Образ Мадонны в мировом искусстве

свидетельство скульптурного гения Рафаэля хранится в нашем Эрмитаже.

Таков был этот великий мастер Высокого Возрождения.

«Флорентийские мадонны» (рис. 4).

Флорентийские мадонны Рафаэля – это бесконечно изящные, миловидные,

трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть

в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это

уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью,

облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту

одухотворенную гармонию, которую они собой выражают. «Мадонна в кресле»,

«Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирные известные

мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над

прочими фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания

Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.

Общность типа некоторых рафаэлевских женских образов римского периода

породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина,

его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Эта

римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви

вельможнейшего из живописцев, была дочерью пекаря. Быть может, образ её и

вдохновлял Рафаэля, однако этот образ, по-видимому, все же не был

единственным.

Общность типов некоторых рафаэлевских женских образов римского

периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же

женщина, его возлюбленная, прозванная “Форнарина”, что значит булочница.

Эта римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви

великого живописца, была дочерью пекаря. Быть может, образ ее и вдохновлял

Рафаэля, однако он, по-видимому, все же не был единственным. Ибо вот что мы

читаем в письме Рафаэля: “Я скажу вам, что, для того чтобы написать

красавицу, мне надо видеть многих красавиц... Но ввиду недостатка как в

хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей,

которая приходит мне на ум. Я не знаю, имеет ли она какое-либо

совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть”.

«Сикстинская мадонна». (рис. 14)

Важное место в искусстве великого художника по-прежнему занимает

образ мадонны, который приобретает черты большей монументальности и

уверенности. Такова «Сикстинская мадонна».

Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Мария идёт по облакам,

неся своего ребёнка. Серьезный и тревожный взгляд матери нам говорит о том,

что она уже знает, какие испытания выпадут на долю ее сына. Слава ее ничем

не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив

колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с

благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх

мечтательно – задумчивый взор. Колено преклонный, покорный Сикст не

отрывает восторженного взора от богоматери. Она идет к людям, юная и

величавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Мадонна не только красива,

она еще и бесконечно мудра.

Ее взор, кажется, проникаесамую глубь явлений. О ней можно сказать

словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии:

Она умеет видеть суть явлений

и там, где для мудрейшего темно…

«Сикстинская мадонна»! Величавая, простая. После всего хаоса,

разрушений, которые прошли перед нами, особенно ярко поражали гармония,

красота этого величайшего шедевра мировой живописи.

Зрелище, преображающее реальность в ее величии, вещей мудрости и

красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией.

Эта мадонна – воплощение того идеала красоты и добра, который смутно

воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до

конца, раздвинув занавес, то самый, что отделяет будничную жизнь от

вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру.

«Мадонна Конестабиле». (Рис. 5)

В этой картине не ничего случайного,

и нет образа более лирического, как и более крепкого своей внутренней

структурой. Какая гармония во взгляде мадонны, наклоне ее головы и каждом

деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции в целом! И уже самой

живой жизнью дышат фигуры нежно- задумчивой матери и так чудесно

устроившегося на ее руках младенца.

Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая,

тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность. Все здесь

значительно и законченно – ясно.

2. “Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения”

Лукас Кранах Старший

В небольшой коллекции немецкого искусства XV(XVIII вв. Эрмитажа особую

ценность представляют произведения мастера Возрождения Лукаса Кранаха

Старшего. Творчество этого художника представлено произведениями среднего и

позднего периодов. Художнику присущи любовь к эффектным, увлекающим зрителя

сценам в сочетании с прямолинейной, едва ли не схематичной трактовкой

образов. Он был художником декоративного склада. Его призвание- не сюжетные

картины, а красочные росписи, которыми он украшал залы герцогских замков.

Ренессанское мироощущение пронизывает картину “Мадонна с младенцем под

яблоней” (рис. 6). Церковная символика (яблоня - дерево Евы, первородный

грех которой искупает Мария; корочка хлеба в руке младенца- обозначение

тела Христа) не снижает общего гедонического характера произведения, где

молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно

царит в природе. В период, когда в протестантской Саксонии почти исчезли

церковные заказы, а светское искусство развивалось, художник не отошел от

религиозной тематики.

Мадонна под яблоней — лучшее в Эрмитаже произведение Кранаха. Его символика

связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода

человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ

искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь

как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Это тип

протестантской Мадонны, олицетворяющей истинную земную церковь.

Великолепная панорама с гладью озера и синеющей у горизонта цепью гор

напоминает о том, что Кранах — один из создателей жанра пейзажа в

западноевропейской живописи. Красочная гамма, построенная на сочетании

красного и золотисто-желтого цветов с изумрудно-зеленым и холодно-голубым,

свидетельствует о замечательном колористическом даровании художника.

Антонис ван Дейк

Обратим внимание на мастерство портретиста Антониса Ван Дейка в картине

“Мадонна с куропатками” (рис. 7) . Картина принадлежит к числу его лучших

сюжетных композиций. Традиционный в европейском искусстве сюжет- отдых

святого семейства на пути в Египет (“...Ангел Господень является во сне

Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и

будь там, доколе не скажу тебе...Он встал, взял Младенца и Матерь Его

ночью, и пошел в Египет...”[1]) у Ван Дейка получает своеобразное

воплощение. Сцене, где изображены Мадонна с младенцем, святой Иосиф и

фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный

характер. Почти постановочно, по-балетному выглядит детский хоровод, яркие

и нарядные детали вносят в картину декоративный элемент. Эти детали имели

аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия- цветы

Марии; яблоко- искупление греха Евы; подсолнечник, который всегда тянется к

солнцу- намек на возвышенные помыслы Богоматери; куропатка- символ

беспутства- улетает). Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и

теплоту. Чувственно-осязателен женский образ, дети, играющие в “золотые

ворота”, грациозны и изящны; мягкость и притушенность колорита картины

хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера.

Робер Кампен

“Мадонна с младенцем у камина” (рис. 8) Робера Кампена принадлежит к числу

шедевров Эрмитажа. В прошлом “Мадонна с младенцем у камина” и “Троица”

составляли диптих (двустворчатый складень), поэтому при экспонировании оба

сюжета были заключены в единую раму. Традиционность исполнения особенно

ощутима в “Троице”, где характер композиции, объемная лепка фигур и

изображение пьедестала свидетельствуют о влиянии готической скульптуры. На

другой створке- “Мадонна с младенцем ”. В этой композиции мастер отходит от

готических традиций и создает новаторское для своего времени произведение.

Мадонна с младенцем представлена в комнате обычного нидерландского дома,

причем обстановка воспроизведена с необыкновенной тщательностью. У стены на

столике стоит таз и кувшин для омовения, на полочке висит полотенце,

детально написаны деревянные створки окна со шляпками медных гвоздей. За

окном можно разглядеть уголок пейзажа. Сидя с младенцем на руках возле

зажженного камина, Мадонна протянула в сторону огня руку, по-видимому для

того, чтобы согреть ее и не коснуться холодными пальцами тельца ребенка. А

возможно, что мать просто защищает его от жара пламени. Но в любом случае

этот жест явно подмечен в жизни и носит конкретный, бытовой характер.

Однако многое в картине представляется условным- передача пространства (пол

круто наклонен так, что фигуры как бы скатываются к нижнему краю картины),

с разных точек изображены кувшин, таз и умывальный столик. Часть предметов

воспринималась современниками художника и как символы (так, например, таз,

кувшин, белое полотенце- знаки чистоты и невинности девы Марии).

Рогир ван дер Вейден

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (ок. 1400–1464), один из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать