мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения
сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,
Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы
квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные
надписи. Покрыты они разноцветной поливой.
Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,
изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно
украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька
печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у
соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем
говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех
кафлей.
О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое
производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-
промышленной выставки 1887года.
Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и
прочие изделия'':
''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1
мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.
Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки
бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового
производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10
тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина
огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.
Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,
кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,
трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.
Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до
3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в
европейской России''1.
Старинное уральское производство стало основой для последующего
развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой
половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем
Тагиле, Перьми.
Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных
мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных
вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.
''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная
вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую
среду элемент непосредственного человеческого чувства.
Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении
вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей
ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными,
созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного
богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их
будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности
материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе
мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как
рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть
изделия.
1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.
Екатеринбург,1887г.С.10.
2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40
Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой
деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать
и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого
мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.
Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много
знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом,
умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной
изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.
Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов,
преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником
художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в
Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году
вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет
–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся
пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и
конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим
податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы.
Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ -
изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным
рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и
ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.
Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет
назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок
времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди
преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I
степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов
выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение
воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет
проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.
Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича.
С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно
изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку
составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.
Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых
''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и
модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в
ней есть доля юмора.
Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих,
одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.
Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает
вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких
десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков
(рис….)
Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа,
размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только
в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали
столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на
самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы
излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам
свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и,
вместе с тем, нравственная чистота.
Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное
свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.
Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси
XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы
раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали
его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью,
пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум
сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с
гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей
Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок.
Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него
появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и
Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний:
популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска''
медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''.
Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях
всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин
барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ
ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня,
будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне
ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.
Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам.
Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая
голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся
хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом,
монахом, работником.
Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог
выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда
предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист
будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным,
специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам,
занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей
техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно
использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка,
он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось
чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9