Музыкальная культура Башкир

Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК

РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен

показ т-ва композиторов республики.

Хоровая капелла РБ.

Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло

открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного

в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание

Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и

др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно

участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр.

1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых

композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали

песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова,

Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой,

"Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты

Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли"

М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ.

конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов

РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было

представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф.

культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе

крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и

"Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о

курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды",

"В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл.

жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова,

Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой,

Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и

хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского

письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы

для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для

детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.

Взаимному культ. обогащению и укреплению творч. связей способствуют

разл. праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные

конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и др. регионах России и

зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов

Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творч. контакты баш.

музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме

многочисл. взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей.

Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма композиторов и

музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар.

конкурсах (см. Музыканты РБ - лауреаты международных конкурсов и

фестивалей). Концертную деят-сть ведут творч. коллективы респ. - Нац. симф.

оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симф. оркестр ТОБ .

Значит. успехов достигли баш. музыканты в развитии разл. жанров популярной

музыки. В области музыковедения и муз. фольклористики музыковеды активно

разрабатывают актуальные проблемы проф. музыки и муз. фольклора .

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, объединения проф. музыкантов и любителей

музыки, ставящие целью эстетич. воспитание нас., развитие и пропаганду муз.

культуры. В 1885-1906 в Уфе функционировало Об-во любителей пения, музыки и

драм. иск-ва, собиравшееся в здании Дворянского собр. (ныне Уфим. гос.

институт искусств). Среди его участников были скрипач Д.Н.Севастьянов,

хормейстер А.А.Попов, пианисты Л.К.Новицкий, В.Д.Паршина и М.И.

Андржиевская, виолончелист Е.И.Чубовский, певица Е.Я.Барсова-Цветкова и

пианистка В.В.Тиманова. Организатором вечеров квартетной музыки был

Севастьянов. При участии симфонич. оркестра (орг. в 1889, дирижеры

Ф.Ф.Мотль, С.П.Копылов) в концертах исполнялись арии и сцены из опер рус. и

заруб. композиторов, классич. хоровые и инструм. произв., романсы и нар.

песни. В 1909 на юбилейных торжествах об-ва, посв. памяти С.Т.Аксакова, в

летнем театре заводчика В.И.Видинеева были исполнены кантаты "Памяти

С.Т.Аксакова". Их авторами были местные любители музыки О.И.Андрюкова-

Шиленкова и С.Е.Райский (ст. Е.Поповой). Чл. об-ва коллективно был создан

гимн к 300-летию Уфы (1886). В 1900-е возросла роль нац.-просветительских

очагов в крае: в Уфе существовали кружок "Национальные мелодии, сцена и

литература" под рук. Г.Г.Ибрагимова, нац. двухголосный хор и оркестр под

упр. И.Терегулова, в Троицке - Об-во пропаганды театра и музыки и др. В

1959 создано Хоровое об-во БАССР (пред. М.П.Фоменков) - массовая обществ.

орг-ция в системе Всерос. хорового об-ва, объединяющая проф. и самодеят.

музыкантов. Отделения хор. об-ва были созданы во всех городах и р-ных

центрах респ., что способствовало возникновению десятков хоровых

коллективов разного профиля: акад., нар., дет. и национальных. Первыми

акциями хорового об-ва в 60-е гг. стали респ. конкурсы на звание лучшего

хорового коллектива, праздники песни, концерты, смотры и др. Правление

Хорового об-ва оказывало отделениям на местах методич. и организац. помощь

в создании Домов музыки (Стерлитамак, Хайбуллинский р-н), в оказании

практич. помощи хоровым коллективам на местах, в издании сб-ков хоровых

соч. и обр. для хора баш. комп., в орг-ции регион. смотров, конкурсов,

певческих праздников, лекций, семинаров и т.д. В 1960-70 при Хоровом об-ве

работали курсы хормейстеров-баянистов (рук. А.Г.Тихомиров), готовившие

кадры для села. С 1961 работает Баш. эксперим. производств. комб-т с цехами

по пошиву сценич. одежды и обуви, ремонту, настройке и прокату муз.

инструментов. В 1988 на базе Хорового об-ва создано Муз. об-во БАССР (пред.

засл. деят. иск-в БАССР Ш.М.Бикмухаметов).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ, коллективы музыкантов-инструменталистов,

объединенные для совм. музицирования. Ранние свидетельства о формировании в

Башкирии традиции домашнего музицирования в гор. среде относятся ко 2-й

пол. 19 в. В Уфе в 1870-80 силами местных музыкантов под рук. видного

скрипача Д.Н.Севастьянова проводились вечера квартетной музыки заруб. и

рус. композиторов. Ансамблевое исполнительство составляло значит. часть

программ концертов Об-ва любителей музыки, пения и драматич. иск-ва,

кружков нац. лит-ры и музыки (см. Музыкальные об-ва).

После Октябрьской революции, с открытием музыкальной школы №1 г.Уфы (1920)

и Баш. муз. техникума (1922), концертная жизнь активизировалась. Ведущие

педагоги муз. техникума М.И.Андржиевская (фп.), С.А.Попов (скрипка),

Ф.П.Садовский (виолончель) выступали в ансамбле, исполняя "Элегическое

трио" С.В.Рахманинова. Среди любителей нац. иск-ва популярностью

пользовался первый ансамбль баш. нар. инструментов, организованный при муз.

ч. Башкирского государственного театра драмы (1927). В его составе были

кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов, гармонист Г.М.Мингажев,

скрипач и худ. рук. Х.К.Ибрагимов. Репертуар составляли устные импровизации

и обр. нар. мелодий. Начиная с 40-х гг. при Баш. гос. филармонии (БГФ)

формируются фольк. и эстрадные коллективы: ансамбль кураистов (рук.:

Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов), эстрадные (рук. Н.Галеев, Б.М.Гайсин),

И.а. Баш. государственного ансамбля народного танца (рук. А.С.Ключарев,

Т.Ш.Каримов, Р.В.Муратшин), джаз-группа "Дустар" (рук. М.Х.Юлдыбаев) и баш.

фольк. ансамбль TЯдкарL (рук. М.И.Гайнетдинов, Г.Г.Хамзин). Активными

пропагандистами т-ва баш. комп. стали И.а. муз. уч. заведений республики. С

кон. 50-х гг. в Баш. гос. муз. уч-ще (с 1960 Уфим. училище искусств - УУИ)

существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман,

М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Баш. радио и

ТВ. В 70-90-е гг. широкую концертную деят-сть ведут И.а., созданные силами

педагогов и студентов Уфим. гос. института искусств: струнный квартет (рук.

А.А.Калачев, С.К.Саркисянс) - дипломант 4-го Всерос. конкурса струнных

квартетов (Тбилиси, 1979); рус. нар. инструментов TРодные напевыL (орг. в

1978, рук. А.К.Савицкий); студенч. (худ. рук. В.А.Башенев) - дипломант

Всерос. конкурса исполнителей на нар. инструментах (Тула, 1986); старинной

музыки (орг. в 1992, рук. Р.Ф.Салимова) и др. В их репертуаре соч. заруб.,

рус., отеч., в т.ч. баш., композиторов. С успехом выступают дуэт баянистов-

педагогов (Р.Ю.Шайхутдинов, В.П.Суханов), трио баянистов в двух составах

(Шайхутдинов, Суханов, Башенев; В.Грачев, С.М.Тюфяков, В.В.Фильчев),

квинтет баянистов - лауреатов междунар. конкурсов (Шайхутдинов, Суханов,

Фильчев, Тюфяков, Грачев). В числе И.а. муз. уч. заведений получили

известность ансамбли виолончелистов УУИ (рук. В.В.Васильев), кураистов

(рук. Сулейманов, Р.Р.Рахимов), эстрадный (рук. Юлдыбаев, Г.П.Маркоров),

кураистов Учалинского муз. уч-ща (орг. в 1993, рук. А.М.Рахматуллин) и др.

(см. Эстрадная музыка и джаз).

ХОРЫ БАШКИРИИ

ХОРЫ, певческие коллективы проф. или самодеят. музыкантов, совместно

исполняющие вок. музыку с инструм. сопровождением или без него (а-капелла).

Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в кон. 19 - нач. 20 в.

Очагами распространения были мектебы и медресе. Инициаторами и

организаторами Х. стали прогрессивно настроенные учителя Г.Ибрагимов,

И.Терегулов, В.Клеменц, Ф.Агеев и др. До Окт. рев-ции в Уфе существовали

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать