Образ Мадонны в мировом искусстве

крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 в., родился в Турнэ. Его

картина Снятие с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших

произведений мирового искусства. Этот алтарный образ был написан для

капеллы гильдии стрелков в Лувене.

Снятие с креста – единственное произведение, о котором известно, что оно

принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Вокруг этой работы современные

искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин

на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены

Рогиром ван дер Вейденом. Благодаря такой «реконструкции» творческого

наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный

передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. К

сожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, с

которым согласились бы все ученые. Среди приписываемых ему произведений:

Св. Лука, рисующий Мадонну (С.-Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд

(Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446–1451), Алтарь Бладелена (Берлин –

Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де

Круа (Антверпен, Музей изящных искусств).

Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему

периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея

Метрополитен и др.). Однако большинство ученых считают, что они принадлежат

Мастеру из Флемаля.

В старинных документах сохранилось несколько разрозненных фактов о жизни

Рогира ван дер Вейдена. Он учился в Турнэ у Робера Кампена (к сожалению, не

сохранилось ни одной картины, которую можно было бы с уверенностью считать

работой этого мастера). Около 1430 Рогир женился на девушке из Брюсселя и

поселился в этом городе. Вскоре начал работать по заказам городского

совета. Один из таких заказов представлял собой четыре аллегорические

композиции для украшения Золотой залы городской ратуши на тему Правосудия.

Среди его заказчиков были очень влиятельные люди: канцлер Никола Ролен и

казначей Питер Бладелен. В 1459 одиннадцать картин Рогира ван дер Вейдена,

написанных по заказу аббата монастыря Сент Обер в Камбрэ, были переданы

туда женой и слугами художника. В 1463 Рогир ван дер Вейден получил письмо

от Бьянки Сфорца, герцогини Милана, в котором она выражала мастеру

благодарность за то, что он принял ее протеже к себе в ученики. Умер Рогир

ван дер Вейден в Брюсселе в 1464.

Сформировался как художник в мастерской Робера Кампена, научившись многому

у Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейден(около 1399-1464)тем не менее сильно

отличался от этих мастеров. Цель своего творчества он видел не в

восхищенном созерцании мира, где повседневное приравнивается к чуду, а в

постижении индивидуальности личности (что делало его глубоким психологом и

превосходным портретистом).

“Св. Лука, рисующий Мадонну” () Рогира ван дер Вейдена. Сюжет произведения

основан на легенде, повествующей о том, что один из учеников Христа, Лука,

был первым, кто создал портрет Мадонны. В середине века, когда появляются

цеховые организации, живописцы Нидерландов провозглашают Луку покровителем

своей гильдии. Рогир ван дер Вейден представил святого в момент творчества.

В отличие от художников немецкого Возрождения, уделявших основное внимание

человеку и изображавших его обычно в центре композиции, нидерландских

мастеров в равной мере интересует и человек и его окружение. Поместив

фигуры Марии с младенцем слева и Луки- справа, всю среднюю часть картины

Рогир ван дер Вейден занялся пейзажем, открыв взору зрителя перспективу

уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах, написанными так

точно и старательно, что в дальнейшем исследователи даже смогли узнать ряд

строений и определить, что это здания старого Брюсселя. Однако бросается в

глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур- прием, с помощью которого

мастер стремится передать глубину пространства (сравнительно недалеко

расположенные от персонажей первого плана фигурки родителей Марии- Иоахима

и Анны- кажутся поэтому несоразмерно маленькими). В изображении младенца

сказывается недостаточное знание детских пропорций, чувствуется скованность

движений. Нидерландские художники значительно позже, чем итальянские,

овладевают искусством передачи обнаженного тела. Это объясняется не только

влиянием церкви, но и слабым знакомством с античным наследием.

В отличие от своих предшественников, изображавших персонажей картин в

созерцательном состоянии, не раскрывая их эмоций, Рогир ван дер Вейден

стремится к передаче человеческих чувств. Лицо Луки отражает его

взволнованность, он весь поглощен процессом творчества. Это лицо,

несомненно увиденное в жизни, возможно, автопортрет художника.

В центре эрмитажной картины (а это один из нескольких сохранившихся

вариантов произведения) проходит вертикальный шов. В прошлом, когда эта

работа находилась в Испании, ее распилили на две части. В 1850 году

изображение Луки было приобретено в Голландии и поступило в Эрмитаж как

самостоятельное произведение. В 1884 году в Петербург было доставлено

изображение Мадонны. Когда выяснилось, что это две части одной композиции,

их, объединив, перевели с досок на холст. Несмотря на то, что в результате

перевода и под воздействием времени картина несколько поблекла, она и

сейчас радует глаз звучными красками. Мы любуемся красотой ткани и золотым

шитьем платья Мадонны, драгоценными камнями ее украшений, подробно и

любовно написанными деталями одежды.

