Образ Мадонны в мировом искусстве

Ван Гог, увидел репродукции их картин. Развитию природных способностей

мальчика способствовал и двоюродный брат Алексея, Степан Кузьмич, одарённый

самодеятельный художник.

Старшие дети входили в самостоятельную жизнь. Дороги странствий влекли и

Алексея. В 1962 году шестнадцатилетний юноша едет в Красноярск, где живут

ею дальние родственники. Работает, посещает классы художественной студии.

После службы в армии в 1968 году возвращается на Беларусь, живет и работает

в Минске. Здесь началось систематическое художественное образование Алексея

Кузьмича. Вначале в студии изобразительного искусства под руководством

замечательного педагога и художника А. В. Барановского, затем - в

Белорусском государственном театрально - художественном институте, где

преподавали В. Суховерхов, П.Крохолев, Н.Воронов. У П.Воронова Алексей

Кузьмич перенял свободную манеру письма, владение цветом. Уроки же главного

учителя, коим считает Алексей А.Барановского, оставили в формировании

молодого художника не только профессиональный, но и нравственный след.

С окончанием института наступает время активной самостоятельной творческой

деятельности. С 1975 года Кузьмич - участник художественных выставок. В

1981 году народный художник Республики Беларусь Л.Щемелев, заслуженные

деятели искусств П.Крохолев и П.Стасевич рекомендуют Кузьмича в Союз

художников. В этом же году состоялась первая персональная выставка

произведений художника.

Картины Алексея Кузьмича приобретаются Государственными музеями республики,

многими отечественными и зарубежными коллекционерами. Коллекция данной

выставки сложилась из картин написанных на протяжении всего творческого

пути, она достаточно полно позволяет оценить индивидуальные особенности и

потенциал художника.

Михаил Савицкий

Думая о создании синтетического, обобщающего образа республики-партизанки,

Савицкий исходил из конкретного и не имеющего себе подобного в истории войн

факта—две трети территории оккупированной Белоруссии контролировались

партизанскими соединениями. В этих зонах (в глубоком тылу врага!) была

Советская власть - работали сельсоветы, школы, люди трудились и выходили на

боевые задания. Сам факт говорит о могучих жизненных силах народа, который

нельзя ни покорить ни уничтожить. Его осмысление художником и вызвало

образ, извечно олицетворяющий продолжение и торжество жизни, — мадонну.

Две картины с одним и тем же названием ,,Партизанская мадонна" (рис. 12)

создал Михаил Савицкий. Первую — в 1967 году. В центре ее - образ молодой

крестьянской матери с крепкими босыми нотами и загорелыми натруженными

руками. Она сидит кормит грудью ребенка. Голова туго повязана темно-синим

платком. Накинутая на плечи красная шаль превращает белую блузку и черную

юбку в торжественное одеяние. Иконная красота цветового созвучия дополнена

золотом холмистой земли, где, как в мирное время, так и в годы войны,

женщины жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг,

в гори г линейным ритмам в изображении молодой матери, певучей плавности ее

силуэта. Она и земля — единый образ гармонии бытия народного. Но драматично

противопоставлены ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная

поступь тех, кто уходит в бой... Словно окаменела в тяжком раздумье старая

женщина. Да, Отечественная война требовала жертв. И в исторических битвах

особенно явственно виден великий смысл материнской любви и материнского

подвига. Без эффектных действий и фраз, он прост и неизбежен, как сами

военные будни.

В „Партизанской мадонне" слышится песенное звучание величавого народно! о

эпоса о преданности и мужестве, о родной земле и ее защитниках.

В 1978 году, когда одна за другой с промежутком не более чем в два месяца

появлялись в мастерской Савицкого картины антифашистской серии, художник

создал вторую «Партизанскую мадонну». В названии ее лишь отмечено —

«Минская» (рис. 13).

Государственный художественный музей Белоруссии заказал Михаилу Андреевичу

копию или вариант первой картины, Но, как говорит художник, повторять себя

у него нет времени. Каждая работа должна быть движением вперед. И он

написал на ту же тему совершенно другую картину, которая не только не

уступает художественным достоинствам первой, но и несет новое содержание.

Здесь молодая мать представляет в вертикальном формате полотна. (Первое -

почти квадрат.) Она как бы приближается к нам. Два взгляда ~ матери,

взволнованной, и сына, полного недетской серьезности, — устремлены на

зрителя. Такой двуединый образ более эмоционально-динамичен, взывает к

открытому и доверительному контакту. Словно преодолен барьер

самоуглубленности, ощутимый в первой картине, в которой величавая эпичность

сплавлялась с чертами жанровой сцены. В новой преобладают торжественность

идеала и патетическое чувство преддверия нового.

Воспевая духовную красоту народа в годы военных испытаний, художник говорит

о чувствах, которыми вечно живо человечество. Непреходящий смысл первого

образа прочитывается в преломлении традиций древнерусской живописи. Он

связан с „Петроградской мадонной" К. Петрова-Водкина В этом - созвучие

времен...

Вторая картина обращена к традициям итальянскою Возрождения. Они сказались

в стилистических признаках: развито вглубь пространство, активнее стала

пластическая лепка. В композиционной схеме н силуэтном решении, в

интерпретации мотива жертвенного несения ребенка — символа новой жизни и

новой надежды — ясно прочитывается аналогия с рафаэлевской «Сикстинской

мадонной».

В современной творческой практике все чаще встречаются прямое обращение к

классическим аналогом. И это не предосудительно. Если первооснова всякого

искусства — бытие и его идеалы, то во второй его исток — накопленный

человечеством художественный опыт. Использование его в творчестве

современного художника так же правомерно, как применение ученым

предшествующих открытий. Весь вопрос в том, сколь талантливо проецировано

на современность классическое произведение, сколь оправдано замыслом

автора.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сколько мадонн создано живописцами с древности до наших дней! У каждого

времени – своя мадонна. Своя она и у каждого художника. Ведь слово

«мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ

материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине,

исполняющей главную жизненную миссию. Уже в формах культовой живописи этот

образ стал воплощением гуманных, общечеловеческих понятий. Поэтому он

органично перешел в светскую живопись. С течением времени его гуманное

содержание освобождалось от религиозной оболочки. Изображая мадонну с

младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку,

или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на

подлокотнике кресла.

Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину,

а мадонну. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который

являлся перед нами в образе святой.

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1484 г.)

Рис. 1

Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” (1478-1784гг).

Рис. 2

Леонардо да Винчи “Джоконда”

Рис. 3

Рафаэль «Флорентийские мадонны»

Рис. 4

Рафаэль «Мадонна Конестабиле».

Рис. 5

Лукас Кранах Старший “Мадонна с младенцем

под яблоней”

Рис. 6

Антонис ван Дейк “Мадонна с куропатками”.

Рис. 7

Робер Кампен “Мадонна с младенцем у камина”

Рис. 8

Рогир ван дер Вейден “Св. Лука, рисующий Мадонну”

Рис. 9

Алексей Кузьмич «Юная Даная» (1986 г.)

Рис. 10

Алексей Кузьмич «Мадонна с младенцем» (1995 г.)

Рис. 11

V. Список иллюстраций.

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1484 г.)

Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” (1478-1784гг).

3.Леонардо да Винчи “Джоконда”

4.Рафаэль «Флорентийские мадонны»

5.Рафаэль «Мадонна Конестабиле».

6.Лукас Кранах Старший “Мадонна с младенцем под яблоней”

7.Антониса ван Дейк “Мадонна с куропатками”.

8.Робер Кампен “Мадонна с младенцем у камина»

9.Рогир ван дер Вейден “Св. Лука, рисующий Мадонну”

10.Алексей Кузьмич «Юная Даная» (1986 г.)

11.Алексей Кузьмич «Мадонна с младенцем» (1995 г.)

12. Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна»

13. Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна» «Минская»

14. Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

VI. Список использованной литературы.

1. Любимов Л.Л. “Небо не слишком высоко”- М: “Просвещение”, 1989 г.

2. Муранов П.П. “Образы Италии”- Москва: “Республика”, 1994 г.

3. Персианова О.М. “Эрмитаж. Путеводитель по залам музея”- Ленинград:

“Аврора”, 1985 г.

4.Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж. По выставкам и залам”- Л: “Искусство”, 1983 г.

5. Энциклопедия искусства. том 7.//ред. М.Д. Аксенова, Москва: “Авента+”,

1997 г.

6. Белова О.Ю. «История искусств»: М., Издательство «Аквариум», 1997 г.

7. Долгополов И.В. «Рассказы о художниках»: 1,2 тома.- М., Изобразительной

искусство, 1982 г.

8. М.Савицкий, Минск, 1982 г.

9. Б.А. Лазука «Гiсторыя Мастацтва» - Мiнск, 1996 г.

-----------------------

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать