Русский печной изразец
Вступление.
''Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и
богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве
народного искусства. Народ – коллективный художник. Он-то и выделяет из
своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей,
которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром,
эстетическими вкусами и идеалами''.1
Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека
чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает
эстетическую восприимчивость, художественный вкус.
''Есть ещё пропасть людей – писал В. В. Стасов, - которые воображают,
что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных
соборах, наконец, во всём исключительном, особенном, а что касается до
остального, то можно расправляться как ни попало – дескать дело пустое и
вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет,
настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там,
где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности
простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь''.2
Окружающие человека вещи представляют собой материальное, предметное
воплощение его чувств. Это раскрытая книга человеческой психологии.
В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры
воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения
видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого
прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном
искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем
изобразительное начало играет подчинённую роль.
1. Русское декоративное искусство. М.: 1962г. т. I. С.10
2. В.В. Столов. Нынешнее искусство в Европе. В кн.: В.В. Стасов. Собрание
сочинений. С-Пб. 1894г. т. I. С.422-423. Рус. дек. ис-во. М. 1962г. т.I.
Главное –создание таких форм и такого декора предмета, которые бы с
наибольшей выразительностью и красотой соответствовали практическому
назначению и художественному замыслу. Отсюда сами изобразительные мотивы
неизменно становятся наиболее условными, обобщёнными. Но эта условность не
есть ограниченность, а специфический язык, дающий огромные возможности для
решения творческих задач. Изразцовое искусство имеет многовековую историю.
В нем своеобразно отразились – духовный мир русского народа, эстетические
вкусы и понятия. Оно отличается глубокой народностью.
В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий
человека, природы, но ещё и различные привнесённые из других эпох и
заимствованные у других народов художественные формы. Однако русский
художник претворяет и перерабатывает эти заимствования настолько органично,
что они становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность
форм и орнаментов русского декоративного искусства с формами и орнаментами
других народов не лишает его своеобразия, а лишь подтверждает широкие
культурные связи русского народа.
''Характерная черта народного искусства – ярко-выраженное чувство
ритма, любовь к повторности мотивов, к замедленным мерным темпам. Народные
мастера больше всего ценят симметрию и уравновешенность''.1.
Тесно связанное с жизнью народа, гончарное искусство было занятием
широких масс крестьян и ремесленников. Богатство творческой фантазии,
тонкость вкуса, чувство пропорций силуэта, цветовой гармонии – всё это ярко
проявлялось в творениях мастеров. В этом заключается огромная
художественная ценность их работ, в этом же состоит великое художественное
значение творчества.
Именно том, что ни в коей мере нельзя умалять роль декоративного
искусства, его значимостъ в истории искусства вообще; об эстетике
природного материала, в частности, - о глине; об изразцовом искусстве, как
интереснейшем
1. М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств. т.III. С. 342.
явлении декоративно-прикладного искусства и о специфике его выразительных
средств говорится в этой работе. В дипломной работе была сделана попытка
проследить, как далеко простираются корни этого ремесла и какой глубоко
национальный характер оно имеет, ведь изразцовое украшение печи – традиция,
бытующая на Руси на протяжении многих столетий; а так же как продолжаются
традиции гончарного дела в наши дни.
Решая задачи, поставленные в дипломе, были изучены исследования в
области изразцового искусства С. А. Маслиха, Ю. П. Спегальского, Н. Левко.
Серьезно помог в работе альбом ''Русское изразцовое искусство XV –
XIX в.'' С. А. Маслиха, та как в нем можно увидеть и сравнить друг с другом
изразцы различных областей Европейской части России. Работы по изучению
изразцов Ю. П. Спегальского и Н. Левко более специфичны, ведь они
занимались изучением художественных памятников отдельных городов – Пскова,
Витебска. В основном же литература об изразцах носит характер общеобзорный
либо очерковый.
Чтобы дать представление о древнерусских печах и всём разнообразии их
изразцового декора, потребовалось рассмотрение литературы, описывающей
технологии изготовления печей и производства изразцов; этнографические
материалы, содержащие информацию о поверьях и обычаях, связанных с печами.
Этому посвящена отдельная глава диплома.
Работа над дипломом велась не только в библиотеках Каменск-Уральского
и Екатеринбурга, но и в фондах Екатеринбургского краеведческого музея, где
были выполнены зарисовки, хранящихся там изразцов, а так же в мастерской
катайского керамиста С. А. Гаврилова, чьему творчеству посвящена часть
работы.
Специализированного музея изразцов нет и памятники этого искусства
рассредоточены по музеям сёл и городов и, как правило, не имеют
''биографии'', а тема изразечного дела является очень интересной и мало
изученной. И в этой работе сделана попытка приоткрыть завесу хотя бы на
часть этой проблемы.
Глава I. о керамике и израцзе.
Термин ''керамика'' происходит от греческого слова ''керамос'', что
означает - глина.
Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными
добавками и обожённые до каменного состояния.
В результате термической обработки керамика приобретает
огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих её
широкое использование. ''Вероятно, ничто так великолепно не свидетельствует
о минувшем, как керамика. Обожённая глина, пусть даже и в черепках,
сохраняется практически вечно''.1.
С древнейших времён т вплоть до наших дней керамические изделия
занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех
народов мира.
Гончарное ремесло в России известно с незапамятных времён. Глина была
повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и
художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие
времена. Глина очень легко поддается обработке, из неё можно вылепить что
угодно. С открытием обжига глиняные изделия стали самыми необходимыми и
самыми практичными в быту.
Особое место в древнерусской керамике занимают изразцы.
Изразцы – разновидность архитектурно-декоративной керамики.
Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства.
Термин ''изразец'', или ''образец'', обычен в обиходе русского государства
в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории
Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным
источникам как ''кафель''.
Внешний вид изразцов неодинаков. К древнейшей их разновидности
относятся так называемые ''горшковые'' изразцы. Древнего Рима, получившие
1. Белов В. И. Лад. М.,1982. С. 52.
преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющие
в задней части румпу, т.е. глиняную коробку для крепления изразца к стене.
Горшковые изразцы происходят из слоя XIV- XVI вв. Они формировались на
гончарном круге; ранние (XIV-XV вв.) – на ручном, со значительной примесью
крупнозернистого песка, поздние (XVI в.) – на ножном из красножгущейся
глины хорошего качества без явно грубых включений в её состав.
Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от
технологии, разделяются на большие группы:
1) Терракотовые рельефные (кон. XVI – XVIII вв.);
2) Зелёные поливные рельефные (XVII в.);
3) Полихромные рельефные (кон. XVII-XVIII вв.);
4) полихромные расписные (XVIII в).
Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее
технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый
уровень гончарного ремесла поздефеодального периода. Лицевая пластина
коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из
дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем
передавался изразцу.
Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства
мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово
''изразец'' – это то, что вырезано, обработано.
Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов.
Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка,
заполняли сырой глиняной маской – мягкой и вязкой. Тщательно вминали её во
все неровности, мельчайшие углубления рельефа, чтобы не образовались
пустоты. Когда форма заполнялась доверху, выравнивали правильцем верхний
слой глины. Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9