Сравнивая образы Мадонны нидерландских и немецкого мастеров, нужно отметить

мягкость и теплоту работ нидерландских живописцев. Немецкие композиции

более схематичны, и скорее, напоминают иконы, нежели вольные полотна. Во

всех деталях заключен некий аллегорический, религиозный смысл. Для

сравнения- “Мадонна с куропатками” Ван Дейка имеет скорее театральное

воплощение.

Мне близки более полотна нидерландских мастеров, прекрасное знание

пропорций человеческого тела, мягкость и округлость линий и четкая

обрисовка деталей в которых не может оставить равнодушным ни одного

человека.

Тем не менее, несмотря на разницу восприятия образа Мадонны живописцами,

чувствуется любовь и нежность, которую они постарались перенести на

полотно. И даже через век мы чувствуем то нежное чувство, с которым писался

образ Мадонны- сам образ Матери.

3. Образ Мадонны в современной живописи.

Алексей Кузьмич

Можно не знать Рафаэля и его "Сикстинской мадонны", "Петроградской мадонны"

Петрова-Водкина, двух "Партизанских мадонн" или "Мадонны Биркенау" Михаила

Савицкого, но мадонн Кузьмича знает каждый. Если не видел, то что-то слышал

о них. Ведь Алексей написал этих мадонн не две, не десять и даже не сотню,

а где-то около тысячи. Неудивительно, что самый большой, трехуровневый зал

Союза художников - "Дворец искусств" на улице Козлова почти весь благодаря

содействию главы Минска Михаила Павлова отдан в распоряжение Кузьмича.

Вчера здесь открылась выставка его работ, и не только мадонн...

Его работы не балуют разнообразием, и модель изображения на них узнаваема и

близка каждому. Кто-то утверждает, что это его жена, а младенец на ее руках

или младенцы, ее окружающие, - это их дети. Нет, на картинах Кузьмича

изображена все-таки не конкретная женщина, а именно Мадонна. И в этом его

достижение как художника.

Кузьмич увлеченно, захватывающе, с какой-то пронзительной страстью может

говорить, спорить и превозносить своих мадонн. А еще каяться, смеяться и

плакать над ними. И делает он это эмоционально, искренне. Ведь, как всякий

большой художник, Кузьмич в душе еще и артист. Скажу более, он в

республике, пожалуй, первый и самый последовательный пропагандист, или, как

нынче говорят, менеджер своих работ. Про него написано тысячи, а может,

десятки тысяч журналистских статей - газеты любят сенсации (тысячи

мадонн!!!), ярких, неординарных людей. А еще про Кузьмича снято около сотни

телесюжетов и несколько документальных фильмов. Издан шикарный альбом его

работ. Не говоря уже про то, что его работы тиражируются на разного рода

продукции, не имеющей к искусству никакого отношения (на обложках книг,

календарях, плакатах), что по сегодняшним меркам тоже является залогом

колоссальной популярности, узнаваемости. Поэты посвящают ему и его мадоннам

стихи и песни.

Говорят, за эту немыслимую популярность, а может быть, еще и за эту

напористость, настырность коллеги по ремеслу не очень-то жалуют художника

Алексея Кузьмича, а закупочные комиссии при Министерстве культуры, которым

выделяются деньги из бюджета, не торопятся приобретать работы популярного

художника. А в том, что это явление, я думаю, сегодня уже мало кто

сомневается.

Алексей Кузьмич. Сегодня это имя чаще других встречается на страницах

периодических изданий. Репродукции картин художника украшают большие и

малые журналы. Ему позируют писатели и артисты, кинорежиссёры и

общественные деятели.

Известность, слава. Они пришли к Алексею Кузьмичу на втором десятке лет

творческой жизни, когда начал проясняться её общий замысел, неведомый

поначалу и самому художнику.

По мере создания, картина за картиной, как страница за страницей,

складывается книга творческой жизни живописца. В первой её части

художественный мир Алексея Кузьмича конкретен, ощутима тяга к портрету,

тематической картине. Непосредственные впечатления от встреч с родными

местами, людьми входят в плоть его произведений: "У окна" (1974),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать