Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания)

исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много

новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством

и взаимоотношениями с короной.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К

XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест,

в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет Ирландии.

В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных

аристократов (в т.ч. 207 епископов).

В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных

аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год

(тождественный гражданской правоспособности).

Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии:

судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль,

касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался

в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для

принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.

С 1858 года в Палату общин мог быть избранным любой избиратель старше

21 года и отвечавший избирательным ограничениям. Не могли быть избранными в

палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под

следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и

пенсии от нее (с 1718 года).

Только в начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В

1858 году избран первый еврей - барон Ротшильд.

В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально

оглашению не подлежало. С 1771 года вошло в практику печатание отчетов о

заседаниях палат.

В XVIII веке (конце XVII века) окончательно складывается верховенство

парламента. Полномочия Парламента к этому времени охватывают практически

любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность,

неограниченность, неподконтрольность.

Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С

середины XVIII века принималось в среднем по 250 биллей в год. В

законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В

частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с

налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более

определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в

обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве

предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу

особой государственной важности.

С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения прений, и

такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений

никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной.

С 1783 года было признано официально право парламентского запроса к

Правительству. Однако за членами кабинета также было признано право,

отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были

формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства,

то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству.

Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем.

Развитие системы парламентских выборов

Выборами на местах руководили представители королевской администрации:

шерифы - в графствах и бейлифы - в городах.

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до

ее открытия, и начиналась с писем-приказов, рассылавшихся из королевской

канцелярии. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству

канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

Выборы в графствах проводились в Собраниях графств. Эти организации,

имевшие более давнюю историю, чем Парламент, входили в структуру местного

самоуправления. Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным

собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донорманнских

времен. После завоевания они приняли на себя административные функции -

судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти.

Однако частично их самостоятельность была сохранена. Средневековая Англия,

таким образом, имела прочную систему органов местного управления и

самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне -

вилланы, то в собраниях графств - только свободные. Большинство в собраниях

графств составляли средние слои: средние и мелкие феодалы и зажиточное

крестьянство.

Города пользовались правом посылать депутатов только по мере

пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. О том, что город имеет

статус парламентского, говорило соответствующее королевское предписание

бейлифу о выборах депутатов на очередную сессию.

В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи

отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать

деньги на жалованье депутатам. Участие представителей города в парламенте

требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

За первые столетия существования Парламента система выборов в Палату

общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия

парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на

борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и городах, а

также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого

имущественного и социального положения.

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы

избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По

существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не

гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам,

университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к

значительному неравенству. Такое несоответствие рассматривалось как важный

изъян избирательной системы уже в XVII веке: «Следование обычаю, когда

смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не

осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и

нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей

в великое собрание законодателей, как целое графство, густонаселенное и

обладающее большими богатствами» (Локк Д. Два трактата о правлении).

До начала XIX века избирательное право по-прежнему регулировалось

законом 1414 года. Правом посылать представителя в Палату общин обладали

свободные земельные держатели (рыцари) с определенным доходом и проживающие

в графстве к моменту обнародования указа о выборах. Аналогичные требования

касались и городских избирателей.

На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались

558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801 года добавилось еще

100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители

городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали

университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и

социально значимое в Британии к XIX веку население обладало ничтожным

представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер вообще

не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. «местечек»,

которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в

средние века.

Часто депутатов просто назначали по принципу личной преданности

земельные магнаты, которым принадлежали эти «местечки» на правах ленд-

лордов (так, 84 магната назначали до 150 депутатов; герцог Норфолк,

обладавший владениями в разных графствах, таким образом, назначал 11

депутатов, прочие герцоги - по 6-7). В местечках Гатон и Олд Сарум один

избиратель посылал двух депутатов.

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права

еще в 1782 году. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и

в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была

проведена.

Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства

корпораций и перешла к территориальному представительству населения;

депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от

количества населения, приживающего в городах. Общее количество мест в

Палате общин осталось прежним, но было проведено перераспределение.

Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского

совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с

финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать

обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах с доходом не

менее 10 фунтов в год. Впервые предоставлялось избирательное право и

держателям земли - копигольдерам (арендаторам), но с более высоким

имущественным цензом - в 50 фунтов.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все

равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также

рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после

промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и

влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 года. На ее

проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-

1840 годов, в программах и хартиях которого важное место занимало

требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать