Тенденции символизма в творчестве Врубеля

Тенденции символизма в творчестве Врубеля

Орловский Государственный Университет.

Художественно-графический факультет.

Кафедра теории и методики искусства.

Курсовая работа.

Тема: «Тенденции символизма в творчестве

М.А. Врубеля»

Руководитель:

Кандидат искусствоведения,

доцент

Венедиктова Елена

Александровна.

Орёл

2001 г.

План

I. Введения.

II.Основная часть

а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в.

б) Значение киевского периода в становлении символизма в

творчестве Врубеля.

в) Тема «Демона» в искусстве художника 1890-1902 г.г.

г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский

период.

д) Влияние модерна на решение декоративных панно.

е) Символизм поздних работ М. Врубеля

III. Заключительная часть.

I.Введение

Рассматривая жизнь и деятельность замечательного русского художника

Михаила Александровича Врубеля (1856-1910 г.г.) произведения которого

отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией,

виртуозной техникой, можно сказать, что он был великим творцом,

мастером своего дела. Врубель стоял у истоков русского символизма в

России. Он обращался к символу в попытке изобразить не изобразимое,

понять непознанное, увидеть незримое.

Подлинная стихия картин Врубеля – это молчание, тишина, которую,

кажется можно услышать. В молчание погружен его мир. Он изображает

моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый

поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное

общение выражено в символизме, который просматривается в его картинах.

На рубеже веков изменилось направление вкусов, теперь публика

читала Ибсена, символистов, посещала Художественный театр. И произошло

признание Врубеля. На фоне новых течений становился всё более внятен и

приемлем эмоциональный срой его искусства, его символика, его культ

красоты и тайны.

Тема данной курсовой работы и интересна тем, что мы на протяжении

всего его творчества просматриваем как зарождался символизм в его

работах, как развивался и закреплялся. Мы прослеживаем как влиял на

становление символизма в творчестве Врубеля каждый период его

творчества. Никто из художников, современников Врубеля, не мог так

жить, как он, оставаясь при этом самим собой, со своим неповторимым

характером видения. Некоторые символистические элементы в его

творчестве явились отражением всей эпохи. В творчестве Врубеля всегда

присутствовали два начала – это реалистичное и символическое.

Реалистичное присутствовало всегда, так как художник всегда обращал

внимание на то, что его окружает, он постоянно пытался изобразить это в

своих работах. А символическое появилось в результате целого ряда

переоценок, происходящих в части интеллигенции на рубеже двух столетий

и в результате личного мировоззрения Врубеля. Он не был символистом в

полном смысле этого слова. Он был предшественником символизма. Основным

содержанием искусства для него была реальность, которая проходила через

чувства художника. Но нельзя полностью оценить творчество Врубеля не

рассматривая символистических тенденций в его деятельности. В своё

время, он был самым ярким мастером в России, который утвердил символизм

как стиль. Вот это мы и рассматриваем в своей курсовой работе.

Целью курсовой работы является попытка проследить процесс

становления творческого подчерка художника, выявить черты символизма в

его произведениях.

Творчеству Врубеля уделяли внимание многие искусствоведы. Первое

исследование было сделано С.П. Яремич, но поскольку это издание очень

редкое и в библиотеках найти его трудно, то приходится судить о нём

только по ссылкам в работах других искусствоведов. Исследовательскую

работу по творчеству Врубеля проводили такие авторы как Э.П. Гемберг-

Вержбинская, Н.А. Дмитриева, Д.З. Коган, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин,

П.К. Суздалев, Н.М. Тарабукин и многие другие.

Исследование Гемберг-Вержбинской[1] является важным звеном в

рассмотрении данной темы курсовой работы. Это исследование даёт нам

ключ к творческой деятельности Врубеля. С помощью её трудов мы можем

установить когда впервые появились тенденции символизма в творчестве

Врубеля. Как он понимает свои произведения, и по его письмам своим

близким узнаем, что он чувствует, какие изменения происходят в его

сознании и душе. Он становится для нас живым, проявляется в своих

сомнениях, надеждах, думах о повседневных делах, здесь всё оказывается

связано воедино и создаётся ощущение неповторимой личности. Отрывки о

нём родных и близких позволяют яснее представить всю многогранность

личности художника, весь этап становления его как художника –

символиста.

Дмитриева Н.А.[2] проделала также оригинальное исследование

жизнедеятельности художника. Она начинает с ранних лет и заканчивает

последними днями жизни, где прослеживается в его творчестве на всём

пути развивающиеся и становящиеся «на твердую почву» символистические

тенденции. Из её исследования мы видим, что становлению

символистических образов в произведениях Врубеля способствует театр,

где художник наблюдает образ героя, как символ чего – либо, эти сцены

волновали его воображение. А также значительное место, в формировании

символизма в его творчестве, занимает музыка. Символисты считали музыку

высшим искусством. Символ пробуждает музыку души. Усиливающийся до

непомерного музыкальное звучание души рождает образ. Искусство есть

гениальное познание. Гениальное познание расширяет формы искусства. В

символизме соединяется вечное сего пространственными и временными

проявлениями. Всякое искусство по существу символично. Всякое

символическое познание идейно. Искусство должно выражать идеи. Задача

искусства, как особого рода познания, неизменна во все времена. Именно

это в своём исследовании раскрывает Дмитриева.

Суздалев П.К.[3] , в свою очередь, тоже проделал глубочайшее

исследование по творчеству Врубеля. Автор издал несколько книг о

художнике, где мы прослеживаем все его направление и увлечения; Врубель

любил не только театр и музыку, он увлекался литературой, которая

занимала в его творчестве значительную роль. Суздалев рассказывает о

духовных переживаниях мастера, о его мироощущении. Автор книги

показывает нам влияние времени на стиль и метод Врубеля.

Он рассматривает философию Ницше Бергенсона, а также других

философов, которые положили начало формированию символизма в творчестве

Врубеля.

Врубель был первым кто перенёс поэтический символ из литературы в

живопись.

В трудах Фёдорова - Давыдова[4] говорится о чувстве единого природы

и человека. Здесь автор рассказывает, что любил изображать Врубель в

своих работах. Художник очень много работал с натуры. Именно в реальной

жизни он черпает символические образы, эти образы у Врубеля

одновременно реальны и символичны. Именно в простом он видит символ.

Каждый из искусствоведов старается рассказать нам о Врубеле М.А.,

как о талантливом человеке, многогранном, интересном и замечательном

мастере своего дела. Они помогают оценить вклад Врубеля в развитие

искусства.

В данный момент мы видим художника в ореоле исторической славы,

который сотворил шедевры имеющие ценность и в настоящие время.

II. а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в.

Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время

формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные

названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии –

«Югендстиль», в Австро-Венгрии это «Сецессион», в Италии «Либерти», а в

России - «Модерн». Модерн возникает в связи со стремлением преодолеть

эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века. Идеологической

основой возникновения модерна стали философски – эстетические воззрения

Ф. Ницше, А. Бергенсона и других философов. По мысли теоретиков модерн

должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека

цельную, эстетически насыщенную предметно – пространственную среду.

Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика

символизма, декоративный ритм гибких текучих линий. Символизм является

теоретической базой модерна. В модерне идеи зачастую заимствованы были

именно у символизма. Однако он отличался внутренней противоречивостью:

был ориентирован на изысканный, утончённый вкус, поддерживал принципы

«искусство для искусства». Исключительное значение в модерне имели

особые принципы формообразования. Значительное место в художественной

практике занимал орнамент, особенно растительный. Цветковая гамма

модерна была преимущественно холодных и блеклых тонов. Модерн охватил

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать