Особенности российского модернизма
Реферат по обществознанию.
Тема:
[pic]
ученика 11 класса «Б»
школы № 1040
Ипполитова Ильи
Москва. 2002 год.
Содержание:
Введение 3
Период модернизма 4
Обличие модернизма 4
Национально-романтический стиль 5
Архитектура модернизма. 5
1 Готика и модерн 6
История стиля модерн 9
Модерн в декоративно-прикладном искусстве. 10
1 Ювелирное дело 10
2 Стекло и фарфор 11
3 Мебель 11
4 Плакаты и афиши 12
Выставки в Москве и Петербурге 12
Станковые искусства в стилистике модернизма 14
Заключение(выводы) 17
Список литературы 18
Для меня модерн – это прежде всего фантастически красивые
особняки Шехтеля в Москве, огромные хрустальные люстры, но не
правильно круглые, а овальные, с капризным наклоном, настольные
лампы с утолщенной, покрытой ярким линейным орнаментом ножкой…
Словом, для меня это скорее предметы декоративно-прикладного
искусства, сделанные в эстетике модерна, а не станковые виды
искусства. Но такова уж многообразность нового стиля, что,
увидев некоторые изделия, хочется приходить и видеть их снова и
снова, а другие не то чтобы раздражают (в этом я не согласна с
выборочными мнениями современников стиля модерн, но ведь мне и
не доводилось жить в тех условиях, когда от вещей нового стиля
просто невозможно скрыться), а просто рассматривается как
интересный экспонат в музее, но специально на него смотреть не
придешь больше двух раз. Например, в Абрамцево меня поразила
сама усадьба с ее природой, церковью и деревянными домиками
нежели резная деревянная мебель или врубелевская майолика. В то
же время особняки Шехтеля очаровали, и остается только
сожалеть, что их интерьеры доступны для обозрения «человеком с
улицы» только в качестве альбомных иллюстраций.
Модерн, стиль модерн, «новый стиль» - так чаще всего именовали в
России современники весьма заметное направление в пространственных
искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с
общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах называвшееся по-
разному: Art Nouveau, Jugenstil, Modern style и т.д., противопоставлявшее
свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической
утилизации наследия всех веков и народов. Не менее принципиальна для
модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить
дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей
принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим
стилям прошлого. Но те стили возникали в развитии культуры органически и
осознавались как целостные художественные системы лишь впоследствии, уже
ретроспективно. Модерн же именно начинался с желания быть стилем, выдвигал
и отстаивал принципиальные стилевые программы. Забегая вперед можно
сказать, что следовало бы говорить не о каком-то одном направлении, а о
ряде устойчивых типологических признаков, объединявших произведения
художников, подчас несхожих общественных устремлений и творческой
индивидуальности.
Можно без особого труда составить перечень тех русских мастеров,
творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского
модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель,
М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д.
Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели
«Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа.
Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве,
понадобится повторить имена В.М. Васнецова, М. А. Врубеля, С.В.
Малютина, дабавив к ним Ф. О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, Н. В.
Васильева, Н. Я. Давыдову, Н. П. Ламанову
Однако было бы гораздо проще перечислить всех художников, так или иначе
связанных с модерном, отдавших ему дань в тот или иной период своего
творчества. В таком случае список бы значительно увеличился. Явные признаки
«нового стиля» можно обнаружить, например, в некоторых произведениях В.А.
Серова и К.А Коровина, В.В. Кандинского, Н. К. Рериха, И.И. Левитана и
К.С. Петрова- Водкина. К тому же надо отметить, что противоречивая
эстетическая природа модерна была такова, что творчество лишь
второстепенных живописцев, скульпторов, графиков могла целиком
соответствовать идейным и стилевым нормам этого движения. Любой
действительно крупный мастер, формируя «новый стиль», способствуя его
развитию в то же время выходил за его пределы, устанавливая более
многообразные и глубокие связи между своим искусством и реальной
действительностью.
Назовем некоторые события русской художественной жизни, формировавшие
творческую программу и те общественные вкусы, которые способствовали его
развитию.
Период модернизма
Характеризуя период, отмеченный в искусстве существованием «нового
стиля», теперешние исследователи называют его иногда «эпохой около 1900-
го». Введение в научный обиход такого многозначительно историко-культурного
понятия, как «эпоха», само по себе очень красноречиво. Оно констатирует
существенный факт: несмотря на свою недолговечность (основная эволюция
заняла собою десять-пятнадцать лет), модерн сумел не просто внедриться в
столичный и провинциальный быт, но и придать ему особую окраску.
Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни,
произведения модерна – от архитектурных сооружений да ювелирных изделий,
афиш и поздравительных открыток – активно вторгались в окружающую человека
среду, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно
влияя на нее. Ярче всего модерн воплотился в произведениях, формирующих
реальную среду – в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве. И
орнамент здесь оказался наиболее демонстративным и характерным воплощением
новых тенденций.
Обличие модернизма
Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Он принес не только
свои излюбленные мотивы, которые вполне могли затеряться среди прежних, но
и небывалые ритмы, особую нервную подвижность, беспокоящую глаз и
привлекающую внимание.
По глазури фасадных облицовок потянулись, обегая окна, длинные стебли
водяных лилий с тяжелыми, не по силе извилистых стеблей, крупными цветками.
В решетках балконов и лестниц кованое железо вибрировало и струилось,
упругие волны пробегали по стержням, как бы лишившимся тяжести металла.
Даже переплеты окон ветвились, заполняя плоскость узорным плетением
древесных стволов и веток.
Живая, своевольная линия господствует в орнаменте модерна, получая в
своем упрямом беге невиданную свободу. Так строится и решетка ограды, и
контур витража из бледноокрашенных матовых стекол, и рисунок обоев, и рамка
книжной обложки, внутри которой даже шрифт получает те же качества
своеобразного узора – текучесть сплетающихся линий, капризные переломы и
изгибы, декоративную слитность строки, ритмичной, как линейный орнамент.
Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается арсенал выразительных средств
этого орнамента. Он знает и заполнение плоскостей густой фактурной рябью
прорезной листвы каштана или дуба, и даже жесткие геометрические формы.
Однако и в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойственные ему
черты беспокойного напряжения. Правильные окружности помещаются одна в
другую эксцентрично, сбивая привычную симметрию. Нарушается регулярность в
сетке треугольников или квадратов, они будто неравномерно, рывками
захватывают поверхность.
При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохраняет
всюду это свое основное стилистическое качество: ритмическую экспрессию,
напряженность, эмоциональную насыщенность узора. Такой орнамент всегда
склонен к экспансии, он растекается, овладевая доступной ему поверхностью.
В отличие от классицистического он принципиально антитектоничен, то есть не
подчеркивает структурность, не разделяет, а напротив, сливает разнородные
части предмета – стена с его помощью плавно перетекает в потолок, горловина
и ножка вазы составляют неразделимое целое с ее туловом.
Подобным же образом «заползает» снаружи внутрь декоративного панно,
обычно плоскостного в искусств модерна, ищет с живописью цветовые и
ритмические связи и даже сходные мотивы в пейзажном фоне и в узоре
изображенных одежд. Он разрушает границу между полем стены и изображением,
объединяет, подчиняя своему строю и ритму живопись и архитектуру.
Орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения