Потом Врубель написал ещё один портрет жены пастелью, известный под
названием «После концерта». Здесь она изображена отдыхающей на кушетке.
Картина эта незакончена, едва намечено лицо и не дописана левая часть
композиции.
Техника поздних работ Врубеля кажется непостижимой. В портрете жены
у камина – воздушность сквозных тканей и тление догорающих углей. В
карандашном портрете Усольцева – искристые переливы и вспышки золочёной
басмы. В «Жемчужной раковине» мы видим игру перламутра.
Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель
«Жемчужина»является маленьким чудом искусства. Для Врубеля вся природа
была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы разлитое
волшебство.
Вникая в строение раковины, художник понял, что её отливы зависят
от фактуры, - где-то поверхность совершенно гладкая , где-то
шероховатая, перистая, слоистая. Структура «Жемчужины» передана
градациями тёмного и светлого; если найти их очень точно, то
впечатление будет аналогично цветовому.
Врубель сделал массу рисунков раковины углём и карандашом, прежде
чем написать её в цвете. Написана она в цвете, со всеми переливами
лилового, голубого, розового, зеленоватого. После возникли царевны, как
возникали все фантастические образы Врубеля рождаясь из созерцания
природных форм. В композиции фигуры царевен оказались необходимыми –
вписываясь в овал раковины, они акцентируют нижнюю горизонталь и дают
композиции опору, устойчивость. Фигуры у Врубеля в духе модерна, сами
они не из лучших у художника, их игривая изысканность поз мельчит
замысел. Но при всём этом «Жемчужина» - одно из последних произведений
– остаётся неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. Он этой картиной
раскрывал природный родник своих вдохновений. Врубель ещё в этом году
сделал два автопортрета. В своих манерах он стал как-то строже. Эта
строгость – настороженность и напряженность отразились в поздних
автопортретах.
В последние месяцы перед новым приступом заболевания Врубель
отдавая себе ясный отчёт в нависшей над ним беде. Но он продолжал
работать, его интеллект не угас.
В это время у него возникает новая доминирующая тема – тема
Пророка.
Впервые иллюстрацию к «Пророку» Врубель сделал ещё в 1898 году.
Затем «Демон» всецело поглотил Врубеля и тема Пророка возобновилась в
его творчестве только через несколько лет, после болезни.
В дальнейших вариантах темы, снова появляется пророк, но теперь
художник отходит от канонического, библейского типа и придаёт ему
сходство с собой, что очевидно в рисунках. «Голова прока» и в
композиции «Шестикрылый Серафим». И ангел стал другой – хотя по типу
близок «Ангелу смерти», но смотрит сострадательно, а прикосновение его
руки действительно легко, как сон. Всё лично пережитое слилось для
Врубеля в теме Пророка. Она претворилась в тему трагической миссии
художника.
Знавшие Врубеля вспоминают, что в последние годы томило сознание
какой-то вины, которую надлежало искупить. Во время болезни раскаяние
принимало болезненные формы – он простаивал на ногах целыми ночами,
хотел покарать себя, отказавшись от пищи. Но и в его навязчивых идеях
символически преображаются реальные обстоятельства жизни, в данном
случае – реальные угрызения совести. Условно говоря, Врубель сознавал
себя недостойным пророком, отклонившимся от великой миссии, корил себя
за неучастие в пересоздание жизни. Именно это мучило больше всего
Врубеля – подтверждается это в его воззрениях на искусство, назревавшим
ещё во время работы над «Поверженным Демоном».
Работа над «Пророком» продолжалась до последней черты, даже тогда,
когда зрение уже отказывало. Последний вариант темы Врубель назвал
«Видение Иезекиля». Здесь фигура ангела и профиль Иезекиля едва
различимы в хаотическом нагромождении линий, штрихов и пятен. Художник
в это время почти ослеп. Глубокое, пронзительное сострадание мы видим
во взоре ангела. Этот набросок был сделан из последних сил рукою
полубезумного и полуслепого мастера.
III. Заключительная часть.
Творчество Врубеля требует последовательного исследования. При всей
идейной сложности, запутанности мировоззрения Врубеля его сознанию
присуща определённая цельность и единство. Творчество Врубеля было
классическим, если понимать под классикой убедительность,
основательность художественного произведения. Врубель был классичнее
всех других художников этой эпохи. Суть в том, что он идеально выражал
свою мысль.
Нельзя иначе выразить общее мнение о творчестве этого
замечательного художника, его высокая художественная культура,
трудолюбие, не стареет и высоко ценится советскими художниками и
зрителями.
Романтико-символические образы возникали у Врубеля на основании его
собственных переживаний и в попытках выплеснуть на полотно потребность
прекрасного, которое он не находил в действительности. Творчество М.
Врубеля призывает нас бороться с серостью и будничностью. Культура
конца XIX века оказала своё влияние на творчество Врубеля. Он также
обращался к общечеловеческим культурно – историческим образам: эпосу,
мифу, сказке, мировой поэзии, как материалу для творчества. В
творчестве художника слились традиции большого искусства: великое
наследие русского национального эпоса, поэзии, музыки и театра.
Романтизм в его художественно – символическом выражении возник в
России в пору расцвета освободительных идей и развивался во время
назревающей революции. Эстетика символизма и неоромантика в творчестве
художников, поэтов была освещена высокими гуманистическими идеалами
истины, добра и красоты. Переплетение неореализма и символизма в
искусстве Врубеля было особенно плодотворным в его произведениях в
результате органичной духовно – творческой переработки, переосмысления
легенд, былин, сказок в новые мифы, живописные сказки – символы. Не
случайно в жизни Врубеля музыка и театр занимали много места. Они
проникли в его сознание. Символисты называли музыку высшим искусством.
Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в
целом, стремлением проникнуть в скрытые недра реальности. Врубель
реализм сочетал с символизмом. В большинстве живописных работ художника
двузначность ведения и символичность образа всегда присутствовали в
ясности сюжетного выбора.
Врубель как основоположник неореализма и символизма в живописи был
причастен к тому, что получило названия русского модерна. В искусстве
Врубеля модерн не определяет высших ценностей ни содержания, ни формы
его образов, он несравненно выше и обще человечнее.
Врубель был великим художником. Его творчество помогает нам
взглянуть на мир по-новому, помогает понять истинные ценности. Он всё
выражал в символе: композицию, цвет.
Он был единственный в русской живописи, который дал новую жизнь
великим поэтическим символам, берущим начало в народном эпосе, у
Шекспира, Гёте, Лермонтова, Пушкина – они стали другими, но по духу, по
строю чувств не мельче своих прообразов. Мир Врубеля пронизан «токами
духовного напряжения». В этом тайна его долговечности.
У Врубеля не было прямых последователей. Символизм в России
развивался самостоятельно. Но черты символизма, основы заложенные
Врубелем можно увидеть у художников «Голубой розы».
Список литературы.
1. Алленов М. «Михаил Врубель», -М.: Изобразительное исусство,1996.
2. Белый А. «Символизм как миропонимание»-М.: Республика,1994.
3. Вагнер А. «В поисках истины»,-М.: Искусство,1993.
4. Герман М.Ю. «Михаил Врубель: Альбом»,-Л.: Искусство,1989.
5. Гоберг – Вержбинская Э.П. «М. Врубель».-М.:Искусство,1959.
6. Гоберг – Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.Н., Новиков Ю.В. «Переписка.
Воспоминание о художнике»,-М.:Искусство,1976.
7. Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель». –М.: Детская лит-ра, 1984.
8. Дмитриева Н.А. «Михаил Александрович Врубель: Альбом».-
Л.:Искусство,1984.
9. Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура».-М.: Академия,1999.
10. Ионина Н.А. «100 великих картин».-М.: Вече,2000
11. Коган Д.З. «Михаил Врубель». -М.:Искусство,1980.
12. Козлова Ю.А. «Шедевры Государственной Третьяковской галереи».-М.: Гос.
Третьяковская галерея,1994.
13. Кузнецов Э.Д. «Русские художники».-Л.: Азбука,1998.
14. Лаклотт М., Кюзен Ж.П. «Западная живопись от средних веков до наших
дней»\ Пер.с фр. -М.: Терра,1997.
15. Милотворская М.Б. «История русского искусства». II том, книга 2., -М.:
Изобразительное искусство, 1981.
16. Пахомова Н.П. «М. Врубель. Выставка майоликовых работ и театральных
эскизов».-М.: Академия наук,1957.
17. Ракитин В.И. «М. Врубель».-М.: Искусство,1980.
18. Русакова А.А. «Павел Кузнецов».-Л.:Искусство,1877.
19. Русакова А.А. «Символизм в русской живописи».-М.: искусство,1995.
20. Сарабьянов Д.В. «История русского искусства второй половины XIX века».-
М.: МГУ, 1989.
21. Сарабьянов Д.В., Полевой В.М., Маркузоок В.Ф., Синюков В.Д. «Популярная
художественная энциклопедия», книга 2, -М.: Советская
энциклопедия,1986.
22. Стернин Г.Ю. «Русская художественная культура второй половины XIX-
начало XX века».-М.: Советский художник,1984.
23. Суздалев П.К. «Врубель».-М.: Советский художник,1991.
24. Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод».-М.:
Искусство,1984.
25. Cуздалев П.К. «Врубель. Музыка. Театр», -М.: Изобразительное
искусство,1983.
26. Cуздалев П.К. «Врубель и Лермонтов», -М.: Изобразительное
искусство,1980
27. ТарабукинНМ. «МА. Врубель» -М.: искусство,1974.
28. Фёдоров-Давыдов А.А. «природа и человек в искусстве Врубеля», -М.:
искусство,1968.
29. Ягодовская А.Т. «МА. Врубель» -М.: искусство,1959.
30. «Врубель М.А. Рисунки к произведениям Лермонтова»- М.: Изобразительное
искусство,1983.
31. «Врубель М.А. выставка майоликовых работ и театральных эскизов», -М.:
Академия наук, 1957.
32. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Капланова С.Г. – М.:
Изобразительное искусство,1973.
33. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Журавлёва Е. – М.:
Изобразительное искусство,1971.
34. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Дружинина С.Н.. – М.:
Изобразительное искусство,1975.
35. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Федоров-Давыдов А.А.. –
М.: Изобразительное искусство,1968.
Список иллюстраций.
1. Надгробный плач.1887.
Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве.
Акварель.
2. Девочка на фоне персидского ковра. 1886.
Холст, масло.
3. Демон сидящий.1890.
Холст, масло.
4. Венеция.1893.
Панно, масло.
5. Испания. 1894.
Панно, масло.
6. Гадалка. Между 1894 и 1895.
Холст, масло.
7. Летящий Демон.1899. Фрагмент.
Холст, масло.
8. Пан. 1899.
Холст, масло.
9. Царевна – Лебедь.1900.
Холст, масло.
10. К ночи.1900.
Холст, масло.
11. Жемчужина. 1904.
Холст, масло.
-----------------------
[1] Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка,
воспоминание о художнике»,-М.,1976г.
[2] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г.
[3] Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод.»,- М., 1984 г.
[4] Фёдоров – Давыдов А.А., «Природа и человек в искусстве Врубеля», - М.,
1968 г.
[5] Шамагин Л.М. «Техника рисунка Врубеля»,- М.,1947; Дмитриева Н.А. «М.А.
Врубель – История русского искусства», М.,1969, т.10, книга первая, с.254
– 255.
[6] Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка,
воспоминание о художнике»,-М.,1976г.
[7] Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод.»,- М., 1984 г.
[8] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г., с. 21-23.
[9] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г., с.46
[10] Вагнер Г.К. «В поисках истины»,-М., 1993, с. 30.
[11] Вагнер Г.К. «В поисках истины»,-М., 1993, с. 43.
[12] Белый А. «Символизм как миропонимание», М., 1994, с.256.
[13] Там же , с. 257.
[14] Гомберг-Вержбинская Э.П., «М. Врубель», М., 1959, с. 30-31
[15] Ионина Н.А. «100 великих картин», - М., 2000, с. 362
[16] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г., с.36
[17] Суздалев П.К. «Врубель»,- М., 1991, с. 200
[18] Гомберг-Вержбинская Э.П., Подковаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка,
воспоминание о художнике», -М., 1976г., с. 107
[19] Белый А. «Символизм как миропонимание», М., 1994, с.340.