обстановку. При декоративном оформлении интерьера – печь, естественно,
играет роль одного из главных декоративных компонентов.
1. Белов В. И. Ук. соч. С. 49.
Глава III. Из истории изразца.
''Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей
народного творчества.
Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или
многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах
храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и
нарядность''.1
Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия
обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами
города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ
оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.
В XIV – нач. XV века русская земля ещё лежала в развалинах: разрушены
были храмы, сравнены с землей каменные палаты и стены крепостей, выжжены
города и селения. Но даже в самое лихолетье иноземного ига не замирала на
Руси художественная жизнь. Она сосредотачивалась в ремесленных слободах
северных городов, в монастырях, в вотчинах московских князей.
Строить надо было много, быстро, красиво. Входил в силу кирпич. В ту
пору и появились глиняные плиты с теснённым узором, повторявшим орнамент и
изображения белокаменной резьбы. Эти плиты ещё не покрывались поливой. Они
известны как первые облицовочные керамические материалы,
трансформировавшиеся позднее в красные изразцы.
''Собственно изразец известен в России с XVI века. Красные изразцы
ещё не поливались глазурями, но они интересны прежде всего своим
разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью
композиций''.2
Не лишенные сметки и художественного вкуса, гончары понимали, что
печь, облицованная узорными изразцами, может стать украшением жилища. И ещё
понимали они, что рисунок на изразцах должен, с одной стороны поражать
воображение покупателя своей красотой и занимательностью, а с другой – быть
1.Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV- XIX в. М., 1983г. С. 7.
2. Маслих С. А. Ук. соч. С. 12.
доступным его пониманию. Значит, и рельефы на изразцах не имеют права быть
разнородными, случайными, а должны связываться между собой какой-то единой
линией, хотя бы сюжетной.
Красные изразцы можно разложить на пять групп. Надписи на некоторых
плитках помогают определить названия групп.
Надо заметить, что в конце XVI и особенно в XVII веке излюбленным
литературным чтением русского человека была ''Александрия'' – повесть о
походах и жизни Александра Македонского. Множество списков повести,
украшенных порой самобытными рисунками, ходило тогда по рукам.
Увлекательные приключения Александра открывали богатейшие возможности для
иллюстраторов. Хитроумный гончар нашел в полюбившейся модной повести темы
рисунков будущих изразцов.
Каждые пять кафлей мастер объединил единым сюжетом. Так, первая
группа посвящалась штурму ''града Египта'' войсками Александра. На глиняных
плитах изображались осажденная крепость и ее защитники; войска, идущие на
приступ – пехотинцы, всадники. пушкари и сам царь Александр. На изразцах
второй группы можно увидеть охотника, возможно того же Александра, с
соколом, льва, барсов, журавля. Третья группа изображает сказочных чудовищ:
''китовраса'' – кентавра, зверя ''инрога'' – единорога – лошадь с рогами на
голове, лютого грифа – льва с орлиными крыльями и козлиной мордой,
семиглавого зверя, птицу Сирина.
На остальных изразцах помещены государственный герб – двуглавый орёл
и разнообразные узоры из акантов, пальметт и диковинных растений.
Ряды ''пятёрок'' могли располагаться в любой последовательности. Но,
вероятнее всего, в центре помещались изразцы с гербом. Над ними или под
ними, так чтобы удобно было разглядывать, располагались изразцы с
картинками. А на самом верху и в самом низу шли ряды с узором из трав и
цветов.
Весь этот калейдоскоп узоров, реальных и фантастических картинок,
беспрестанно стоял перед глазами обитателей дома. Он привлекал к себе
внимание, будоражил фантазию, порождая неосознанное желание узнать ещё что-
нибудь о далёких и таинственных землях и странах.
Позднее эти сюжеты перекочевали в рельефные изразцы с зелёной
поливой. Первый изразец, покрытый зелёной поливой, известен как уроженец
Пскова. Оттуда он пожаловал в Москву в первой половине XVII столетия.
Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в
наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.
Многоцветие в архитектурной керамике заявило о себе в Москве в
середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих
городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.
К этому времени окрепшее Московское государство начало возвращать
себе западные земли, захваченные ранее польско-литовскими папами. Многие
тысячи людей духовно тяготевших к своим русским братьям, переселились с
этих земель в города Центральной Руси. Среди переселенцев оказалось немало
отменных умельцев, оставивших замечательный след в развитии московских
ремёсел. Вместе с московскими гончарами они так продвинули ''ценинное
дело'' вперёд, что вторую половину XVII века можно было бы назвать золотым
веком русского многоцветного изразца.
Изразцы XVII – XIX веков, украшавшие печи не только в царских и
монастырских покоях, но и в домах купечества и зажиточных горожан были
красочны и своеобразны.
''И рельефные, и гладкие, с синим, зелёным и многоцветным рисунком
они несут в себе приметы новых времён, освоения опыта других народов и
борения с некоторыми иноземными влияниями. При этом в их решении оставались
неизменными чувство цвета, композиция, гармония и самобытность лучших
отечественных изразечников''.1
Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов,
трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее
в
1.Овсяннивок Ю. М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах. М., 1967. С.
136.
XVIII – XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских
жителей.
Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, обычаи
и вкусы народа, было создано в большинстве своём безымянными народными
мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами, выходцами из
ремесленной части населения в небольших гончарных мастерских, разбросанных
по всей территории Русского государства.
Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из окружающей их
жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий, из смежных отраслей прикладного
искусства: резьбы по белу камню, народных мотивов вышивки, набойки и
кружев.
В развитии русского изразцового искусства не было чёткой
последовательности в изготовлении различных видов изразцов. Например, во
второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленные и
многоцветные изделия.
Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве
X – XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических
раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия,
покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось
через два с половиной столетия в Пскове и Москве. Муравленые изделия Пскова
и московские терракотовые плиты XV века, многоцветные рельефы Дмитрова и
Старицы XV-XVI веков – наиболее древние керамические изделия
послемонгольского периода.
Красные терракотовые изразцы московские мастера начали вырабатывать в
конце XVI – нач. XVII веков. В XVII веке производство красных, муравлёных и
многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части
Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за
столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII – первой
половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге,
Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы
городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.
Все указанные производства имели свои чётки отличительные
особенности.
Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-
Городке на Каме, одном из северных опорных пунктов в период проникновения
русских на Урал и в Сибирь. После переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый,
более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в
Соликамск.
Начало балахнинского производства ориентировочно датируют второй
половиной XVII века.
Печные изразцы Соликамска и Балахны близки по цветовой гамме и
сюжетам. Они имели коробчатые румпы на протяжении всего периода
существования этих производств.
Производство изразцов на реке Сухоне, в городах Великом Устюге и
Тотьме были очень близки между собой: почти одинаковые цвета эмалей с
характерной густой травянистой зеленью и отступающие от краёв высокие
румпы. Рельефные изображения растительного и орнаментального характера этих
производств сохраняются на протяжении всего XVIII – первой половины XIX
столетия. Гладкие расписные изразцы выделывались в этих производствах очень
короткий период, по всей вероятности, только в XIX веке.
В Калужском изразцовом производстве использовались местные светлые
глины с характерными для них красно-жёлтыми и серо-желтыми оттенками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9