баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258 годах
Совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим
вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских
должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии
(1236-1267) влияние Совета магнатов усилилось.
Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть
вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан.
Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской
знати граф Симон де Монфор - один из приближенных короля Генриха III. Он
стал инициатором организации более широкого представительства и
формирования новой политической структуры. В 1264 году Симон де Монфор,
поднял против монарха восстание. После захвата оппозицией значительной
территории и поддержки ее Лондоном де Монфор заставил монарха созвать
национальную ассамблею с участием представителей городских поселений.
Де Монфором в Лондоне был созван парламент, куда помимо прелатов и знати
были приглашены представители от графств и крупных городов. Это стало
рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия
Англии.
К середине XIV века сложилось разделение парламента на две палаты -
верхнюю и нижнюю - Палату лордов и Палату общин. Эти названия вошли в
широкое употребление позднее – в XVI веке.
Верхняя палата включала представителей светской и церковной
аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались
именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не
приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда
главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV веку
редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала
основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя
постоянным членом верхней палаты.
Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на
сессию, а такого в XIV-XV веках почти никогда не случалось, редко
собиралось более ста человек. Заседание Палаты лордов обычно проводилось в
Белом зале Вестминстерского дворца.
Ситуация с Палатой общин была иной. Как отдельная парламентская
структура эта палата оформлялась постепенно, в течение второй половины XIV
века.
Название нижней палаты (House of Commons) происходит от слова «общины»
(commons). В XIV веке оно обозначало особую социальную группу, включавшую
рыцарство и горожан. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к
этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату
парламента.
К концу столетия возникла должность спикера, который избирался
депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на
переговорах с лордами и королем.
Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал
со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и
по два представителя от наиболее значимых городов.
Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали денежное
довольствие. К началу XV века эти выплаты стали традиционными.
Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе
палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия
парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися. Члены
нижней палаты слушали ее стоя за барьером.
С 1330 года парламент собирался не реже одного раза в год (фактически
чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая
ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих
перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент
открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте,
где в данный момент находился королевский двор.
Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных
заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные
или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской
речи в основном также использовался французский, но с 1363 года речи
депутатов иногда произносились и на английском языке.
В XIV-XV веках в обществе складывается представление и о статусе
депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд
юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность.
Последняя, вошедшая в практику к началу XV века, подразумевала охрану жизни
и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на
время сессии).
Высокий авторитет представительного учреждения основывался на тех
возможностях, которые Парламент сумел добиться за первые полтора столетия
своего существования. Его компетенция к середине XV века была уже вполне
обозначена. Необходимо иметь в виду, что именно в этот период и происходило
становление системы государственного управления в Англии, и важным
элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации
(прообраз современной исполнительной власти) и парламента.
Палата общин имела сильные позиции в сфере налогообложения и
таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений
король получал при согласии нижней палаты, сильные позиции которой в таком
важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширить свое участие и
в других областях деятельности.
Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К
середине XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов.
Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими
палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами.
Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней
палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись
королю.
В XV веке ни один закон в королевстве уже не мог быть принят без
одобрения Палаты общин.
Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников
королевства. В XIV веке складывается практика отстранения должностных лиц,
обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в
других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридической возможности
увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений депутатов
король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией. В
Палате общин часто раздовалась весьма жесткая критика действий королей.
Судебные функции Парламента также были весьма значительными. Они
входили в компетенцию его Верхней палаты. К концу XIV века она приобрела
полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавшего
наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции.
Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять
лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной
практики.
Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом,
парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от
частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и
т.д. Для их рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально
петиции поступали в Палату общин. Значение парламентской работы с петициями
чрезвычайно велико: центральная власть, таким образом, постоянно получала
информацию о состоянии дел в государстве.
К концу XIV века членство в Палате общин начало восприниматься не как
обуза (что было характерно в первые десятилетия парламентской истории), а
как привилегия. Избиратели считали Парламент способным реально защищать их
интересы, соответственно и членство в Нижней палате было выгодно и
престижно. В среднем, число членов нижней палаты в середине XIV века
составляло двести человек, а к началу XVIII века представителей общин было
уже более пятисот.
С ростом авторитета парламента большинство городов в XIV веке изменили
свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в
глазах горожан все более привлекательной. Если в конце XIII века в
Парламенте было представлено около 60 городов, то в середине XV века - уже
более ста.
Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не
горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется
тем, что сами горожане стремились получить депутата, имеющего влиятельных
покровителей и, следовательно, способного отстаивать интересы своих
избирателей успешнее, чем это сделал бы никому не известный выходец из
купцов или ремесленников. В таких случаях заключались предварительные
договоренности, которые, как правило, соблюдались. Подобная практика
являлась нарушением, так как избирателями не могли быть люди, не входившие
в городскую общину.
Члены Нижней палаты, в значительной части, обладали юридическим
образованием, по причине того, что по протекции короны парламентариями
часто становились чиновники различных ведомств и поэтому они составляли
дееспособную, почти профессиональную организацию.
С ростом значимости Палаты общин росло и внимание к ней знати,
стремившейся добиваться своих целей в Парламенте не столько личным своим
участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом
объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления.
Развитие Парламента
Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11