Тенденции символизма в творчестве Врубеля

Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за

иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был

единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях,

появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался

иллюстрировать.

Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами,

хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой

силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога.

Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай»

Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической

личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От

мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт

свою родословную и лермонтовский Демон[16].

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и

свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги.

Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше

всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных

вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он

торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как

произведение графического искусства.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону»,

можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.

Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою

нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все

эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не

рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.

На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение

философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель

как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения

реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно

множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено

и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от

единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения

был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.

В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон»

Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом –

героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в

начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон»

Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против

мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям

тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего

художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на

протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной

катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам.

Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось

взволновать души современников, открыв им возможность усиления

эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы

познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии

живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-

живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он

мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и

жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить

мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык.

Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык

и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем

развития и применения ранее найденного.

Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании

явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её

религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со

знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски

возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной

беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела

буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта[17].

Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в

состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к

этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках

заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в

определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на

поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в

письмах к близким.

Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений

Врубеля имеют вполне реальное обоснование.

Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник

видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества,

напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но

повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение

печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но

полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.

Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное

по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел

сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии

несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость,

низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела

– это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел

крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В

каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и

неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы. Но

чувствуется упоение этой стихшей борьбы.

«Демон» полуобнаженный, но лежит на плаще, который перекреплен

драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, очень

сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют

психологический образ композиции.

Сам Врубель не был удовлетворён решением этой картины, он не

чувствовал выраженности силы духа «Демона» и его беспомощности тела.

Художника так захватила эта тема, как будто не «Демон», а он сам

участвовал в схватке с Богом. Врубель работал по 24 часа в сутки, забыв

обо всём на свете: жена, сын, друзья, весь мир отодвинулись куда-то

далеко, остались только он и «Демон», и упоение изнурительной,

беспощадной борьбы. Художник постоянно переписывал «Демона», менял, и

всё равно ему казалось, что «Демон» выходит не таким, каким он видит

его в своём воображении. Даже когда «Демона поверженного» поместили в

зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокаивался: приходил к

своему «Демону» и что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то

злым, то страшным и всё равно для художника бесконечно прекрасным.

Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над

«Демоном поверженным», писал потом: «верится, что Князь Мира позировал

ему. Есть что-то глубоко правильное в этих ужасных и прекрасных, до

слёз волнующих картинах. Его «Демон» остался верен своей натуре. Он,

полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным

издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону

своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он

быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение

проклятым»[18].

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько

зримым воплощением трагедии художника. В это время у Врубеля начинают

проявляться психические расстройства.

Таким образом, тема демона захватила художника, в нём он видел

образ, некий символ, который то исчезал, то вновь появлялся. Символ

пробуждает музыку души. Музыка – это окно, из которого льются в нас

очаровательные мелодии, рождающие в нашем ворожении образы. Образы

Демона не покидал Врубеля на всём пути его творчества.

г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский период.

Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках

– в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре,

театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и

даже в архитектуре. Он хотел быть универсальным художником. На это

Врубеля наталкивало участие в деятельности мамонтовского кружка в

Абрамцеве, где, кроме него, работали Васнецов, Поленов, К. Коровин,

Головин, Серов.

С 1890 года в Абрамцеве существовала гончарная мастерская,

ставившая целью возродить искусство майолики, которое давно забыто.

Руководил мастерской керамист П.К. Ваулин .Обучившись у него основам

этого ремесла, Врубель с увлечением занимался майоликой на протяжении

многих лет. Он делал небольшие станковые скульптуры, архитектурные

маски, блюда. Для Врубеля в искусстве не было ничего мелкого: искусство

– всегда искусство, будь это монументальная роспись, маленькая акварель

или изразцовый камин. По проектам художника были исполнены выложенные

изразцами камин и печь-лежанка в абрамцевском доме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать