Мой любимый художник Михаил Александрович Врубель

Лермонтова. Им было создано 13 рисунков, из которых большая часть

относилась к "Демону".

Демоническое

Переселение было внезапным и чуть ли не случайным. Осенью 1889 года

Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути

остановился в Москве ( всего на несколько дней, как он предполагал. Но

Москва его затянула, закружила и навсегда оторвала от Киева. Ближайшим

поводом было знакомство, через посредство В. Серова, с московским (Лоренцо

Медичи( ( Саввой Ивановичем Мамонтовым.

На первых порах Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой

натурой в соединении с даровитостью, а Мамонтов, видимо, сразу оценил по

достоинству талант Врубеля: уже через два месяца после первого знакомства

Врубель поселился в его гостеприимном доме и стал своим человеком у него в

семье.

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений

Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева[1]. Таким образом, он мог

вернуться к давно задуманному образу Демона.

В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не

однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний.

Несохранившийся киевский (Демон(, судя по отзывам тех, кто его видел,

был более жестоким и смятенным, чем (Демон сидящий( с его сумрачной, но

кроткой задумчивостью. Закончив картину (Демон сидящий(, он принялся за

иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к (Демону(.

В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-

нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением

Лермонтова. Только Врубель нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях,

появившихся в 1891 году. С тех пор (Демона( уже никто не пытался

иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля

( другого мы, пожалуй, не приняли бы.

Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к (Демону(, можно

считать вершиной мастерства Врубеля-графика. Листы эти создают впечатление

богатой красочности, почти как (Восточная сказка(, хотя фактически они

монохромны ( исполнены чёрной акварелью с добавлением белил.

Выражать цвет без цвета, одними градациями тёмного и светлого ( эту

проблему Врубель ставил перед собой сознательно, как показывает его гораздо

поздняя работа над (Перламутровой раковиной(. Кажется, вся красота раковины

заключена именно в переливах цвета и пытаться воспроизвести эти переливы

без помощи красок ( безнадёжное дело. Но Врубель не считал его безнадёжным.

Он говорил: (Эта удивительная игра переливов заключается не в красках, а в

сложности структуры раковины и в соотношении светотени; в другой раз я

передам цвет только белым и чёрным (. Как можно видеть по графическим

эскизам (Раковины(, он действительно приближался к решению этой задачи.

Помимо (Демона(, Врубель исполнил несколько иллюстраций к (Герою нашего

времени(, к поэме (Измаилбей( и отдельным стихотворениям.

Тема демона прошла через все творчество Врубеля. Самой природой своего

дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демона жил где-

то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ

на иллюстрации к поэме Лермонтова.

Именно в нем мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность

форм достигают кульминации, воплощая, по словам художника, не носителя зла

и коварства, а вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего

примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа

на свои сомнения ни на земле, ни на небе" (слова Врубеля в передаче Н.А.

Прахова).В художественных "главах" цикла ритм трагедии одинокого титана-

честолюбца последовательно нарастает. В 1888 г. Врубель лепит бюст и фигуру

Демона. В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме (акварель, белила,

1890-91, Третьяковская галерея и Русский музей) во многом и сложилась

графическая манера мастера, трактующая мир как "магический кристалл".

Исполненные черной акварелью "Голова демона", "Тамара в гробу" можно

отнести к его лучшим работам. Изощренная "кристаллическая" техника

ошарашивала и прямо-таки пугала публику, ни к чему подобному не привыкшую.

В "Демоне" 1890 (Третьяковская галерея) искусительно-прекрасный герой

изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал.

"Демон (сидящий)", Далекая золотая заря загорается за колючими скалами. В

багрово-сизом небе расцветают чудо-кристаллы неведомых цветов. Отблески

заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Юноша присел отдохнуть

после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий

и о верности избранной дороги. Тяжелые атлетические мышцы обнаженного

торса, крепко сцепленные пальцы сильных рук застыли. Напряжены бугры лба,

вопросительно подняты брови, горько опущены углы рта. Поражающее сочетание

мощи и бессилия. Воли и безволия. Весь холст пронизан хаосом тоски, горечью

неосуществленных сновидений. На наших глазах как бы формируются

поразительные по красоте минералы. Но радость бытия уходит вместе с тающими

лучами зари. Холодными голубыми гранями поблескивают ребристые лепестки

огромных цветов. И в этой душной багровой мгле неожиданно и пронзительно

звучит кобальт ткани одежды юноши. Здесь синий - символ надежды.

Это полотно Врубеля не имеет аналогов во всей истории живописи по странным

сочетаниям холодных и теплых колеров, напоминающих самородки или

таинственные друзы никому неведомых горных пород. Тлеющие багровые, рдяные,

фиолетовые, пурпурно-золотые тона как будто рисуют рождение какого-то

планетарно нового мира. С ними в борьбу вступают серые, пепельные, сизые

мертвые краски, лишь оттеняющие фантастичность гаммы картины.

Художник недаром в юности увлекался минералогией, делал модели из гипса, а

с возрастом подолгу изучал игру граней драгоценных камней.

Вся эта грандиозная мистерия цвета, словно плазма, переливается, мерцает,

высверкивает. Желание живописца создать образ патетический, призванный

будить душу зрителя величием, монументальностью содеянного, достигнуто

полностью.

Но Врубель не был бы самим собою, если бы в этой огромной картине не было

второго плана. Ведь ни непомерные по мощи объемы торса, ни вздутые в

страшном напряжении мышцы рук, ни саженный разлет плеч - ничто не может

скрыть бессилия, тоски, горечи юного титана. "Куда идешь ты?"

Вот лейтмотив этой дантовской поэмы в красках.

Всезнание и бессилие - адский искус, эта тема становится любимой мелодией

лиры Врубеля.

Сражение мглы и сияния, зла и добра отражено в маленьком алом блике зрачка

Демона. В этой точке собран весь ужас незнания, томление без надежды,

глубоко запрятанный страх перед неведомым.

Художник пытается заглянуть за грань земного бытия. Симфоничность масштаба

этой глубоко жизненней драмы чарует гармоничностью пропорций, ракурсов,

колорита, виртуозным мастерством живописца.

Можно только поражаться, как люди, понимающие и любящие искусство, не

услышали в работе странного и для многих непонятного живописца голос

предтечи, вещавший новое, доселе невиданное развитие русского искусства.

Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом

произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное

владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки

мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого

великого флорентийца Микеланджело. В 1902 году Врубель создает самое

трагическое свое произведение "Демон поверженный". Как изменился герой

картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного

сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика.

Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Но

страшнее сведены брови. Глубокие морщины прорезали лоб.

С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной

тоске заломлены руки. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в

котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое

богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной

личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо

агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой

последнего заката.

Напрасно трактовать врубелевского Демона как духа зла, свергнутого с небес

всемогущим богом.

Думается, оба Демона - и 1890, и 1902 годов - глубоко автобиографичны.

Мастер, как никто, знавший объем своего дарования, свою творческую силу, не

исполнил до конца грандиозных замыслов, которыми была полна его душа.

И если в "Демоне сидящем" тридцатитрехлетний художник, испытавший

непомерное разочарование в осуществлении многих надежд, еще полон сил, то

сорокашестилетний Врубель мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий

финал своей бесконечно тяжелой и полной разочарований судьбы. В 1901 г. у

Врубеля началась тяжелая душевная болезнь, а в 1906 г. он ослеп. Все силы

художника напряжены в этом полотне до предела. Он десятки раз переписывает

огромный холст.

Современники вспоминают, что уже на выставке "Мира искусства", где было

экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал.

В 1891 г.он возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С. И.

Мамонтова в Абрамцево.

Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры

"Египтянка", "Купава", "Мизгирь", "Волхова", 1899-1900, Третьяковская

галерея и музей в Абрамцеве) и занимается декоративным дизайном

(керамические печи, вазы, скамьи музей в Абрамцеве).

Дважды (1891-92, 1894) бывал за границей, посетил Рим, Милан, Париж, Афины.

Возвратившись в Москву, принялся за новый тип работ - декоративное панно.

Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой

картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились

гигантские панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (1896),

заказанные в 1896 г. им для специального павильона Нижегородской

всероссийской выставки.. (второе панно ныне хранится в Третьяковской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать