танца и его совр. модификаций с поэтикой баш. нар. танца определяет худ.
своеобразие хореогр. произведений ТОБ на нац. темы.
Первый состав балетной труппы ТОБ под худ. рук. балетмейстеров К.В.Матсона,
Н.Г.Зайцева, Ф.А.Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореогр.
отделения Баш. техникума иск-в (1938) и баш. студии Ленинградского хореогр.
уч-ща (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский Б. выдвинул плеяду классических
танцовщиков, заложивших традиции нац. иск-ва. Это З.Насретдинова,
Х.Сафиуллин, Т.Худайбердина, Х.Мустаев, Ф.Саттаров, Г.Сулейманова,
М.Тагирова, Ф.Юсупов, Ф.Ахметшин, Г.Хафизова, Ф.Грюнвальд. В 1953-55 в
хореогр. студии при ТОБ занимался и дебютировал в спектаклях театра ("Дон
Кихот" Л.Ф.Минкуса, "Журавлиная песнь" Л.Б.Степанова и др.) буд. корифей
мирового балета Р.Х.Нуреев. За первые 15 лет своего существования, начиная
с "Коппелии" Л.Делиба (пост. Зайцев по А.Сен-Леону и А.А.Горскому) и до
Декады баш. лит-ры и иск-ва в Москве (1955), труппа выработала долговр.
худ. программу, объединила вокруг себя видных композиторов, хореографов,
сценографов, режиссеров. В репертуаре было ок. 30 развернутых и одноактных
спектаклей, хореогр. миниатюр, таких как "Лебединое озеро" П.И.Чайковского,
"Тщетная предосторожность" Л.Герольда - П.Гертеля, "Шехерезада"
Н.А.Римского-Корсакова, "Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Ч.Пуньи, "Красный
мак" Р.М.Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева, "Лауренсия"
А.А.Крейна, "Элегия" С.В.Рахманинова и др. в пост. Зайцева, Гаскарова,
Е.К.Войтович, Сафиуллина, Саттарова, Л.И.Лукина, В.Х.Пяри.
Сцена из балета "Жизель" Адана. Жизель - Л.Куватова, Альберт -
Р.Усама.
Сложился репертуар собствственно баш. спектаклей. Лучшим произв.
баш. Б. периода становления был спектакль "Журавлиная песнь" ("Сынрау
торна"; 1944, 1955): либретто Гаскарова, музыка Степанова, хореография
Н.А.Анисимовой, сценография Г.Ш.Имашевой (во 2-ой ред. М.Н.Арсланова). В
основу муз.-хореогр. драмы был положен лит. сценарий, в к-ром переплелись
языческие мифы, родовые обряды и соц. коллизии баш. старины. Музыка балета
представляет собой циклическую структуру, включающую темы баш. нар. песен и
мелодий и соединяющую сюитную форму с симф. развитием лейтмотивов.
Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с нар.
танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к
хореогр. симфонизму в сцен. действии и воплощение классически завершенного
образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, худ. символа свободолюбия и
патриотизма народа. Тема Б. "Журавлиная песнь", его муз. и хореогр.
воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ",
1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография
Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп.
А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и
Сафиуллина).
Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева
был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка
Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации
Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений,
разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира"
("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны
в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов).
Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете
"Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр",
1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ.
Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец,
включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка
нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в
контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался
героический образ. Бал. "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа,
развертывал, пр. всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие
театральной пластики.
Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким
жизненным испытаниям послевоен. действительности были посвящены два балета
композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967;
хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль"
("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме
М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произв. поэтика
акад. балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и
выразит. мимикой.
Ист. прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная
организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм
явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного
затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим.
трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография
Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла лит. тему, музыку
и хореографию произв., олицетворяла диалектику нравственного сознания,
обнажая тем самым противоречивость моральных принципов совр. человека.
Пластическая ткань спектакля соединяла разл. хореогр. системы - от
классического танца до авангарда.
Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореогр.
спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки комп. Сабитова -
"Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм.
Г.И.Язвинский), комп. М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-
Ахунов), комп. Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда",
1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.
О проф. мастерстве, богатом творч. потенциале свидетельствовал
репертуар ТОБ 1955-75 гг., на к-рые пришелся пик худ. развития баш. Б.
Лучшими спектаклями классич. и совр. репертуара стали "Спящая красавица" и
цикл одноактных произв. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана,
"Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро"
М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале"
Ф.З.Яруллина и мн. др. Яркими страницами баш. Б. являются собств. редакции
спектаклей на классич. темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в пост.
Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в
пост. В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в пост. А.Плисецкого,
"Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза
и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в пост. Н.Маркарьянца, "Сеньора из
Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.
Становление и худ.-эстетическое развитие баш. Б. воплотились в т-ве
3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли
в ней ведущее место воспитанники ЛХУ Ф.Нафикова, Э.Тимергазина, И.Хабиров,
В.Галимова, А.Бикчурин, Э.Сулейманова, С.Саттарова и др.; в 1960-70-е гг.
пришли в баш. Б. Л.Куватова, Ш.Терегулов, Ю.Ушанов, Р.Изгина, Л. и В.
Шапкины, З.Ильясова, Ф.Мустаева, А.Валеев и др. воспитанники Ленинградского
и Пермского хореогр. уч-щ; в 1970-80-е - Р.Зарипов, М.Даукаев,
Ф.Рахмангулова, Л.Лугина, Э.Валеев, Г.Сабирова, Б.Юлдашев, Х.Мухаметшин,
Г.Зараменская, К.Исмагилова и мн. др.
С нач. 1980-х баш. Б. переживает творч. кризис, связанный с распадом
худ.-эстетической программы, распылением артистических кадров. Подъем
определился с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и
вступлением ТОБ в творч. сотрудничество с деятелями Большого театра России.
Баш. Б. пополнился первыми выпускниками уч-ща (Р.Рыкин, Д.Даможиров,
О.Тарова, Б.Терегулова, А.Фатхлисламов, Т.Краснова, Р.Закирова, Н.Сологуб,
А.Кубагушев, А.Шайдуллин и др.) В худ. работе балетной труппы ТОБ принял
участие выдающийся хореограф Ю.Н.Григорович. Постановка Б. "Тщетная
предосторожность" на муз. П.Гертеля, Л.Герольда, Ж.Бизе, Ч.Пуньи и др.,
нов. редакции спектаклей "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и др.,
поставленные на сцене ТОБ РБ, обеспечили высокий творч. подъем в
деятельности труппы, определили новый худ. уровень баш. балета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова О. Всероссийскому хоровому обществу 25 лет. М.,
1985;
2. Атанова Л. Музыкальная культура Башкортостана //Очерки по
культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.
3. Фоменков М. К истории развития хорового искусства в Башкирии в
первые годы Советской власти //Вопросы истории башкирской
музыкальной культуры. Уфа, 1990; его же. Народная песня и
развитие хорового искусства в Башкирии //Музыка композиторов
Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.
4. Хайруллин Р. Мастера балетного искусства Башкирии. Уфа, 1963;
Саитов С. Танец ликующий. Уфа, 1968; Ахмадеева Г.Н. Башкирский
балет //Музыка композиторов БАССР (СССР) и округа Галле (ГДР).
Уфа, 1990