совета.
С целью проведения выборов в Палату общин страна разделена на 650
избирательных округов. Из 650 членов Палаты общин 523 избираются от Англии,
72 - от Шотландии, 38 - от Уэльса, 17 - от Северной Ирландии.
В Великобритании не существует какого-либо ограничения числа
кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия
выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен
представить чиновнику по выборам так называемый «документ о номинации».
Этот документ заполняется кандидатом и подписывается десятью гражданами.
Требуется также вручить чиновнику по выборам заявление о согласии на
номинацию и внести избирательный залог. В 1985 году сумма избирательного
залога была увеличена со 150 фунтов стерлингов до 500. В случае, если
кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог
пропадает.
Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями.
На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов.
Обычно в округе на одно место бывает три-четыре кандидатуры.
В парламентских выборах участвует довольно высокий процент
избирателей – 70-80% от общего числа избирательного корпуса.
Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.
Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным
считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по
сравнению с каждым из других кандидатов по округу. При этом, избиратель
имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в
избирательный бюллетень.
Не существует требования о получении кандидатом минимального процента
всех голосов избирателей.
В Великобритании не существует системы государственных выплат в
поддержку политических партий, как в некоторых других западных странах
(ФРГ, Швеция, Финляндия). С 1975 года применяется система государственных
выплат для поддержки оппозиционных партий в парламенте.
В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В
течение 21 дня с момента голосования избиратель, зарегистрированный в
округе, либо кандидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о
том, что выборы были проведены не должным образом. На практике
предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не
применяется. Последний такой случай был в 1923 году.
По своему социальному составу большинство парламентариев - лица,
принадлежащие к так называемому «среднему классу». В основном это
представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных
заведений, учителя.
Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент бизнесменов (37-
46% в парламентах созывов 1945-1974 годов). В 80-х годах их число
сократилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной
партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их 12-18%. По
своему возрастному составу большинство парламентариев находится в
возрастной группе 30-60-летних (не более 2% - лица 21-30 лет, около 14% -
свыше 60 лет).
Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на
существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся
организация избирательного процесса. Она оказывает определяющее воздействие
на внутреннюю организацию и деятельность Парламента. Под ее влиянием
сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие
весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.
При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти.
Две главные партии образуют официально признанные стороны в Палате общин -
«правительственное большинство» и «официальную оппозицию Ее величества».
Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное
большинство) и в силу этого формирует правительство. Поэтому, как правило,
правительство, располагает поддержкой большинства в Палате общин.
Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической
модели парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту
расположения Парламента), новой моделью - «моделью Уайтхолла» (по месту
расположения Правительства). Следовательно, лидер партии большинства
становится премьер-министром.
Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией,
а ее лидер - Лидером оппозиции. Должность Лидера оппозиции получила
законодательное закрепление в 1937 году, когда ему было назначено
официальное жалованье. Для оппозиции характерно состояние готовности
принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует
из руководящих членов оппозиции «теневой кабинет» и назначает «теневых
министров (министров-теней)».
Даже само расположение депутатов в Палате общин отражает ее разделение
на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от
спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева -
оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а
руководители оппозиции - напротив них. Соответственно их называют
«переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».
В Великобритании существует система парламентарного (ответственного)
правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов
парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под
парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия
должно уйти в отставку. Так как правительство несет коллективную
ответственность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному
министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.
В случае вотума недоверия, за которым должна последовать отставка,
правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.
Вотум недоверия, однако, в английской политической практике - явление,
чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая и оба
они касались необычной для парламента ситуации, когда правительство не
имело большинства в палате и было образовано правительство меньшинства (это
случилось в 1924 году и 1979 году).
Оппозиция часто вносит в Палату общин предложение о вотуме недоверия,
но оно отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство.
Что касается формирования правительства, то Палата общин не принимает
непосредственного участия в подборе кандидатур. Назначение и смещение
министров - право премьер-министра. Премьер-министр подбирает членов
правительства из числа руководителей партии большинства. Членами
правительства должны быть депутаты Палаты общин или лорды. В основном это
члены Палаты общин и лишь несколько - члены Палаты лордов. Премьер-министр
не обязан представлять на одобрение Палаты общин список членов
сформированного им правительства. Он не обязан также представлять на
одобрение палаты решение о производимых им перестановках в правительстве.
Партийные фракции - базовые единицы в Палате общин. Они именуются
парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате
общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей
деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне
парламента. Лидер партии является лидером парламентской фракции.
Почти в 90% случаев голосование проводится в соответствии с партийным
делением палаты. В редких, заранее оговариваемых руководством фракций
случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по
собственному усмотрению, вне зависимости от партийной принадлежности (по
таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение
абортов и т.п.). Случается, что депутаты голосуют и против партийных
установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в
принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партийную
фракцию.
В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого
писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы
зафиксированы основные принципы внутренней организации Палаты общин. Это не
значит, что Британский парламент не руководствуется в своей деятельности
никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно
большое значение в парламентском производстве. Просто правила процедуры
содержатся не в одном документе, а в различных источниках («Практика»
Парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы). В
настоящее время основной документ, регламентирующий парламентскую процедуру
- постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в
обычном порядке. Авторитетным сборником правил парламентской процедуры
является «Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях Парламента»
(сокращенно его называют «Эрскин Мэй»).
Язык парламентского производства — английский. Выступления на других
языках не допускаются.
Стенографический отчет о заседаниях Палаты общин публикуется с 1803
года в официальных сборниках «Парламентские дебаты. Официальный отчет.
(Ханзард[1])».
Парламентские сессии созываются ежегодно. Сессия начинается осенью
(обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый
год. В течение сессии до летних каникул Парламент прерывает заседания в
связи с Рождеством, Пасхой и Троицей. В августе сессия прерывается на
летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11