Русский печной изразец

Русский печной изразец

Вступление.

''Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и

богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве

народного искусства. Народ – коллективный художник. Он-то и выделяет из

своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей,

которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром,

эстетическими вкусами и идеалами''.1

Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека

чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает

эстетическую восприимчивость, художественный вкус.

''Есть ещё пропасть людей – писал В. В. Стасов, - которые воображают,

что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных

соборах, наконец, во всём исключительном, особенном, а что касается до

остального, то можно расправляться как ни попало – дескать дело пустое и

вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет,

настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там,

где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности

простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь''.2

Окружающие человека вещи представляют собой материальное, предметное

воплощение его чувств. Это раскрытая книга человеческой психологии.

В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры

воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения

видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого

прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном

искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем

изобразительное начало играет подчинённую роль.

1. Русское декоративное искусство. М.: 1962г. т. I. С.10

2. В.В. Столов. Нынешнее искусство в Европе. В кн.: В.В. Стасов. Собрание

сочинений. С-Пб. 1894г. т. I. С.422-423. Рус. дек. ис-во. М. 1962г. т.I.

Главное –создание таких форм и такого декора предмета, которые бы с

наибольшей выразительностью и красотой соответствовали практическому

назначению и художественному замыслу. Отсюда сами изобразительные мотивы

неизменно становятся наиболее условными, обобщёнными. Но эта условность не

есть ограниченность, а специфический язык, дающий огромные возможности для

решения творческих задач. Изразцовое искусство имеет многовековую историю.

В нем своеобразно отразились – духовный мир русского народа, эстетические

вкусы и понятия. Оно отличается глубокой народностью.

В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий

человека, природы, но ещё и различные привнесённые из других эпох и

заимствованные у других народов художественные формы. Однако русский

художник претворяет и перерабатывает эти заимствования настолько органично,

что они становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность

форм и орнаментов русского декоративного искусства с формами и орнаментами

других народов не лишает его своеобразия, а лишь подтверждает широкие

культурные связи русского народа.

''Характерная черта народного искусства – ярко-выраженное чувство

ритма, любовь к повторности мотивов, к замедленным мерным темпам. Народные

мастера больше всего ценят симметрию и уравновешенность''.1.

Тесно связанное с жизнью народа, гончарное искусство было занятием

широких масс крестьян и ремесленников. Богатство творческой фантазии,

тонкость вкуса, чувство пропорций силуэта, цветовой гармонии – всё это ярко

проявлялось в творениях мастеров. В этом заключается огромная

художественная ценность их работ, в этом же состоит великое художественное

значение творчества.

Именно том, что ни в коей мере нельзя умалять роль декоративного

искусства, его значимостъ в истории искусства вообще; об эстетике

природного материала, в частности, - о глине; об изразцовом искусстве, как

интереснейшем

1. М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств. т.III. С. 342.

явлении декоративно-прикладного искусства и о специфике его выразительных

средств говорится в этой работе. В дипломной работе была сделана попытка

проследить, как далеко простираются корни этого ремесла и какой глубоко

национальный характер оно имеет, ведь изразцовое украшение печи – традиция,

бытующая на Руси на протяжении многих столетий; а так же как продолжаются

традиции гончарного дела в наши дни.

Решая задачи, поставленные в дипломе, были изучены исследования в

области изразцового искусства С. А. Маслиха, Ю. П. Спегальского, Н. Левко.

Серьезно помог в работе альбом ''Русское изразцовое искусство XV –

XIX в.'' С. А. Маслиха, та как в нем можно увидеть и сравнить друг с другом

изразцы различных областей Европейской части России. Работы по изучению

изразцов Ю. П. Спегальского и Н. Левко более специфичны, ведь они

занимались изучением художественных памятников отдельных городов – Пскова,

Витебска. В основном же литература об изразцах носит характер общеобзорный

либо очерковый.

Чтобы дать представление о древнерусских печах и всём разнообразии их

изразцового декора, потребовалось рассмотрение литературы, описывающей

технологии изготовления печей и производства изразцов; этнографические

материалы, содержащие информацию о поверьях и обычаях, связанных с печами.

Этому посвящена отдельная глава диплома.

Работа над дипломом велась не только в библиотеках Каменск-Уральского

и Екатеринбурга, но и в фондах Екатеринбургского краеведческого музея, где

были выполнены зарисовки, хранящихся там изразцов, а так же в мастерской

катайского керамиста С. А. Гаврилова, чьему творчеству посвящена часть

работы.

Специализированного музея изразцов нет и памятники этого искусства

рассредоточены по музеям сёл и городов и, как правило, не имеют

''биографии'', а тема изразечного дела является очень интересной и мало

изученной. И в этой работе сделана попытка приоткрыть завесу хотя бы на

часть этой проблемы.

Глава I. о керамике и израцзе.

Термин ''керамика'' происходит от греческого слова ''керамос'', что

означает - глина.

Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными

добавками и обожённые до каменного состояния.

В результате термической обработки керамика приобретает

огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих её

широкое использование. ''Вероятно, ничто так великолепно не свидетельствует

о минувшем, как керамика. Обожённая глина, пусть даже и в черепках,

сохраняется практически вечно''.1.

С древнейших времён т вплоть до наших дней керамические изделия

занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех

народов мира.

Гончарное ремесло в России известно с незапамятных времён. Глина была

повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и

художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие

времена. Глина очень легко поддается обработке, из неё можно вылепить что

угодно. С открытием обжига глиняные изделия стали самыми необходимыми и

самыми практичными в быту.

Особое место в древнерусской керамике занимают изразцы.

Изразцы – разновидность архитектурно-декоративной керамики.

Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства.

Термин ''изразец'', или ''образец'', обычен в обиходе русского государства

в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории

Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным

источникам как ''кафель''.

Внешний вид изразцов неодинаков. К древнейшей их разновидности

относятся так называемые ''горшковые'' изразцы. Древнего Рима, получившие

1. Белов В. И. Лад. М.,1982. С. 52.

преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющие

в задней части румпу, т.е. глиняную коробку для крепления изразца к стене.

Горшковые изразцы происходят из слоя XIV- XVI вв. Они формировались на

гончарном круге; ранние (XIV-XV вв.) – на ручном, со значительной примесью

крупнозернистого песка, поздние (XVI в.) – на ножном из красножгущейся

глины хорошего качества без явно грубых включений в её состав.

Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от

технологии, разделяются на большие группы:

1) Терракотовые рельефные (кон. XVI – XVIII вв.);

2) Зелёные поливные рельефные (XVII в.);

3) Полихромные рельефные (кон. XVII-XVIII вв.);

4) полихромные расписные (XVIII в).

Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее

технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый

уровень гончарного ремесла поздефеодального периода. Лицевая пластина

коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из

дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем

передавался изразцу.

Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства

мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово

''изразец'' – это то, что вырезано, обработано.

Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов.

Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка,

заполняли сырой глиняной маской – мягкой и вязкой. Тщательно вминали её во

все неровности, мельчайшие углубления рельефа, чтобы не образовались

пустоты. Когда форма заполнялась доверху, выравнивали правильцем верхний

слой глины. Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать