Тенденции символизма в творчестве Врубеля
Орловский Государственный Университет.
Художественно-графический факультет.
Кафедра теории и методики искусства.
Курсовая работа.
Тема: «Тенденции символизма в творчестве
М.А. Врубеля»
Руководитель:
Кандидат искусствоведения,
доцент
Венедиктова Елена
Александровна.
Орёл
2001 г.
План
I. Введения.
II.Основная часть
а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в.
б) Значение киевского периода в становлении символизма в
творчестве Врубеля.
в) Тема «Демона» в искусстве художника 1890-1902 г.г.
г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский
период.
д) Влияние модерна на решение декоративных панно.
е) Символизм поздних работ М. Врубеля
III. Заключительная часть.
I.Введение
Рассматривая жизнь и деятельность замечательного русского художника
Михаила Александровича Врубеля (1856-1910 г.г.) произведения которого
отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией,
виртуозной техникой, можно сказать, что он был великим творцом,
мастером своего дела. Врубель стоял у истоков русского символизма в
России. Он обращался к символу в попытке изобразить не изобразимое,
понять непознанное, увидеть незримое.
Подлинная стихия картин Врубеля – это молчание, тишина, которую,
кажется можно услышать. В молчание погружен его мир. Он изображает
моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый
поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное
общение выражено в символизме, который просматривается в его картинах.
На рубеже веков изменилось направление вкусов, теперь публика
читала Ибсена, символистов, посещала Художественный театр. И произошло
признание Врубеля. На фоне новых течений становился всё более внятен и
приемлем эмоциональный срой его искусства, его символика, его культ
красоты и тайны.
Тема данной курсовой работы и интересна тем, что мы на протяжении
всего его творчества просматриваем как зарождался символизм в его
работах, как развивался и закреплялся. Мы прослеживаем как влиял на
становление символизма в творчестве Врубеля каждый период его
творчества. Никто из художников, современников Врубеля, не мог так
жить, как он, оставаясь при этом самим собой, со своим неповторимым
характером видения. Некоторые символистические элементы в его
творчестве явились отражением всей эпохи. В творчестве Врубеля всегда
присутствовали два начала – это реалистичное и символическое.
Реалистичное присутствовало всегда, так как художник всегда обращал
внимание на то, что его окружает, он постоянно пытался изобразить это в
своих работах. А символическое появилось в результате целого ряда
переоценок, происходящих в части интеллигенции на рубеже двух столетий
и в результате личного мировоззрения Врубеля. Он не был символистом в
полном смысле этого слова. Он был предшественником символизма. Основным
содержанием искусства для него была реальность, которая проходила через
чувства художника. Но нельзя полностью оценить творчество Врубеля не
рассматривая символистических тенденций в его деятельности. В своё
время, он был самым ярким мастером в России, который утвердил символизм
как стиль. Вот это мы и рассматриваем в своей курсовой работе.
Целью курсовой работы является попытка проследить процесс
становления творческого подчерка художника, выявить черты символизма в
его произведениях.
Творчеству Врубеля уделяли внимание многие искусствоведы. Первое
исследование было сделано С.П. Яремич, но поскольку это издание очень
редкое и в библиотеках найти его трудно, то приходится судить о нём
только по ссылкам в работах других искусствоведов. Исследовательскую
работу по творчеству Врубеля проводили такие авторы как Э.П. Гемберг-
Вержбинская, Н.А. Дмитриева, Д.З. Коган, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин,
П.К. Суздалев, Н.М. Тарабукин и многие другие.
Исследование Гемберг-Вержбинской[1] является важным звеном в
рассмотрении данной темы курсовой работы. Это исследование даёт нам
ключ к творческой деятельности Врубеля. С помощью её трудов мы можем
установить когда впервые появились тенденции символизма в творчестве
Врубеля. Как он понимает свои произведения, и по его письмам своим
близким узнаем, что он чувствует, какие изменения происходят в его
сознании и душе. Он становится для нас живым, проявляется в своих
сомнениях, надеждах, думах о повседневных делах, здесь всё оказывается
связано воедино и создаётся ощущение неповторимой личности. Отрывки о
нём родных и близких позволяют яснее представить всю многогранность
личности художника, весь этап становления его как художника –
символиста.
Дмитриева Н.А.[2] проделала также оригинальное исследование
жизнедеятельности художника. Она начинает с ранних лет и заканчивает
последними днями жизни, где прослеживается в его творчестве на всём
пути развивающиеся и становящиеся «на твердую почву» символистические
тенденции. Из её исследования мы видим, что становлению
символистических образов в произведениях Врубеля способствует театр,
где художник наблюдает образ героя, как символ чего – либо, эти сцены
волновали его воображение. А также значительное место, в формировании
символизма в его творчестве, занимает музыка. Символисты считали музыку
высшим искусством. Символ пробуждает музыку души. Усиливающийся до
непомерного музыкальное звучание души рождает образ. Искусство есть
гениальное познание. Гениальное познание расширяет формы искусства. В
символизме соединяется вечное сего пространственными и временными
проявлениями. Всякое искусство по существу символично. Всякое
символическое познание идейно. Искусство должно выражать идеи. Задача
искусства, как особого рода познания, неизменна во все времена. Именно
это в своём исследовании раскрывает Дмитриева.
Суздалев П.К.[3] , в свою очередь, тоже проделал глубочайшее
исследование по творчеству Врубеля. Автор издал несколько книг о
художнике, где мы прослеживаем все его направление и увлечения; Врубель
любил не только театр и музыку, он увлекался литературой, которая
занимала в его творчестве значительную роль. Суздалев рассказывает о
духовных переживаниях мастера, о его мироощущении. Автор книги
показывает нам влияние времени на стиль и метод Врубеля.
Он рассматривает философию Ницше Бергенсона, а также других
философов, которые положили начало формированию символизма в творчестве
Врубеля.
Врубель был первым кто перенёс поэтический символ из литературы в
живопись.
В трудах Фёдорова - Давыдова[4] говорится о чувстве единого природы
и человека. Здесь автор рассказывает, что любил изображать Врубель в
своих работах. Художник очень много работал с натуры. Именно в реальной
жизни он черпает символические образы, эти образы у Врубеля
одновременно реальны и символичны. Именно в простом он видит символ.
Каждый из искусствоведов старается рассказать нам о Врубеле М.А.,
как о талантливом человеке, многогранном, интересном и замечательном
мастере своего дела. Они помогают оценить вклад Врубеля в развитие
искусства.
В данный момент мы видим художника в ореоле исторической славы,
который сотворил шедевры имеющие ценность и в настоящие время.
II. а) Эпоха на рубеже XIX – XX в.в.
Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время
формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные
названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии –
«Югендстиль», в Австро-Венгрии это «Сецессион», в Италии «Либерти», а в
России - «Модерн». Модерн возникает в связи со стремлением преодолеть
эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века. Идеологической
основой возникновения модерна стали философски – эстетические воззрения
Ф. Ницше, А. Бергенсона и других философов. По мысли теоретиков модерн
должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека
цельную, эстетически насыщенную предметно – пространственную среду.
Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика
символизма, декоративный ритм гибких текучих линий. Символизм является
теоретической базой модерна. В модерне идеи зачастую заимствованы были
именно у символизма. Однако он отличался внутренней противоречивостью:
был ориентирован на изысканный, утончённый вкус, поддерживал принципы
«искусство для искусства». Исключительное значение в модерне имели
особые принципы формообразования. Значительное место в художественной
практике занимал орнамент, особенно растительный. Цветковая гамма
модерна была преимущественно холодных и блеклых тонов. Модерн охватил