимира Григорьевича Ольга. Илья Иванович

- военным врачом.

Тем летом наши войска в Польше, в Прибалтике вели оборонительные бои и

несли неоправданные потери. Союзники Англия и Франция не помогли России на

Европейском фронте. Русская армия истекала кровью на четырех фронтах:

Северном, Западном, Юго-Западном и Кавказском, ведя на последнем войну с

Турцией. В августе 1915 года положение на Юго-Западном фронте стало

катастрофическим. Подумывали о сдаче Киева и отводе войск за Днепр. И тем

не менее, нисколько не думая о себе, не обращая внимания на уговоры и

опасения своих близких, восходящая кинозвезда Холодная, взяв отпуск у

Ханжонкова, срочно выехала на фронт. Ее властно призывал долг патриотки,

жены русского офицера-героя, впоследствии награжденного за отвагу высокой и

редкой наградой-золотым Георгиевским оружием. В госпитале Вера Васильевна

не отходила от раненого: надежд на выздоровление было мало, и, можно

сказать, она вырвала его из объятий смерти. Свидетельство того времени -

сохранившиеся чудом фотографии.

В конце августа Вера Холодная в составе киноэкспедиции выехала в Сочи

для участия в ряде съемок на натуре. Но помимо этого артисты труппы

принимали участие в благотворительных концертах в пользу раненых воинов. К

сожалению, все привезенные из Сочи снимки оказались бракованными. Поэтому

для пересъемки впоследствии была организована повторная экспедиция, но уже

без участия Веры Холодной.

По возвращении из Сочи артистка решила попробовать свои силы в комедии

и снялась в веселом фарсе, высмеивающем легкомысленных волокит, «Наказанный

Антоша» (фильм не сохранился). Печать положительно оценивала его, однако

Веру Холодную он, по-видимому, не удовлетворял. Она не включила его в свою

фильмографию.

Одновременно с фильмом «Наказанный Антоша» на экраны страны

кинофабрикой Ханжонкова выпускается фильм «Пробуждение»- Вера Холодная в

главной роли. Это был первый фильм, поставленный режиссером П. И.

Чардыниным с участием актрисы - история замужней женщины, ставшей жертвой

обстоятельств в силу тех же социальных причин. Она не может уйти от

богатого мужа к возлюбленному, не может рассказать мужу правду, ибо: «Он не

поймет... а уйти так, нет. Я слишком много пережила нищеты, я боюсь ее»,-

просто признается героиня.

Уже на следующий день после выхода фильма на экран газеты запестрели

отзывами. В частности, журнал «Кинема» дал развернутую рецензию, в которой

говорилось: «Среди реальных драм видное место занимает прекрасно

поставленная и исполненная драма «Пробуждение» с В. В. Холодной в главной

роли. В игре этой артистки заметно тонкое понимание условностей экрана, что

вызывает даже со стороны строгих критиков кинематографических постановок из

театральных журналов самые лестные отзывы...».

Фильм «Пробуждение» долго не сходил с экранов и впоследствии

неоднократно демонстрировался.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать