Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК
РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен
показ т-ва композиторов республики.
Хоровая капелла РБ.
Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло
открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного
в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание
Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и
др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно
участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр.
1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых
композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали
песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова,
Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой,
"Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты
Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли"
М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ.
конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов
РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было
представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф.
культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе
крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и
"Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о
курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды",
"В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл.
жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова,
Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой,
Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и
хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского
письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы
для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для
детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.
Взаимному культ. обогащению и укреплению творч. связей способствуют
разл. праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные
конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и др. регионах России и
зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов
Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творч. контакты баш.
музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме
многочисл. взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей.
Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма композиторов и
музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар.
конкурсах (см. Музыканты РБ - лауреаты международных конкурсов и
фестивалей). Концертную деят-сть ведут творч. коллективы респ. - Нац. симф.
оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симф. оркестр ТОБ .
Значит. успехов достигли баш. музыканты в развитии разл. жанров популярной
музыки. В области музыковедения и муз. фольклористики музыковеды активно
разрабатывают актуальные проблемы проф. музыки и муз. фольклора .
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, объединения проф. музыкантов и любителей
музыки, ставящие целью эстетич. воспитание нас., развитие и пропаганду муз.
культуры. В 1885-1906 в Уфе функционировало Об-во любителей пения, музыки и
драм. иск-ва, собиравшееся в здании Дворянского собр. (ныне Уфим. гос.
институт искусств). Среди его участников были скрипач Д.Н.Севастьянов,
хормейстер А.А.Попов, пианисты Л.К.Новицкий, В.Д.Паршина и М.И.
Андржиевская, виолончелист Е.И.Чубовский, певица Е.Я.Барсова-Цветкова и
пианистка В.В.Тиманова. Организатором вечеров квартетной музыки был
Севастьянов. При участии симфонич. оркестра (орг. в 1889, дирижеры
Ф.Ф.Мотль, С.П.Копылов) в концертах исполнялись арии и сцены из опер рус. и
заруб. композиторов, классич. хоровые и инструм. произв., романсы и нар.
песни. В 1909 на юбилейных торжествах об-ва, посв. памяти С.Т.Аксакова, в
летнем театре заводчика В.И.Видинеева были исполнены кантаты "Памяти
С.Т.Аксакова". Их авторами были местные любители музыки О.И.Андрюкова-
Шиленкова и С.Е.Райский (ст. Е.Поповой). Чл. об-ва коллективно был создан
гимн к 300-летию Уфы (1886). В 1900-е возросла роль нац.-просветительских
очагов в крае: в Уфе существовали кружок "Национальные мелодии, сцена и
литература" под рук. Г.Г.Ибрагимова, нац. двухголосный хор и оркестр под
упр. И.Терегулова, в Троицке - Об-во пропаганды театра и музыки и др. В
1959 создано Хоровое об-во БАССР (пред. М.П.Фоменков) - массовая обществ.
орг-ция в системе Всерос. хорового об-ва, объединяющая проф. и самодеят.
музыкантов. Отделения хор. об-ва были созданы во всех городах и р-ных
центрах респ., что способствовало возникновению десятков хоровых
коллективов разного профиля: акад., нар., дет. и национальных. Первыми
акциями хорового об-ва в 60-е гг. стали респ. конкурсы на звание лучшего
хорового коллектива, праздники песни, концерты, смотры и др. Правление
Хорового об-ва оказывало отделениям на местах методич. и организац. помощь
в создании Домов музыки (Стерлитамак, Хайбуллинский р-н), в оказании
практич. помощи хоровым коллективам на местах, в издании сб-ков хоровых
соч. и обр. для хора баш. комп., в орг-ции регион. смотров, конкурсов,
певческих праздников, лекций, семинаров и т.д. В 1960-70 при Хоровом об-ве
работали курсы хормейстеров-баянистов (рук. А.Г.Тихомиров), готовившие
кадры для села. С 1961 работает Баш. эксперим. производств. комб-т с цехами
по пошиву сценич. одежды и обуви, ремонту, настройке и прокату муз.
инструментов. В 1988 на базе Хорового об-ва создано Муз. об-во БАССР (пред.
засл. деят. иск-в БАССР Ш.М.Бикмухаметов).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ, коллективы музыкантов-инструменталистов,
объединенные для совм. музицирования. Ранние свидетельства о формировании в
Башкирии традиции домашнего музицирования в гор. среде относятся ко 2-й
пол. 19 в. В Уфе в 1870-80 силами местных музыкантов под рук. видного
скрипача Д.Н.Севастьянова проводились вечера квартетной музыки заруб. и
рус. композиторов. Ансамблевое исполнительство составляло значит. часть
программ концертов Об-ва любителей музыки, пения и драматич. иск-ва,
кружков нац. лит-ры и музыки (см. Музыкальные об-ва).
После Октябрьской революции, с открытием музыкальной школы №1 г.Уфы (1920)
и Баш. муз. техникума (1922), концертная жизнь активизировалась. Ведущие
педагоги муз. техникума М.И.Андржиевская (фп.), С.А.Попов (скрипка),
Ф.П.Садовский (виолончель) выступали в ансамбле, исполняя "Элегическое
трио" С.В.Рахманинова. Среди любителей нац. иск-ва популярностью
пользовался первый ансамбль баш. нар. инструментов, организованный при муз.
ч. Башкирского государственного театра драмы (1927). В его составе были
кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов, гармонист Г.М.Мингажев,
скрипач и худ. рук. Х.К.Ибрагимов. Репертуар составляли устные импровизации
и обр. нар. мелодий. Начиная с 40-х гг. при Баш. гос. филармонии (БГФ)
формируются фольк. и эстрадные коллективы: ансамбль кураистов (рук.:
Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов), эстрадные (рук. Н.Галеев, Б.М.Гайсин),
И.а. Баш. государственного ансамбля народного танца (рук. А.С.Ключарев,
Т.Ш.Каримов, Р.В.Муратшин), джаз-группа "Дустар" (рук. М.Х.Юлдыбаев) и баш.
фольк. ансамбль TЯдкарL (рук. М.И.Гайнетдинов, Г.Г.Хамзин). Активными
пропагандистами т-ва баш. комп. стали И.а. муз. уч. заведений республики. С
кон. 50-х гг. в Баш. гос. муз. уч-ще (с 1960 Уфим. училище искусств - УУИ)
существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман,
М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Баш. радио и
ТВ. В 70-90-е гг. широкую концертную деят-сть ведут И.а., созданные силами
педагогов и студентов Уфим. гос. института искусств: струнный квартет (рук.
А.А.Калачев, С.К.Саркисянс) - дипломант 4-го Всерос. конкурса струнных
квартетов (Тбилиси, 1979); рус. нар. инструментов TРодные напевыL (орг. в
1978, рук. А.К.Савицкий); студенч. (худ. рук. В.А.Башенев) - дипломант
Всерос. конкурса исполнителей на нар. инструментах (Тула, 1986); старинной
музыки (орг. в 1992, рук. Р.Ф.Салимова) и др. В их репертуаре соч. заруб.,
рус., отеч., в т.ч. баш., композиторов. С успехом выступают дуэт баянистов-
педагогов (Р.Ю.Шайхутдинов, В.П.Суханов), трио баянистов в двух составах
(Шайхутдинов, Суханов, Башенев; В.Грачев, С.М.Тюфяков, В.В.Фильчев),
квинтет баянистов - лауреатов междунар. конкурсов (Шайхутдинов, Суханов,
Фильчев, Тюфяков, Грачев). В числе И.а. муз. уч. заведений получили
известность ансамбли виолончелистов УУИ (рук. В.В.Васильев), кураистов
(рук. Сулейманов, Р.Р.Рахимов), эстрадный (рук. Юлдыбаев, Г.П.Маркоров),
кураистов Учалинского муз. уч-ща (орг. в 1993, рук. А.М.Рахматуллин) и др.
(см. Эстрадная музыка и джаз).
ХОРЫ БАШКИРИИ
ХОРЫ, певческие коллективы проф. или самодеят. музыкантов, совместно
исполняющие вок. музыку с инструм. сопровождением или без него (а-капелла).
Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в кон. 19 - нач. 20 в.
Очагами распространения были мектебы и медресе. Инициаторами и
организаторами Х. стали прогрессивно настроенные учителя Г.Ибрагимов,
И.Терегулов, В.Клеменц, Ф.Агеев и др. До Окт. рев-ции в Уфе существовали