Особенности российского модернизма

Особенности российского модернизма

Реферат по обществознанию.

Тема:

[pic]

ученика 11 класса «Б»

школы № 1040

Ипполитова Ильи

Москва. 2002 год.

Содержание:

Введение 3

Период модернизма 4

Обличие модернизма 4

Национально-романтический стиль 5

Архитектура модернизма. 5

1 Готика и модерн 6

История стиля модерн 9

Модерн в декоративно-прикладном искусстве. 10

1 Ювелирное дело 10

2 Стекло и фарфор 11

3 Мебель 11

4 Плакаты и афиши 12

Выставки в Москве и Петербурге 12

Станковые искусства в стилистике модернизма 14

Заключение(выводы) 17

Список литературы 18

Для меня модерн – это прежде всего фантастически красивые

особняки Шехтеля в Москве, огромные хрустальные люстры, но не

правильно круглые, а овальные, с капризным наклоном, настольные

лампы с утолщенной, покрытой ярким линейным орнаментом ножкой…

Словом, для меня это скорее предметы декоративно-прикладного

искусства, сделанные в эстетике модерна, а не станковые виды

искусства. Но такова уж многообразность нового стиля, что,

увидев некоторые изделия, хочется приходить и видеть их снова и

снова, а другие не то чтобы раздражают (в этом я не согласна с

выборочными мнениями современников стиля модерн, но ведь мне и

не доводилось жить в тех условиях, когда от вещей нового стиля

просто невозможно скрыться), а просто рассматривается как

интересный экспонат в музее, но специально на него смотреть не

придешь больше двух раз. Например, в Абрамцево меня поразила

сама усадьба с ее природой, церковью и деревянными домиками

нежели резная деревянная мебель или врубелевская майолика. В то

же время особняки Шехтеля очаровали, и остается только

сожалеть, что их интерьеры доступны для обозрения «человеком с

улицы» только в качестве альбомных иллюстраций.

Модерн, стиль модерн, «новый стиль» - так чаще всего именовали в

России современники весьма заметное направление в пространственных

искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с

общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах называвшееся по-

разному: Art Nouveau, Jugenstil, Modern style и т.д., противопоставлявшее

свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической

утилизации наследия всех веков и народов. Не менее принципиальна для

модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить

дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей

принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим

стилям прошлого. Но те стили возникали в развитии культуры органически и

осознавались как целостные художественные системы лишь впоследствии, уже

ретроспективно. Модерн же именно начинался с желания быть стилем, выдвигал

и отстаивал принципиальные стилевые программы. Забегая вперед можно

сказать, что следовало бы говорить не о каком-то одном направлении, а о

ряде устойчивых типологических признаков, объединявших произведения

художников, подчас несхожих общественных устремлений и творческой

индивидуальности.

Можно без особого труда составить перечень тех русских мастеров,

творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского

модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель,

М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д.

Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели

«Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа.

Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве,

понадобится повторить имена В.М. Васнецова, М. А. Врубеля, С.В.

Малютина, дабавив к ним Ф. О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, Н. В.

Васильева, Н. Я. Давыдову, Н. П. Ламанову

Однако было бы гораздо проще перечислить всех художников, так или иначе

связанных с модерном, отдавших ему дань в тот или иной период своего

творчества. В таком случае список бы значительно увеличился. Явные признаки

«нового стиля» можно обнаружить, например, в некоторых произведениях В.А.

Серова и К.А Коровина, В.В. Кандинского, Н. К. Рериха, И.И. Левитана и

К.С. Петрова- Водкина. К тому же надо отметить, что противоречивая

эстетическая природа модерна была такова, что творчество лишь

второстепенных живописцев, скульпторов, графиков могла целиком

соответствовать идейным и стилевым нормам этого движения. Любой

действительно крупный мастер, формируя «новый стиль», способствуя его

развитию в то же время выходил за его пределы, устанавливая более

многообразные и глубокие связи между своим искусством и реальной

действительностью.

Назовем некоторые события русской художественной жизни, формировавшие

творческую программу и те общественные вкусы, которые способствовали его

развитию.

Период модернизма

Характеризуя период, отмеченный в искусстве существованием «нового

стиля», теперешние исследователи называют его иногда «эпохой около 1900-

го». Введение в научный обиход такого многозначительно историко-культурного

понятия, как «эпоха», само по себе очень красноречиво. Оно констатирует

существенный факт: несмотря на свою недолговечность (основная эволюция

заняла собою десять-пятнадцать лет), модерн сумел не просто внедриться в

столичный и провинциальный быт, но и придать ему особую окраску.

Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни,

произведения модерна – от архитектурных сооружений да ювелирных изделий,

афиш и поздравительных открыток – активно вторгались в окружающую человека

среду, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно

влияя на нее. Ярче всего модерн воплотился в произведениях, формирующих

реальную среду – в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве. И

орнамент здесь оказался наиболее демонстративным и характерным воплощением

новых тенденций.

Обличие модернизма

Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Он принес не только

свои излюбленные мотивы, которые вполне могли затеряться среди прежних, но

и небывалые ритмы, особую нервную подвижность, беспокоящую глаз и

привлекающую внимание.

По глазури фасадных облицовок потянулись, обегая окна, длинные стебли

водяных лилий с тяжелыми, не по силе извилистых стеблей, крупными цветками.

В решетках балконов и лестниц кованое железо вибрировало и струилось,

упругие волны пробегали по стержням, как бы лишившимся тяжести металла.

Даже переплеты окон ветвились, заполняя плоскость узорным плетением

древесных стволов и веток.

Живая, своевольная линия господствует в орнаменте модерна, получая в

своем упрямом беге невиданную свободу. Так строится и решетка ограды, и

контур витража из бледноокрашенных матовых стекол, и рисунок обоев, и рамка

книжной обложки, внутри которой даже шрифт получает те же качества

своеобразного узора – текучесть сплетающихся линий, капризные переломы и

изгибы, декоративную слитность строки, ритмичной, как линейный орнамент.

Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается арсенал выразительных средств

этого орнамента. Он знает и заполнение плоскостей густой фактурной рябью

прорезной листвы каштана или дуба, и даже жесткие геометрические формы.

Однако и в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойственные ему

черты беспокойного напряжения. Правильные окружности помещаются одна в

другую эксцентрично, сбивая привычную симметрию. Нарушается регулярность в

сетке треугольников или квадратов, они будто неравномерно, рывками

захватывают поверхность.

При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохраняет

всюду это свое основное стилистическое качество: ритмическую экспрессию,

напряженность, эмоциональную насыщенность узора. Такой орнамент всегда

склонен к экспансии, он растекается, овладевая доступной ему поверхностью.

В отличие от классицистического он принципиально антитектоничен, то есть не

подчеркивает структурность, не разделяет, а напротив, сливает разнородные

части предмета – стена с его помощью плавно перетекает в потолок, горловина

и ножка вазы составляют неразделимое целое с ее туловом.

Подобным же образом «заползает» снаружи внутрь декоративного панно,

обычно плоскостного в искусств модерна, ищет с живописью цветовые и

ритмические связи и даже сходные мотивы в пейзажном фоне и в узоре

изображенных одежд. Он разрушает границу между полем стены и изображением,

объединяет, подчиняя своему строю и ритму живопись и архитектуру.

Орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать