Музыкальная культура Башкир

рус. Х., преим. церковные, довольно высокого уровня певческой культуры. В

их репертуаре была духовная музыка Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского,

П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др. Любит. светские Х. создавались в

гимназиях, уч-щах, учительском ин-те. Среди уфим. регентов-руководителей Х.

- И.П.Ишпайкин, И.П.Райский, Г.Ф.Арямнов, В.Г.Преображенский и др. Х.

принимали участие в гор. мероприятиях, концертах Об-ва любителей пения,

музыки и драм. иск-ва, исполняя соч. рус. и западноевроп. композиторов.

После Окт. рев-ции массовое коллективное пение стало неотъемлемым элементом

обществ. быта: собрания, митинги, манифестации сопровождались пением рев.

песен. В 1919 при политотделе Уфим. Губвоенкомата был создан первый проф.

Х., позже Государственный (1919-22, рук. А.А.Петручик, Преображенский). Х.

исполнял рус. нар. и рев. песни и марши, произведения сов., рус. и заруб.

композиторов. В нач. 20-х гг. появились баш. и тат. хоровые коллективы

Уфим. ин-та нар. образования (рук. Х.К.Ибрагимов) и Гос. муз. школы (рук.

И.В.Салтыков). В 1928 силами преподавателей и учащихся Баш. гос. техникума

иск-в было осуществлено театр.-муз. представление "Башкирская свадьба" по

пьесе М.Бурангулова (муз. рук. Салтыков, Ибрагимов). В нем было широко

использовано баш. нар. муз. т-во, в т.ч. в хоровом исполнении. В 1934 при

Доме Кр. армии был организован Красноармейский ансамбль песни и пляски

(рук. Ибрагимов). Основу репертуара ансамбля составляли баш. и тат. нар.

песни в обработке рук. коллектива. Важную роль в развитии хорового

исполнительства в Башкирии сыграли рус. и баш. Х. вок. студии Башпрофсовета

(1935-38, рук. А.Г.Тихомиров). Эти коллективы положили начало проф. Х. Баш.

театра оперы и балета (БТОБ, 1938) и Баш. гос. филармонии (1939). Вел.

Отеч. война прервала деят-сть филармонич. Х. Однако в февр. 1944 был создан

проф. женский Х. (рук. М.Я.Федотов), реорганизованный в 1950 в смешанный

(рук. Тихомиров). Х. Баш. гос. филармонии выступал в концертах Декады баш.

лит-ры и иск-ва в Москве, где прозвучали хоровые соч. сов. и баш.

композиторов, обработки нар. песен. Дальнейшее развитие хорового иск-ва

связано с деят-стью композитора и хормейстера Ш.Ш.Ибрагимова,

возглавлявшего проф. Х. Башрадиокомитета (1953-60) и Баш. гос. филармонии

(1955-58). К нач. 60-х гг. качественно изменился уровень исполнит. культуры

лучших учебных и любит. Х., выступавших с разнообразными концертными

программами. Ярким событием муз. жизни Уфы стало исполнение Русской респ.

хоровой капеллой (Москва, худ. рук. А.А.Юрлов), совместно с Нар. хоровой

капеллой профсоюзов, Х. Уфим. училища искусств, педагогич. уч-ща -2 (Уфа,

рук. М.П.Фоменков) и БТОБ (дирижер И.М.Альтерман) "Патетической оратории"

Г.В.Свиридова. В мае 1969 состоялось первое выступление Х. Уфим. гос.

института искусств совм. с Нар. хоровой капеллой профсоюзов, в теч. двух

вечеров исполнивших большую программу из соч. Свиридова, в т.ч.

"Патетическую ораторию", фрагменты "Поэмы памяти Сергея Есенина", и а-

капелла (рук. Фоменков, хормейстер А.П.Иванов). В 1970 концертную деят-сть

начала Баш. гос. хоровая капелла (рук. Т.С.Сайфуллин), в 1993 Камерный хор

Муз. об-ва РБ (рук. Ш.М.Бикмухаметов). Выдающимся событием в муз. жизни

Башкортостана 90-х гг. стало исполнение "Реквиема" Дж.Верди объединенными

силами артистов Баш. хоровой капеллы, хора, солистов и симф. оркестра БТОБ

при участии И.Архиповой и М.Биешу (дирижер В.И.Платонов). Важную роль в

приобщении широких масс к хоровому иск-ву играют любит. Х., оганизованные

при школах, ср. и высших уч. заведениях, з-дах, ДК.

ОПЕРА, вид муз.-театр. иск-ва; муз.-драм. произведение, основанное

на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Баш. О. как самостоятельный

жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-

х гг. В 1930 в Казани и Уфе состоялась премьера оперы Г.С.Альмухаметова,

В.И.Виноградова и С.Х.Габяша "Эшсе" ("Рабочий") по одноим. поэме М.Гафури.

В своем становлении баш. О. опиралась на нар. муз. т-во, на традиции рус.

классич. музыки и опыт совр. иск-ва. Прообразами первых баш. опер были муз.

спектакли, включавшие большое кол-во фольк.-этнографич. картин и

воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу нар.

песен. Развитие баш. драматургии и театра способствовало формированию нац.

оперного репертуара. Ряд произв., поставленных на сцене Баш. гос. театра

оперы и балета (БТОБ), был создан на основе одноим. драм. спектаклей.

Премьера первой баш. оперы "Хакмар" комп. М.М.Валеева (либр. С.Мифтахова,

дирижер П.М.Славинский, реж. Б.Г.Имашев, худ. М.Беспалова, балетм.

Ф.А.Гаскаров, хормейстеры О.М.Райцын и Н.А.Болотов) состоялась в 1940. В

числе первых исполнителей Г.С.Хабибуллин, Х.Л.Галимов, Б.Н.Валеева,

З.И.Ильбаева, М.Г.Салигаскарова, М.Х.Хисматуллин и др. В опере впервые были

представлены традиц. оперные формы: арии, ансамбли, хоры и оркестровые

эпизоды. В музыке широко использовались интонации баш. нар. песен и танцев.

В годы Вел. Отеч. войны в создании баш. О. участвовали эвакуир. в Уфу

музыканты и комп. Москвы, Ленинграда, Киева. Опера "Карлугас" Н.К.Чемберджи

(либр. Б.Бикбая, пост. 1941), отражающая героич. историю баш. народа, была

созвучна патриотич. духу сов. людей в годы войны. Определенный вклад в

развитие баш. О. внес комп., дирижер и фольклорист-этнограф А.А.Эйхенвальд.

В его операх "Мэргэн" и "Ашкадар" (на либр. М.Бурангулова, пост. 1940,

1944), созданных по мотивам нар. легенд, проявилось умелое использование

баш. нар. музыки. Опера "За родину" написана укр. комп. Ф.Е.Козицким совм.

с баш. комп. и драматургом Х.К.Ибрагимовым (дирижер Славинский, реж.

Ш.А.Месягутов, пост. 1943.). В годы войны увидела свет и опера "Акбузат"

Х.Ш.Заимова и А.Э.Спадавеккиа, созданная по мотивам баш. эпоса. Героич.

линию в баш. О. продолжила опера "Азат" Р.А.Муртазина (либр. Бикбая,

дирижер Г.А.Столяров, реж. А.С.Григорян, пост. 1949), посв. событиям гражд.

войны в Башкирии. В опере "Айхылу" Н.И.Пейко (либр. Г.Амири, рус. текст

Г.Миллера и Пейко по мотивам драмы Мифтахова "Хакмар", дирижер

Г.Л.Ержемский, реж. Е.А.Брилль, пост. 1953) впервые воплощена совр. тема.

Качественно новый этап в развитии баш. О. начинается с сер. 50-х гг. -

важнейшего периода в становлении баш. проф. музыки. Задача создания

самобытного нац. муз. языка успешно решена в опере "Салават Юлаев"

З.Г.Исмагилова. Сюжет оперы (либр. Бикбая), связанный с образом Салавата

Юлаева, сподвижника Е.И.Пугачева в Крестьянской войне 1773-75, предоставлял

возможность воплотить героику нар. борьбы, острые соц.-ист. конфликты. В

муз. языке спектакля сочетаются яркое нац. своеобразие баш. музыки и

реалистич. принципы муз. классики. Имевшая успех в Москве на Декаде баш.

лит-ры и иск-ва (1955) опера не сходит со сцены св. 40 лет. Поиском новых

драматургич. приемов и средств выразительности отмечена лирико-психологич.

опера "Шаура" Исмагилова (либр. Бикбая) по мотивам одноим. баш. нар. песни

и легенды (дирижер И.М.Альтерман, реж. Хисматуллин, пост. 1963). В кон. 60-

х - нач. 70-х гг. баш. комп. расширяют тематику опер. Атмосферу революции и

гражд. войны передает вторая опера Муртазина "Дауыл" ("Буря", либр.

Р.С.Янбулатовой по роману Х.Давлетшиной "Иргиз", дирижер В.Д.Руттер, реж.

Ш.М.Муртазина, пост. 1969). Опера "Современники" Х.Ф.Ахметова (либр.

Бикбая, дирижер Н.Г.Сабитов, реж. Хисматуллин, пост. 1970) повествует о

первооткрывателях баш. нефти. Тема труда и дружбы народов, воплощенная

через массовые сцены, чередуется с раскрытием духовного мира наших

современников в развернутых ариях, монологах и ансамблях. Значительно

обогатила нац. муз.-сценич. иск-во опера "Волны Агидели" Исмагилова (либр.

М.Карима, дирижер Г.Х.Муталов, реж. Р.А.Валиуллин, пост. 1972). Лирич.

драма героев показана на фоне совр. жизни народа. Продолжением эпич. линии

в оперном т-ве баш. комп. явилась опера "Послы Урала" Исмагилова (либр. И.

Дильмухаметова, дирижер Г.Г.Александров, реж. Р.И.Тихомиров, пост. 1982),

посв. событиям 16 в. - присоединению Башкирии к Русскому государству.

Важным событием муз.-театр. жизни 90-х гг. стала постановка оперы "Нэркэс"

Ахметова (либр. комп. по одноим. трагедии И.Х.Юмагулова, дирижер

В.И.Платонов, реж. Валиуллин, пост. 1994). В основе ее - трагедия баш.

Ромео и Джульетты, разворачивающаяся на фоне острого соц. конфликта в

феодально-родовом обществе. Т-во молодых комп. представлено оперой "Черные

воды" С.А.Низамутдинова (либр. комп. по одноим. поэме Карима, дирижер

Ю.П.Анисичкин, реж. Валиуллин, пост. 1989). Посв. событиям Вел. Отеч.

войны, она наметила новую жанровую линию в баш. музыке - камерную О. Среди

созданных в 80-90-е гг. оперных произв., еще не поставленных на сцене, -

"Акмулла" Исмагилова, "Великий рядовой" ("Александр Матросов")

Д.Д.Хасаншина, "Гульямал" Н.А.Даутова, "Шонкар" А.М.Кубагушева; для детей -

"Полет на Марс" Р.Х.Газизова, "Серая шейка" А.Х.Габдрахманова, "Тараканище"

Даутова и др. В мае 1996 с успехом прошла премьера оперы "В ночь лунного

затмения" Низамутдинова.

БАЛЕТ, вид сценического иск-ва; спектакль, содержание к-рого

воплощается в музыкально-хореографич. образах.

Сцена из балета "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева.

Башкирский балет, артистический состав и худ.-сценическая

деятельность балетной труппы Гос. театра оперы и балета Республики

Башкортостан (ТОБ) опирается на акад. школу рус. классического балета, и

широко использует традиц. формы баш. хореографии. Синтез классического

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать