Русский печной изразец

мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения

сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,

Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы

квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные

надписи. Покрыты они разноцветной поливой.

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,

изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно

украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька

печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у

соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем

говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех

кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое

производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-

промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и

прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1

мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.

Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки

бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового

производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10

тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина

огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.

Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,

кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,

трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.

Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до

3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в

европейской России''1.

Старинное уральское производство стало основой для последующего

развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой

половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем

Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных

мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных

вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная

вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую

среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении

вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей

ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными,

созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного

богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их

будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности

материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе

мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как

рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть

изделия.

1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.

Екатеринбург,1887г.С.10.

2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40

Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой

деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать

и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого

мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много

знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом,

умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной

изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов,

преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником

художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в

Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году

вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет

–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся

пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и

конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим

податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы.

Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ -

изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным

рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и

ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет

назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок

времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди

преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I

степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов

выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение

воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет

проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича.

С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно

изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку

составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых

''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и

модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в

ней есть доля юмора.

Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих,

одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает

вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких

десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков

(рис….)

Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа,

размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только

в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали

столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на

самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы

излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам

свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и,

вместе с тем, нравственная чистота.

Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное

свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси

XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы

раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали

его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью,

пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум

сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с

гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей

Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок.

Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него

появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и

Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний:

популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска''

медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''.

Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях

всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин

барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ

ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня,

будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне

ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.

Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам.

Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая

голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся

хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом,

монахом, работником.

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог

выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда

предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист

будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным,

специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам,

занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей

техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно

использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка,

он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось

чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать