Мой любимый художник Михаил Александрович Врубель

мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы

почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно,

что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения.

Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа",

"Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только

вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году

художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних

византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и

полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали

мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да

Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Незамеченные шедевры

Врубель провёл в Венеции около полугода. Больше всего заинтересовали

его палитру не корифеи Высокого Возрождения ( Тициан, Веронезе, ( а их

предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со

средневековой традицией, ( Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно,

Джованни Беллини. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных

Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост.

Венеция много дала Врубелю и стала важной вехой в его творческом

развитии: если встреча с византийским искусством обогатила его понимание

формы и возвысила его экспрессию, то венецианская живопись пробудила

колористический дар. И всё же он нетерпеливо ждал возвращения. С ним

происходило то, что часто бывает с людьми, оказавшимися на длительный срок

за пределами родины: только тогда чувствуют силу её притяжения.

Была и ещё причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.

Он был влюблён в жену Прахова Эмилию Львовну, о чём несколько раз, не

называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре.

Ещё до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову ( её

лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Портретное сходство

сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено; более явно ( в двух

карандашных эскизах головы богоматери.

Из четырёх иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.

Это один из его несомненных шедевров. Написана она на золотом фоне, в

одеянии глубоких, бархатистых тёмно-красных тонов, подушка на престоле шита

жемчугом, у подножия ( нежные белые розы. Богоматерь держит младенца на

коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед

собой печальным вещим взором. В чертах и выражении лица мелькает какое-то

сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц,

что встречаются на картинах Сурикова.

Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к

женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.

Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Он словно не находил себе места

( то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев

уезжал в Одессу), то возвращался опять; его потянуло к хмельному (кубку

жизни(, он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил

неустроенно, лихорадочно, а к тому же ещё и жестоко бедствовал, так как

денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далёкими.

Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время ( он

не любил откровенничать,( но достаточно очевидно, что он переживал не

только денежный кризис. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере

религиозности, которая также мало согласовывалась с окружающим, как мало

совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. И впервые стал

искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца (

Демона.

Одновременно Врубель работал тогда и над другими вещами, по заказу

киевского мецената И. Н. Терещенко. Для Терещенко Врубель взялся написать

картину (Восточная сказка(, но сделал только эскиз акварелью, да и тот

порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Потом,

впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость

Киевского музея русского искусства.

Благодаря киевским ученикам и ученицам Врубеля уцелели его летучие

наброски, его акварельные этюды цветов, которые он делал прямо на уроках,

на клочках бумаги, а потом бросал,( ученики же их заботливо подбирали и

хранили.

Одно заказное произведение Врубель в Киеве всё же довёл до конца:

большое полотно маслом (Девочка на фоне персидского ковра( ( портрет дочери

владельца ссудной кассы.

А затем Врубель снова перешёл к работам для церкви. Теперь это были

эскизы рукописей нового Владимирского собора в Киеве.

Работ Врубеля во Владимирском соборе нет, кроме орнаментов в боковых

нефах. Его эскизы (Надгробного палача(, (Воскресения(, (Сошествия св.

духа(, (Ангела( не были осуществлены.

С. Яремич говорил о киевских работах Врубеля: (Видно всё же, что эти

редкие по совершенству произведения ещё не окончательное проявление

художника(. У Врубеля ещё не откристаллизовалась своя тема ( только

брезжила в замыслах, ещё не было определившегося места в расстановке

художественных сил России конца века. В Киеве он жил на отшибе, получая

импульсы только от старинных мастеров. Ему предстояло войти в гущу

художественной жизни ( современной жизни. Это произошло, когда он переехал

в Москву.

