Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за
иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был
единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях,
появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался
иллюстрировать.
Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами,
хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой
силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога.
Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай»
Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической
личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От
мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт
свою родословную и лермонтовский Демон[16].
У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и
свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги.
Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше
всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных
вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он
торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как
произведение графического искусства.
Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону»,
можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.
Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою
нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все
эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не
рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.
На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение
философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель
как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения
реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно
множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено
и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от
единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения
был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.
В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон»
Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом –
героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в
начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон»
Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против
мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям
тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего
художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на
протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной
катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам.
Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось
взволновать души современников, открыв им возможность усиления
эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы
познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии
живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-
живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он
мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и
жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить
мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык.
Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык
и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем
развития и применения ранее найденного.
Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании
явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её
религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со
знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски
возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной
беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела
буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта[17].
Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в
состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к
этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках
заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в
определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на
поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в
письмах к близким.
Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений
Врубеля имеют вполне реальное обоснование.
Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник
видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества,
напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но
повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение
печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но
полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.
Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное
по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел
сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии
несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость,
низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела
– это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел
крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В
каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и
неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы. Но
чувствуется упоение этой стихшей борьбы.
«Демон» полуобнаженный, но лежит на плаще, который перекреплен
драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, очень
сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют
психологический образ композиции.
Сам Врубель не был удовлетворён решением этой картины, он не
чувствовал выраженности силы духа «Демона» и его беспомощности тела.
Художника так захватила эта тема, как будто не «Демон», а он сам
участвовал в схватке с Богом. Врубель работал по 24 часа в сутки, забыв
обо всём на свете: жена, сын, друзья, весь мир отодвинулись куда-то
далеко, остались только он и «Демон», и упоение изнурительной,
беспощадной борьбы. Художник постоянно переписывал «Демона», менял, и
всё равно ему казалось, что «Демон» выходит не таким, каким он видит
его в своём воображении. Даже когда «Демона поверженного» поместили в
зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокаивался: приходил к
своему «Демону» и что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то
злым, то страшным и всё равно для художника бесконечно прекрасным.
Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над
«Демоном поверженным», писал потом: «верится, что Князь Мира позировал
ему. Есть что-то глубоко правильное в этих ужасных и прекрасных, до
слёз волнующих картинах. Его «Демон» остался верен своей натуре. Он,
полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным
издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону
своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он
быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение
проклятым»[18].
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько
зримым воплощением трагедии художника. В это время у Врубеля начинают
проявляться психические расстройства.
Таким образом, тема демона захватила художника, в нём он видел
образ, некий символ, который то исчезал, то вновь появлялся. Символ
пробуждает музыку души. Музыка – это окно, из которого льются в нас
очаровательные мелодии, рождающие в нашем ворожении образы. Образы
Демона не покидал Врубеля на всём пути его творчества.
г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский период.
Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках
– в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре,
театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и
даже в архитектуре. Он хотел быть универсальным художником. На это
Врубеля наталкивало участие в деятельности мамонтовского кружка в
Абрамцеве, где, кроме него, работали Васнецов, Поленов, К. Коровин,
Головин, Серов.
С 1890 года в Абрамцеве существовала гончарная мастерская,
ставившая целью возродить искусство майолики, которое давно забыто.
Руководил мастерской керамист П.К. Ваулин .Обучившись у него основам
этого ремесла, Врубель с увлечением занимался майоликой на протяжении
многих лет. Он делал небольшие станковые скульптуры, архитектурные
маски, блюда. Для Врубеля в искусстве не было ничего мелкого: искусство
– всегда искусство, будь это монументальная роспись, маленькая акварель
или изразцовый камин. По проектам художника были исполнены выложенные
изразцами камин и печь-лежанка в абрамцевском доме.