Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества
Сдавался также в МГУ на юр. факультете
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Философии.
Реферат на тему:
"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества"
Преподаватель: Доцент Климов А.Я.
Студент группы ВУ 2-2: Морозов П.Н.
Москва, 1996 г.
Две вещи наполняют душу все новым и
нарастающим удивлением и благоговением, чем
чаще, чем продолжительнее мы размышляем о
них, - звездное небо надо мной и моральный
закон во мне.
И. Кант
Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа
Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его
творчества. Канта принято называть "основоположником немецкой классической
философии". Действительно, почти все виды классического и современного
философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его
труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном
развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед
рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,
которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с
Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в
истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой
природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает
о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах
бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи
Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они
звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период
гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью
и разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо
отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в
голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально
подготовленные листы, чаще - первый попавшийся на глаза клочок: только что
поступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найти
поражающие глубиной идеи - прозрения, которые обгоняют систематизированную
мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и
заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершенным
произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои
лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику - по Майеру,
метафизику - по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение
записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных
местах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову в
этот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебники
оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера
"Логика" составили почти целиком содержание шестнадцатого тома
академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют
десять томов - больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта
отсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовского
рукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материал
тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом
порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным
дневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление о
характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до
настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким
образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу
- любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо
внимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы
философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие
мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других,
дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения
о его жизненном и творческом пути.
Автор данного реферата не претендует на всестороннее и исчерпывающее
рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всего
описанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его
духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина - процесс.
Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен
абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь -
непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,
когда мысль вышла из - под его контроля.
Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом
традиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу между
ними различные исследователи определяют по - разному. Одни считают такой
границей середину 60-х годов XVIII века, другие - приблизительно 1770 год.
По - видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного
этапа на другой происходил постепенно, путем долгих и часто мучительных
духовных исканий. Первый этап - так называемый "докритический" или
"догматический". В этот период философ занимался главным образом
естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе
"небулярную" космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и
эволюция солнечной системы выводится из существования "первоначальной
туманности". В это же время философ высказал предположение о существовании
большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении
суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об
относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант
пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе
изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и
основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл
"догматическим сном". Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-
дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап -
так называемый "критический". В работах этого периода последовательно
излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика и учение о
целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на
критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке
соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма,
Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение
современников мистикой и "духовидением". В этот период он придает большое
значение использованию в философии опытного знания. Объем данного реферата
не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни
и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые
эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из
этапов.
* * *
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в
семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были
родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед
по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на
окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было
пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к
труду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым
здоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить сыну физическое и
нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.
В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету
друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в
государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское
отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в
неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский
языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились
факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому
языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным
способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из
лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал
священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся
античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям
религиозного культа.
Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский
университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,
так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому
факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре
факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились
к "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу Фридриха
Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших
факультетов, так как "солдатскому королю" нужны были прежде всего грамотные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8