В иконах Врубеля наблюдается большее следование в самих деталях

византийским образцам, чем при создании настенных композиций, и в то же

время по своему духу эти произведения оказались дальше от тех древних

памятников, которые послужили художнику исходным моментом. Кроме этого, в

характере образов и в живописной манере этих работ сказались впечатления от

искусства эпохи Возрождения. Может быть, венецианским впечатлениям Врубель

был обязан и появившейся тягой к Востоку - цветистому, волшебному. По

возвращении в Киев он написал "Девочку на фоне персидского ковра" и

акварель "Восточная сказка", ослепительная, как пещера сокровищ Аладдина.

Наиболее самостоятельной и интересной по своему решению является икона

"Богоматери с младенцем". В идеальной правильности овала лица и строгой

красоте черт Богоматери, в иератичности ее позы есть отдаленное сходство с

такими памятниками древнего русского искусства, как "Ярославская Оранта"

XIII века, хотя последняя и не могла быть известна Врубелю: здесь, видимо,

сказалась его интуиция. В произведении есть созвучие и с искусством

Беллини, что уже отмечалось. Тогда же Врубелем было написано и

"Благовещение", при создании которого художник использовал впечатления от

мозаик и древних фресок на одноименный сюжет, находившихся в Киеве,

например в Софии Киевской.

Киев. Встреча с древностью

Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских

фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах её

несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и ещё написать образа

для иконостаса.

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа,

голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции ( огромное

(Сошествие святого духа( на хорах и (Оплакивание( в притворе. В нём есть

неповторимый врубелевский лирилизм, выражение скорби в сочетании с

торжественным покоем; оно предвещает эскизы (Надгробного плача( для

Владимирского собора, сделанные тремя годами позже, уже после поездки

художника в Венецию.

Прежде всего мозаика XI века в работе Врубеля сходство с ней

проявляется особенно в трактовке складок, почти так же выявляющих формы

тела, кажется даже, что Врубель в технике акварели эскиза воссоздавал

характер их передачи в мозаике - некоторую жесткость и обобщенность их

контуров. Но у Врубеля образы более рафинированны, в них нет того

спокойного, почти бесстрастного достоинства, которое сквозит в каждой линии

контура, каждой складке древней мозаики.

Как бы ни были интересны рассмотренные выше произведения Врубеля, самыми

значительными из всего созданного им в результате "соревнования" с древними

мастерами являются эскизы его неосуществленной росписи Владимирского собора

(1887) До нас дошло несколько вариантов акварельных эскизов "Надгробного

плача" и "Воскресения", а также карандашный эскиз "Сошествие святого Духа",

два варианта "Рождества" и один масляный эскиз той же композиции.

Врубель очень вдумчиво и в то же время по-своему воспринял наследие своего

великого предшественника: в работах Александра Иванова его увлекала

передача общего эмоционального состояния и их чисто декоративная красота. В

лучших "Библейских эскизах" Иванова уже было то большое содержание, которое

стоит за сюжетом, вытекает из самого эмоционально-эстетического воздействия

произведения; оно непосредственно раскрывается через цвет, линейный ритм и

т.д., вызывая у зрителя сложные ассоциации, подобные тем, что возникают во

время восприятия музыкальных произведений. Но у Александра Иванова это

только лишь начиналось, у Врубеля же оно получило свое дальнейшее развитие.

Общность подхода Врубеля и Иванова к стоящим перед ними задачам можно

почувствовать и в самом понимании религиозных сюжетов, выявлении их

мифологической природы и большого человеческого смысла. В этом Врубель

также является достойным преемником своего великого предшественника. Так же

как и многим эскизам Иванова, эскизам Врубеля не суждено было претворится в

росписи. Хотя Врубель все эти годы работал для церкви, душу его терзали

сомнения и порывы. Спокойная религиозность Васнецова и Нестерова была ему

чужда. Не удивительно, что в во многих работах созданных в это время

чувствуется скрытый подтекст- мучительное недоумение перед загадкой смерти,

драматизм граничащий с мятежом.

В 1889 г. Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и

членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И.

И. Левитан, К. И. Коровий, В.М. Васнецов. В этот период жизни он создал

значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать