Ван Гог, увидел репродукции их картин. Развитию природных способностей
мальчика способствовал и двоюродный брат Алексея, Степан Кузьмич, одарённый
самодеятельный художник.
Старшие дети входили в самостоятельную жизнь. Дороги странствий влекли и
Алексея. В 1962 году шестнадцатилетний юноша едет в Красноярск, где живут
ею дальние родственники. Работает, посещает классы художественной студии.
После службы в армии в 1968 году возвращается на Беларусь, живет и работает
в Минске. Здесь началось систематическое художественное образование Алексея
Кузьмича. Вначале в студии изобразительного искусства под руководством
замечательного педагога и художника А. В. Барановского, затем - в
Белорусском государственном театрально - художественном институте, где
преподавали В. Суховерхов, П.Крохолев, Н.Воронов. У П.Воронова Алексей
Кузьмич перенял свободную манеру письма, владение цветом. Уроки же главного
учителя, коим считает Алексей А.Барановского, оставили в формировании
молодого художника не только профессиональный, но и нравственный след.
С окончанием института наступает время активной самостоятельной творческой
деятельности. С 1975 года Кузьмич - участник художественных выставок. В
1981 году народный художник Республики Беларусь Л.Щемелев, заслуженные
деятели искусств П.Крохолев и П.Стасевич рекомендуют Кузьмича в Союз
художников. В этом же году состоялась первая персональная выставка
произведений художника.
Картины Алексея Кузьмича приобретаются Государственными музеями республики,
многими отечественными и зарубежными коллекционерами. Коллекция данной
выставки сложилась из картин написанных на протяжении всего творческого
пути, она достаточно полно позволяет оценить индивидуальные особенности и
потенциал художника.
Михаил Савицкий
Думая о создании синтетического, обобщающего образа республики-партизанки,
Савицкий исходил из конкретного и не имеющего себе подобного в истории войн
факта—две трети территории оккупированной Белоруссии контролировались
партизанскими соединениями. В этих зонах (в глубоком тылу врага!) была
Советская власть - работали сельсоветы, школы, люди трудились и выходили на
боевые задания. Сам факт говорит о могучих жизненных силах народа, который
нельзя ни покорить ни уничтожить. Его осмысление художником и вызвало
образ, извечно олицетворяющий продолжение и торжество жизни, — мадонну.
Две картины с одним и тем же названием ,,Партизанская мадонна" (рис. 12)
создал Михаил Савицкий. Первую — в 1967 году. В центре ее - образ молодой
крестьянской матери с крепкими босыми нотами и загорелыми натруженными
руками. Она сидит кормит грудью ребенка. Голова туго повязана темно-синим
платком. Накинутая на плечи красная шаль превращает белую блузку и черную
юбку в торжественное одеяние. Иконная красота цветового созвучия дополнена
золотом холмистой земли, где, как в мирное время, так и в годы войны,
женщины жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг,
в гори г линейным ритмам в изображении молодой матери, певучей плавности ее
силуэта. Она и земля — единый образ гармонии бытия народного. Но драматично
противопоставлены ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная
поступь тех, кто уходит в бой... Словно окаменела в тяжком раздумье старая
женщина. Да, Отечественная война требовала жертв. И в исторических битвах
особенно явственно виден великий смысл материнской любви и материнского
подвига. Без эффектных действий и фраз, он прост и неизбежен, как сами
военные будни.
В „Партизанской мадонне" слышится песенное звучание величавого народно! о
эпоса о преданности и мужестве, о родной земле и ее защитниках.
В 1978 году, когда одна за другой с промежутком не более чем в два месяца
появлялись в мастерской Савицкого картины антифашистской серии, художник
создал вторую «Партизанскую мадонну». В названии ее лишь отмечено —
«Минская» (рис. 13).
Государственный художественный музей Белоруссии заказал Михаилу Андреевичу
копию или вариант первой картины, Но, как говорит художник, повторять себя
у него нет времени. Каждая работа должна быть движением вперед. И он
написал на ту же тему совершенно другую картину, которая не только не
уступает художественным достоинствам первой, но и несет новое содержание.
Здесь молодая мать представляет в вертикальном формате полотна. (Первое -
почти квадрат.) Она как бы приближается к нам. Два взгляда ~ матери,
взволнованной, и сына, полного недетской серьезности, — устремлены на
зрителя. Такой двуединый образ более эмоционально-динамичен, взывает к
открытому и доверительному контакту. Словно преодолен барьер
самоуглубленности, ощутимый в первой картине, в которой величавая эпичность
сплавлялась с чертами жанровой сцены. В новой преобладают торжественность
идеала и патетическое чувство преддверия нового.
Воспевая духовную красоту народа в годы военных испытаний, художник говорит
о чувствах, которыми вечно живо человечество. Непреходящий смысл первого
образа прочитывается в преломлении традиций древнерусской живописи. Он
связан с „Петроградской мадонной" К. Петрова-Водкина В этом - созвучие
времен...
Вторая картина обращена к традициям итальянскою Возрождения. Они сказались
в стилистических признаках: развито вглубь пространство, активнее стала
пластическая лепка. В композиционной схеме н силуэтном решении, в
интерпретации мотива жертвенного несения ребенка — символа новой жизни и
новой надежды — ясно прочитывается аналогия с рафаэлевской «Сикстинской
мадонной».
В современной творческой практике все чаще встречаются прямое обращение к
классическим аналогом. И это не предосудительно. Если первооснова всякого
искусства — бытие и его идеалы, то во второй его исток — накопленный
человечеством художественный опыт. Использование его в творчестве
современного художника так же правомерно, как применение ученым
предшествующих открытий. Весь вопрос в том, сколь талантливо проецировано
на современность классическое произведение, сколь оправдано замыслом
автора.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сколько мадонн создано живописцами с древности до наших дней! У каждого
времени – своя мадонна. Своя она и у каждого художника. Ведь слово
«мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ
материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине,
исполняющей главную жизненную миссию. Уже в формах культовой живописи этот
образ стал воплощением гуманных, общечеловеческих понятий. Поэтому он
органично перешел в светскую живопись. С течением времени его гуманное
содержание освобождалось от религиозной оболочки. Изображая мадонну с
младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку,
или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на
подлокотнике кресла.
Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину,
а мадонну. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который
являлся перед нами в образе святой.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1484 г.)
Рис. 1
Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” (1478-1784гг).
Рис. 2
Леонардо да Винчи “Джоконда”
Рис. 3
Рафаэль «Флорентийские мадонны»
Рис. 4
Рафаэль «Мадонна Конестабиле».
Рис. 5
Лукас Кранах Старший “Мадонна с младенцем
под яблоней”
Рис. 6
Антонис ван Дейк “Мадонна с куропатками”.
Рис. 7
Робер Кампен “Мадонна с младенцем у камина”
Рис. 8
Рогир ван дер Вейден “Св. Лука, рисующий Мадонну”
Рис. 9
Алексей Кузьмич «Юная Даная» (1986 г.)
Рис. 10
Алексей Кузьмич «Мадонна с младенцем» (1995 г.)
Рис. 11
V. Список иллюстраций.
Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1484 г.)
Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” (1478-1784гг).
3.Леонардо да Винчи “Джоконда”
4.Рафаэль «Флорентийские мадонны»
5.Рафаэль «Мадонна Конестабиле».
6.Лукас Кранах Старший “Мадонна с младенцем под яблоней”
7.Антониса ван Дейк “Мадонна с куропатками”.
8.Робер Кампен “Мадонна с младенцем у камина»
9.Рогир ван дер Вейден “Св. Лука, рисующий Мадонну”
10.Алексей Кузьмич «Юная Даная» (1986 г.)
11.Алексей Кузьмич «Мадонна с младенцем» (1995 г.)
12. Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна»
13. Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна» «Минская»
14. Рафаэль «Сикстинская Мадонна»
VI. Список использованной литературы.
1. Любимов Л.Л. “Небо не слишком высоко”- М: “Просвещение”, 1989 г.
2. Муранов П.П. “Образы Италии”- Москва: “Республика”, 1994 г.
3. Персианова О.М. “Эрмитаж. Путеводитель по залам музея”- Ленинград:
“Аврора”, 1985 г.
4.Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж. По выставкам и залам”- Л: “Искусство”, 1983 г.
5. Энциклопедия искусства. том 7.//ред. М.Д. Аксенова, Москва: “Авента+”,
1997 г.
6. Белова О.Ю. «История искусств»: М., Издательство «Аквариум», 1997 г.
7. Долгополов И.В. «Рассказы о художниках»: 1,2 тома.- М., Изобразительной
искусство, 1982 г.
8. М.Савицкий, Минск, 1982 г.
9. Б.А. Лазука «Гiсторыя Мастацтва» - Мiнск, 1996 г.
-----------------------