Александр Мень

который поистине был первопроходцем русской религиозной мысли ХХ века.

Жадно проглотил он этот том, а позже раздобыл и другие. Это было для него

открытием. Александра привлекла главная идея, что в центре реальности

действует динамизм, соединяющий в единый процесс природу, человека и самого

Бога.

Раз в неделю Александр пополнял свой запас книг у профессора-химика Николая

Пестова. Однажды у него на письменном столе Александр увидел фотографию

Терезы из Лизье. На стенах висели образы католических святых. Кажется,

Пестов пришел к встрече с католичеством от контактов с баптистами. Именно

он помог Александру узнать западное христианство. Чтобы лучше понять

Библию, Александр также изучал римскую античность но, главным образом,

Древний Восток. В этом же возрасте он уже начал прислуживать в алтаре в

Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Там он читал и пел в хоре.

Писать Александр начал очень рано. К двенадцати годам он написал статью о

природе и пьесу о святом Франциске Ассизском. И только в пятнадцать лет

свое первое богословское эссе. Это был еще труд чисто ученический, но при

этом он содержал в себе как бы каркас его позднейших работ.

В 1953 году, по окончании школы, самостоятельно освоив программу семинарии,

Александр решил поступать в Московский пушно-меховой институт, так как его

происхождение стало препятствием для поступления в Университет.

Будучи студентом, он продолжал изучать богословие, но теперь уже на уровне

программы духовной академии. Начал писать краткую историю Церкви, но затем

переключился на свою первую книгу и довел ее до конца: "О чем говорит

Библия и чему она учит". В первый год обучения в институте во время скучных

лекций Александр читал огромный труд отца П.Флоренского о Церкви, а чтобы

это не было заметно, он разрезал ее на листочки. Александр всегда был

хорошим товарищем и всегда принимал участие в деятельности группы, поэтому

его соученики не видели ничего дурного в том, что он интересуется "высокими

материями". На втором курсе он начал делиться своими мыслями с некоторыми

студентами. На третьем курсе, что он православный, знали уже все.

В эту пору он сблизился с отцом Николаем Голубцовым, человеком общительным

и демократическим, способным вести диалог с неверующими. Для Александра он

являл собой тот же идеал священника, что и отец Серафим, каким он виделся

ему по рассказам матери и тети. Александр выбрал о. Николая себе в духовные

отцы.

В 1955 году институт закрыли и студентов перевели в соответствующий

институт в Иркутск. Там Александр прожил три года. Он познакомился с

епископом и стал выполнять для него разные поручения. Ему постоянно

приходилось бегать из института в церковь, которая находилась как раз

напротив. К этому его товарищи относились спокойно. Вспоминая об этом, отец

Александр скажет позже: "Вообразите себе, что бы произошло, если бы я в

первый день после поступления в институт стал бы демонстративно креститься!

Надо было их подвести к пониманию того, что один из них может быть

верующим".

В первый год своей жизни в Иркутске Александр делил маленькую квартиру с

Глебом Якуниным, который позже станет одной из крупных фигур в борьбе за

религиозную свободу.

В 1956 году Александр женился на студентке Наталии Григоренко.

Это было время, когда открывалась новая страница в истории страны.

Начало служения

В феврале 1956 года состоялся ХХ Съезд Коммунистической Партии, во время

которого Хрущев, при закрытых дверях, прочитал свой знаменитый доклад о

преступлениях Сталина. Результат всколыхнул страну. Тот, кого народ три

года назад оплакивал как самого великого гения всех времен и народов, был,

как оказалось, просто негодяем. Миллионы мужчин и женщин были освобождены

из ГУЛАГа. Цензура разжала свои объятия. Были восстановлены контакты с

внешним миром... Этот период вошел в историю под названием оттепели.

Верующие тоже почувствовали результаты десталинизации, - начали

возвращаться многие священнослужители. Однако, в отличие от остального

общества, Церковь оттепелью пользовалась недолго. В 1958 году

коммунистическая партия решила начать большую антирелигиозную компанию.

Хрущев заявил, что ко времени построения коммунистического общества, - лет

через двадцать, - религия должна исчезнуть. Лавина антирелигиозной

пропаганды обрушилась на страну. Совет по делам Русской Православной Церкви

потребовал, чтобы Церковь согласовала свой Устав с гражданским

законодательством. В результате, в 1961 году было принято постановление

Архиерейского Собора, который был проведен с нарушением всех правил Церкви,

о передаче руководства приходами под начало органа, состоящего из трех

светских лиц, а священникам прелагалось заниматься исключительно

богослужением. Таким образом, они были низведены до положения наемных

работников для совершения служб в храме.

Когда началось наступление на религию, Александр Мень заканчивал свою учебу

в Иркутске. Он знал, что в течение трех лет после института будет должен

работать по специальности, а затем поступит в Загорскую семинарию. Между

тем, в момент, когда начиналась последняя экзаменационная сессия, его

неожиданно исключили из института. В ректорате стало известно о его связях

с епархией. Пришлось уехать, не получив диплома.

В этом он увидел знак провидения и понял, что на этот раз настал час

осуществить свое призвание. Возвратившись в Москву, он получил

благословение о. Николая Голубцова и 1 июля 1958 года, на Троицу в церкви,

где служил отец Николай, Александра посвятили в сан диакона, невзирая на

то, что он не закончил семинарии. В приходе возле станции Одинцово под

Москвой, куда его направили, о.Александр прослужил два года. Материальные

условия были трудными, а зарплата нищенской. С женой и годовалой дочкой его

поселили в обветшалый дом. Верующих обычно было мало. Для настоятеля,

бывшего бухгалтера, литургия заключалась прежде всего в самом скрупулезном

исполнении Устава. Однако именно в этой церкви молодой отец Александр начал

серию бесед о жизни Христа.

В эти годы он заочно учился в Ленинградской семинарии. 1 сентября 1960 года

он был рукоположен в священники. Хиротония состоялась в Донском монастыре.

Александр был назначен вторым священником в Алабино, в 50-ти километрах от

Москвы; год спустя он заменил настоятеля храма.

С его умением налаживать отношения с людьми, Александру удалось найти общий

язык с городскими властями, приход и поссовет жили в мире. Храм был в

весьма скверном состоянии, иконостас и настенная живопись очень плохи. Отец

Александр разработал целую программу по реставрации и ремонту. Из храма в

притвор был перемещен свечной ящик, чтобы во время служба прихожанам не

мешал звон монет. Вокруг церкви был участок земли с домиком, где

оборудовали комнату для посетителей и жилище священнику, оно и приютило

семью отца Александра, у которого недавно родился сын. В свободное время

отец устраивался в саду, где писал свои книги. Благодаря Анатолию

Ведерникову, он опубликовал около 20 статей в "Журнале Московской

Патриархии". Поэтому в журнале "Наука и религия" появилась разгромная

статья.

Каждую субботу отец Александр объяснял символ веры, смысл главных молитв и

литургии. Несколько молодых людей, недавно обратившихся, стали его друзьями

на долгие годы. Так начала создаваться маленькая община активных христиан.

Отец Александр хорошо умел пользоваться обстоятельствами: кто-то умер у

районного должностного лица и, ввиду исключительного случая, отцу

Александру дали разрешение служить панихиду вне храма, что было запрещено.

Опираясь на этот факт, он в следующий раз попросил о возобновлении

разрешения и так еще двести пятьдесят раз!

В это время антирелигиозная волна начала понемногу спадать. Авторитет

Хрущева в рядах партии становился все более и более сомнительным, его

противники втайне готовили ему замену.

В 1964 году Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви по

Московской области вызвал отца Александра и потребовал, чтобы тот покинул

Алабино.

С помощью секретаря епархиального совета он нашел вакантное место второго

священника в Тарасовке, к северу от Москвы, и был тут же туда назначен.

Однако никогда больше у него не было таких благоприятных условий, как в

Алабине. В Тарасовке у него даже не было места, где он мог бы принимать

прихожан, приходилось с ними разговаривать либо в церкви, либо в поезде.

Период, пока отец Александр служил в Алабино, был также отмечен созданием

кружка молодых священников Москвы и ее окрестностей, так же пылко, как и он

желавших трудиться над обновлением Церкви. Отец Александр предложил им

встречаться регулярно и совершенствовать свое богословское образование,

обмениваться друг с другом священническим опытом, и пытаться решать

проблемы, вставшие перед ними в пастырской деятельности. В ноябре 1965 г.

Г.Якунин и Н.Эшлиман, члены этой группы, подписали два длинных письма,

разоблачающих бесчисленные случаи вмешательства государства в церковные

дела, и адресовали их: одно - патриарху Алексию I, второе - председателю

Президиума Верховного Совета СССР. Этот демарш произвел сенсацию среди

духовенства и его приветствовали многие священники. Они также вызвали

большой отзвук за границей, где развернулась кампания в поддержку христиан

России. Многие думали, что письма составлены Александром, в результате

властям он стал казаться опасным. На деле он восхищался двумя священниками

и высоко ценил моральное значение их выступления, но считал, что его

призвание, как священника, заключается в другом. Он делал акцент на работу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать