Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Сдавался также в МГУ на юр. факультете

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра Философии.

Реферат на тему:

"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества"

Преподаватель: Доцент Климов А.Я.

Студент группы ВУ 2-2: Морозов П.Н.

Москва, 1996 г.

Две вещи наполняют душу все новым и

нарастающим удивлением и благоговением, чем

чаще, чем продолжительнее мы размышляем о

них, - звездное небо надо мной и моральный

закон во мне.

И. Кант

Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа

Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его

творчества. Канта принято называть "основоположником немецкой классической

философии". Действительно, почти все виды классического и современного

философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его

труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном

развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед

рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,

которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с

Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в

истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой

природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает

о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах

бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи

Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они

звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период

гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью

и разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо

отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в

голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально

подготовленные листы, чаще - первый попавшийся на глаза клочок: только что

поступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найти

поражающие глубиной идеи - прозрения, которые обгоняют систематизированную

мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и

заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершенным

произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои

лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику - по Майеру,

метафизику - по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение

записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных

местах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову в

этот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебники

оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера

"Логика" составили почти целиком содержание шестнадцатого тома

академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют

десять томов - больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта

отсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовского

рукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материал

тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом

порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным

дневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление о

характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до

настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким

образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу

- любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо

внимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы

философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие

мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других,

дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения

о его жизненном и творческом пути.

Автор данного реферата не претендует на всестороннее и исчерпывающее

рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всего

описанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его

духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина - процесс.

Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен

абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь -

непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,

когда мысль вышла из - под его контроля.

Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом

традиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу между

ними различные исследователи определяют по - разному. Одни считают такой

границей середину 60-х годов XVIII века, другие - приблизительно 1770 год.

По - видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного

этапа на другой происходил постепенно, путем долгих и часто мучительных

духовных исканий. Первый этап - так называемый "докритический" или

"догматический". В этот период философ занимался главным образом

естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе

"небулярную" космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и

эволюция солнечной системы выводится из существования "первоначальной

туманности". В это же время философ высказал предположение о существовании

большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении

суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об

относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант

пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе

изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и

основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл

"догматическим сном". Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-

дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап -

так называемый "критический". В работах этого периода последовательно

излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика и учение о

целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на

критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке

соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма,

Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение

современников мистикой и "духовидением". В этот период он придает большое

значение использованию в философии опытного знания. Объем данного реферата

не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни

и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые

эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из

этапов.

* * *

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в

семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были

родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед

по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на

окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было

пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к

труду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым

здоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить сыну физическое и

нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.

В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету

друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в

государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское

отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в

неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский

языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились

факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому

языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным

способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из

лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал

священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся

античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям

религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский

университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,

так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому

факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре

факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились

к "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу Фридриха

Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших

факультетов, так как "солдатскому королю" нужны были прежде всего грамотные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать