Музыкальная культура Башкир
Музыкальная культура.
Проф. муз. иск-во Башкортостана, опирающееся на богатое нар. муз. т-
во, формируется в 1-й пол. 20 в. До Октябрьской революции у башкир в
основном развивалось устное муз.-поэтич. т-во. Сложились оригинальные формы
и жанры музицирования, в к-рых присутствовали черты своеобразного
профессионализма, проявлявшиеся в т-ве певцов (йырау), кураистов (курайсы),
сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство представляло собой нар. муз.-
поэтич. классику. Присоединение Башкирии к Русскому государству, основание
воен. крепостей и городов, активный приток нас. из центр. России обусловили
появление новых форм муз. быта, в недрах к-рого зародилась проф. музыка.
Местные дорев. газеты содержали материалы о муз. и концертной жизни
Башкирии, в т.ч. об оркестрах в имениях дворян и помещиков. Положит.
влияние на развитие муз. жизни края в кон. 18 в. оказали ссыльные польские
конфедераты. Они организовали оркестр, ввели в быт местного об-ва вечера с
музыкой и танцами, ставили муз. спектакли. Многие из ссыльных давали уроки
музыки и пения. Среди них был талантливый музыкант, пианист и дирижер
А.К.Новицкий - учитель знаменитой рус. пианистки В.В.Тимановой. С Уфой
связаны детство и юность рус. композитора А.Н.Верстовского, его первые
композиторские и исполнит. шаги. События рус. истории - Отечественная война
1812 г. и восстание декабристов 1825 - способствовали демократизации
культуры и иск-ва не только в центр. России, но и на ее нац. окраинах, в
т.ч. и в Башкирии. Так, баш. воины - участники битв с наполеоновской
армией, вернувшись на родину, привнесли в нац. быт сведения о рус. и европ.
музыке, о хоровом пении, воен. оркестрах. В 1-й пол. 19 в. в орбиту
интересов передовых рус. музыкантов входит баш. нар. музыка. Начало этому
было положено рус. композитором А.А.Алябьевым, отбывавшим ссылку в
Оренбурге в 1833-34. Он записывает баш. и тат. нар. напевы, создает на
основе двух баш. и одной "киргизской" мелодии вок. цикл "Азиатские песни",
а на баш. мелодию, сообщенную ему В.А.Верстовским, пишет "Башкирскую
увертюру" для симф. оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный
квартет К.Б.Шуберта, рус. виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в
городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок "Мое путешествие в
киргизские степи" и использовал рус., тат., бухарскую, баш. мелодии. Финал
квартета построен на варьировании известной баш. мелодии "Перовский".
В кон. 2-й пол. 19 в. муз. жизнь Башкирии заметно оживляется.
Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов,
крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил
скрипач Д.Н.Севастьянов, к-рый с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на
скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый
историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфим. воен. оркестра,
хормейстером, записывал и обрабатывал баш. нар. песни, занимался
композиторским т-вом. Активную муз.-просветительскую работу проводили
любительские муз. об-ва и кружки нац. лит-ры и иск-ва (см. Музыкальные
общества). В 1888 состоялся платный вечер в пользу уфимки Е.Я.Барсовой,
впоследствии Цветковой, к-рая, окончив Моск. консерваторию, стала артисткой
Моск. частной оперы, партнершей великого рус. оперного артиста
Ф.И.Шаляпина. К числу примечательных муз. событий относится дебют Шаляпина
в 1890 в Уфе. В муз. торжества вылились юбилеи великого рус. пианиста и
композитора А.Г.Рубинштейна и писателя С.Т.Аксакова.
Собиранием и изучением баш. и тат. нар. песен занимались Игнатьев,
А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. Качественно новым этапом в собирании и
систематизации баш. нар. музыки в дорев. период стали кн. С.Г.Рыбакова
"Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897), сб.
М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 изд-
во Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сб. обработок нар. песен
"Мусульманские песни" (в т.ч. ок. 50 баш.), осуществленных
А.Т.Гречаниновым. Одним из нац.-просветительских очагов было медресе
"Галия" в г.Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под
рук. преподавателя В.Клеменца - бывшего проф. Варшавской консерватории - из
числа уч-ся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в лит.-муз.
вечерах.
Начиная с 20-х гг. 20 в. муз, культура Башкортостана вступает в
новую стадию развития: активно развивается проф. музыка и художественная
самодеятельность, формируется сеть муз. уч. заведений (см. Музыкальное
образование). Силами проф. музыкантов и худ. самодеят-сти проводятся
многочисл. концерты и муз.-театр. вечера. Башкирский передвижной театр,
наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-худ. плана. В муз.
оформлении спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали
баш. композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев,
Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнит. иск-ва в Башкортостане
связано с деят-стью выдающихся баш. музыкантов - певца Г.С.Альмухаметова и
кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и за рубежом. На
науч. гос. основу ставится собирание и изучение нар., в т.ч. и муз.-поэтич.
творчества. При Об-ве по изучению быта, истории и культуры Башкирии
создается искусствоведч. секция, в к-рую входили И.В.Салтыков,
Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев. Они внесли большой вклад в изучение
баш. муз. фольклора, в развитие жанров проф. музыки 20-х гг. (см. Вокальная
музыка, Камерно-инструментальная музыка, Хоровая музыка).
В первые десятилетия Сов. власти был заложен фундамент муз.-обществ.
жизни в республике. В Уфе открываются гос. муз. школа (1920), муз. уч-ще
[ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922]; баш. студии при Моск. гос.
консерватории и Ленингр. хореограф. уч-ще (1932), готовившие артистич. и
композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Баш.
оперный театр [с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)], в 1939 - Баш.
гос. филармония (с муз. лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии
баш. проф. музыки стало объединение баш. композиторов и музыковедов в
творч. союз в 1940 [см. Союз композиторов (СК)]. В 1930-е гг. наряду с
массовой песней осваиваются разл. жанры вок., инструм., хоровой и симф.
музыки. В создании произв. для нац. муз. театра принял участие моек.
композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с баш. драматургом
М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 баш.
композитор Валеев завершает работу над первой нац. оперой "Хакмар" по
либретто С.Мифтахова.
Театр оперы и балета РБ. Город Уфа.
Огромный вклад в муз. культуру внесли мастера сов. иск-ва, жившие в Уфе в
годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко,
Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное
участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас"
Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и
Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда,
балет "Журавлиная песнь" Степанова (см. Опера, Балет). Широко велась
концертно-просвет. деят-сть силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами
Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. и страны
стало исполнение в Уфе 1-й ч. "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в
переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в
Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-
фронтовиков, а также подготовлен сб. "Башкирские композиторы - Красной
Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в баш. студии при
Моск. консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов,
Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова,
К.Ю.Рахимов вступили в ряды Кр. Армии. На полях сражений погиб Габитов, был
тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.
В нач. 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы
уделяют особое внимание развитию хоровой, симф. и камерно-инструм. музыки.
В концертах хора Баш. гос. филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова,
кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита
"Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина,
Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир.
Симф. музыка представлена соч. "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая
поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова,
"Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита"
Валеева (см. Симфоническая музыка). Большим худ. событием этих лет были
постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и
Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом
развития культуры в послевоен. десятилетие явилась Декада баш. лит-ры и иск-
ва в Москве в 1955, где достижения баш. муз. иск-ва получили высокую
оценку.
Следующее десятилетие отмечено широким развитием баш. муз. культуры.
На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые
разножанровые соч., свидетельствующие о творч. росте баш. композиторов.
Идут премьеры оперы "Шаура" и муз. комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов
"Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, муз. комедии "Когда приходит
любовь" Кульборисова. Выдающимся муз. явлением стала премьера балета
"Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации муз. жизни