Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных

результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека

наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,

злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если

отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для

всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в

человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность

вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,

которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной

любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,

что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового

гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,

совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе

будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких

условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в

человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в

некоторых более поздних работах, например, в статье "Предполагаемое начало

человеческой истории" (1786).

В 1787 году "Критика чистого разума" была издана повторно. Тем

временем Кант был избран ректором университета (на этой должности

находились в течение года), а Берлинская академия наук включила его в число

своих членов (это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться

на невнимание к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой

появлялись уже не статьи, а целые книги, направленные против него. Его

обвиняли в скептицизме и субъективном идеализме. Отвечать всем не было

возможности, да и необходимости: одновременно с количеством критиков росло

и число сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим

оппонентам. Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда

можешь сказать что - то новое. Уличать противника в недобросовестности или

глупости - занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся

наконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие

философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. В

этой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно

интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в

первую очередь побудили Канта взяться за написание "Критики чистого

разума". Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге

"Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Философ

стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.

нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии

решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал

"Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание

этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг

друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.

Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика

предстала в завершенном виде, это - "Метафизика нравов". Новое слово,

сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.

Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних

по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных

принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях

общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что

представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается

человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его

стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную

самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,

даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский

анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта,

они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта -

автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует

действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего

внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной

практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает

первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное -

поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и

зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способности

суждения"). Здесь Кант расходится с "первооткрывателем" морали Сократом,

для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является

единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом

автор "Критики" и "Основ" выходит за пределы просветительского

рационализма. Природа человека по Канту - его свобода. Свобода с точки

зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из

данной причины могут на равных правах проистекать различные действия.

Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед

самим собой и другими людьми. "Свободная воля и воля, подчиненная

нравственным законам, - это одно и тоже". Свобода человека возможна

постольку, поскольку он - дитя двух миров. Принадлежность к чувственно

воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он

подчинен посторонним силам - законам природы и установлениям общества. Но

как член ноуменального мира "вещей самих по себе" он наделен свободой. Эти

два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный

мир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный

характер человека лежит в основе его феноменального характера.

Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно

понимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием

морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки -

такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.

Существенное место в философской системе Канта занимает его философия

религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает

тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис:

мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно

для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их

обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо

как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия в

пределах только разума". Кант присматривается к прошлому, ищет социально -

психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом

борьбу двух начал - добра и зла. Философ начинает с размышлений о

нравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В

нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как

приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем,

человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в

том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они

одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа

возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и

требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание

вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа

морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления.

Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем

первый, еще не совершенный тип религии, который называется "богослужебным".

Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание

благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем

почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек

льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы

самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные

моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без

переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа

жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это

моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так

говорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этической

работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как

программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается

обосновать ее теоретически.

* * *

В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта

происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма он

уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для

него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В

"Критике чистого разума" вопрос остался открытым. С одной стороны, философ

убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина

невозможна. С другой - он декларировал программу создания новой метафизики

как науки о сверхчувственных вещах - боге и бессмертии души. В 1788 году

стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на

лучшее сочинение по теме "Какие действительные успехи сделала метафизика со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать