все виды пластических искусств – архитектуру, живопись, графику,
декоративно – прикладное и театрально – декоративное искусство. Модерн
стремился к осуществлению художественного синтеза в разных областях.
Большое распространение получили идеи создания единой
художественной оформленной предметно – бытовой среды. Отличительной
чертой эпохи был программный универсализм художников, занимающихся
разными видами художественной деятельности. Это особо отчётливо
проявилось в творчестве мастеров петербургского объединения «Мир
искусства», многие из которых были одновременно живописцами, графиками,
модельерами и так далее.
Эпоха рубежа веков была временем величайших открытий в области
естественных наук, прежде всего физике и математике, которые ставили
под сомнение прежние представления о строении мира. Кризис прежних
научных представлений трактовался как крушение возможностей
интеллектуального познания. Конец XIX столетия выдвинул ряд новых
вопросов. Особенно радикальна постановка вопросов, связанных с
искусством, моралью, религией. Обострился интерес к философии Платона,
Канта и к русской идеологической философии. Опираясь на философию Канта
и рассматривая искусство как форму деятельности человека, символисты
освобождали искусство от всякого рационального начала. Творчество
художника выступало как индивидуальное проявление личности. Философия
искусства символистов опиралась на философские идеалистические учения
Запада, в особенности на философию Ницше и интуитивизм Бергсона. В
изобразительном искусстве источники символизма лежат в некоторых
аспектах живописного и литературного романтизма, в котором уже
появились странные темы, поэтические иллюзии и душевные вихры.
Врубель М.А. был предшественником символизма. Личность художника
объясняет характерную особенность всего отечественного искусства. Это
искусство никогда не полагается на холодный расчёт ума. Оно согрето
живым искусством.
Врубель связан прочными корнями с материнской почвой – русской
традиции. Он шёл в искусстве своим путём, был романтиком, символистом,
одним из тех искателей правды, которым гордится отечественная культура.
Видное место, которое Врубель занял в истории русского искусства, даёт
ему полное право занять подобающие место и в искусстве мира.
Надо осознать, что русская художественная школа, ярким
представителем является М.А. Врубель, составляет неотъемлемую часть
европейской культуры. Без русского искусства общая картина мировой
культуры получается обеднённой, лишенной тех оттенков и созвучий,
которые внесли в него лучшие русские художники. В целом русское
искусство развивалось в том же направлении, что искусство других стран
Европы. От эпоса к роману, от иконы к картине, от умозрения к
эмпиризму, от мифа к научному мировоззрению.
В конце XIX века особое место в живописи занял символизм. У
символистов основой художественного творчества стал образ – символ.
«Символ» может быть пластической формой, словом или мелодической
фразой, но он всегда имеет возвышенное содержание. Он исходит из
бессознательного, в нём отражается незримая реальность. Иногда символ
может отсылать просто к какой – нибудь духовной теме, но если он
полностью проявляет мечту художника, то становится синтезом мысли и
устремлений сознания. Образ – символ отражает как бы мистические
таинственные силы или же недостижимые идеалы. Богатый мир романтической
символики использовался художниками конца XIX века в попытках создать
художественные ансамбли, отвечающие эстетическим установкам стиля
модерн. Символистический знак всегда был связан с живописью.
Например, магическая сила религиозного египетского искусства.
Христианский символ был важным элементом средневековых и византийских
фресок. В эпоху Возрождения была открыта заново античность и символ
стал предавать духу первостепенную идею. Так, например, несмотря на
иконологию Рипы, всё больше усложнялась иконография, связанная с
символическими ценностями.
Но правильнее будет использование термина «символизм» в
определённом историческом смысле, освобождающем его от пространных
эстетических эпитетов.
Таким образом, символизм – это направление в искусстве на рубеже
XIX – XX в.в.
В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о
существовании за миром видимых вещей другого мира настоящей реальности,
которую наш мир смутно отражает. Все происходящие события – от
грандиозных до незначительных, случающихся в жизни человека, -
символисты считают порождением цепи причин, скрытых от обыденного
сознания. Они невысоко ценили человеческий разум с его склонностью
заблуждаться. Единственным, что позволяло приподнять покрывало
иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во
время творческого акта. Отсюда особая роль, отводимая творческой
личности, которая по мнению символистов, является посредником между
нашим иллюзорным миром и сверхчувствительной реальностью.
Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории,
а также полуисторические – полу мифические события европейского
средневековья. Античная мифология также стала по-новому читаться в
произведениях символистов.
В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах
Западной Европы – в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии. В
России же символизм возникает позднее, но развивается быстрее и
энергичнее, чем на Западе.
Литературный символизм значительно опережает в своём развитии
символизм в живописи. Руководителями символистического движения
литературы в России были «старшие» символисты. Но так как мы вряд ли
сможем найти о них книги, мы не можем рассмотреть их точку зрения.
Поэтому мы рассмотрим только младшие поколение символистов.
Основоположником русского символизма считается Валерий Яковлевич
Брюсов.
Брюсов обосновал свою концепцию символизма опираясь на философию
Канта и идеи Шопенгауэра, который оказал большое влияние на эстетику
символизма.
Можно отметить, что в то время обозначились два основных
направления символизма – «московское», возглавляемое В. Брюсовым и
определяющие символизм прежде всего как «школу стиха», обогащающую
искусство новыми чувствами, образами, формами и «петербургское»,
религиозно – мистическое, пропагандируемое Д. Мережковским и З.
Гиппиусом.
В условиях общественного подъёма 90х годов символизм переживает
новый этап развития. На рубеже веков в литературу входит младшее
поколение символистов: А. Блок, А. Белый, В. Иванов.
В центре внимания младшего поколения символистов стоят вопросы о
судьбах России, о революции. Вячеслав Иванович Иванов – представитель и
теоретик символизма. Его поэзия ориентирована на культурно –
философскую проблематику средневековья. Он утвердил символизм
единственным «испытанным реализмом» в искусстве. Он видел объект
искусства не в реальной действительности, а в потусторонних образах. И
основным выражением символистического метода становится «двоемирие».
Образ всегда включал в себя два плана. Художник должен видеть
абстрактное в любом индивидуальном явлении.
Андрей Белый, один из ведущих деятелей символизма, считал
символизацию особенностью символизма. А символ рассматривал не как
простой знак, для него символ имел трехчленный состав: символ – как
образ видимости какого – либо жизненного впечатления; символ – как
аллегория, отвлечения впечатления от индивидуального; символ – как
образ вечности.
Наиболее последовательное выражение символизма можно проследить в
творчестве Врубеля. Он стоял у истоков русского символизма. Его
символизм формировался не под влиянием Запада, а являлся личным
отражением мироощущения художника. Врубель не был абсолютным
символистом, в его творчестве встречается как символизм, так и реализм.
Старое и новое долго борются в его творчестве между собой, и лишь
постепенно новое берёт верх над старым и становится определяющим. Новым
в творчестве Врубеля считалось появление движения, овладение
пространством. Мастер был готов к новым поискам, отвечающим новому, не
всегда понятному содержанию.
Врубель увлекался театром, музыкой, литературой. Его привлекали
символистические мироощущения, которые он видел в драмах, играемых на
сцене театра. Но несмотря на свои увлечения основным интересом Врубеля
было изобразительное искусство.
б) Значение киевского периода в становлении символизма в
творчестве Врубеля.
Врубель очень любил рисовать. Искусство начало забирать над ним
власть. И в 1880 году, уже двадцати четырёх лет, он становится
студентом Академии художеств. За два года, находившихся в Академии, его
успехи были так стремительны, что перейдя в натурный класс П.П.
Чистякова из головного и фигурного класс, он сразу стал одним из лучших
учеников.
Врубель рисовал пером, увлекался акварелью, которой он остался