содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает:
непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия
представляет собой "только негативный критерий истины", но, руководствуясь
им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в
философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей
познания - чувственное познание. По Канту, существуют две априорные,
доопытные формы чувственности - пространство и время. Пространство
систематизирует внешние ощущения, время - внутренние. Философ на отрицал
эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство
и время был в известной степени реакцией на механистические представления
об абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей.
Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта
реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по
себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным
достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение
созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных
направления в теории познания - сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты
полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты,
соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не
видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул
несводимость одного "ствола познания" к другому. Научное знание, по его
мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в
гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ
видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала
интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда
либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем
категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли
человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему
объяснить один из самых загадочных процессов - образование понятий. Кант
видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию -
категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность,
такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих
возможностей возникло понятие требуется "продуктивное воображение". В
работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,
творческого начала. Автор говорит о "спонтанности мышления". Рассудок,
благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,
помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное
воображение - это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка.
Такова одна из центральных идей "Критики чистого разума". Деятельное начало
в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет
собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна
еще в одном важном деле - в их использовании. Ученый должен не только
располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять
их в конкретных, единичных обстоятельств. Кант называет это интуитивное
уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание
при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда
эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае
действует продуктивное воображение, во втором - способность суждения. Без
них функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другие
виды интуиции, в ее современном понимании, - в работе речь идет о
художественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивной
способности суждения, Кант называет еще одну сферу интеллектуальной
деятельности, высшую ее форму - разум. В широком смысле слова разум для
философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум - высшая контрольная
и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой
науки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту - логика
видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,
принимать кажущееся за действительное. Задача критики - внести ясность.
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями
(сфера рассудка), а с идеями. Идея - это такое понятие, которому в
созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно
направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для
деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,
которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он
выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к
определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка
конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и
систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,
идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В
теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный
категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,
выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,
выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во - первых,
отношение к субъекту, во - вторых, - к объекту, в - третьих, - к тому и
другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о
душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум
нуждается в самой основательной проверке и самокритике.
Таковы основные идеи "Критики чистого разума". Работа завершается
программой на будущее. Ни о каких новых "критиках" автор не помышляет.
Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал
метафизики. До него в метафизике "можно было нести всякий вздор, не
опасаясь быть уличенным во лжи", так как она не располагает теми средствами
проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не
была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По
замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей
- онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о
природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о
мире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответил
на вопрос, заданный в начале "Критики ...", - как возможна метафизика в
качестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все
догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования
необходимости новой научной философии пока не пошел.
Выход в свет "Критики чистого разума" не вызвал сенсации. Читалась
книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не
возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу же
после появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьям
и знаменитостям: в первую очередь министру Цедлицу, Марку Герцу,
Мендельсону, затем - придворному проповеднику Иоганну Шульцу. Первых
ответов пришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни одной
серьезной рецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более, что
он вовсе не считал великие умы обреченными на непонимание. Наоборот, он
твердо верил, что самые сложные произведения можно и нужно сделать
общедоступными. Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться и
о том, чтобы его правильно поняли. Еще в дни типографской работы над книгой
он высказывал намерение общедоступно изложить содержание своего главного
труда. Теперь философ больше не откладывал завершение компендиума "Критики
чистого разума". Под название "Пролегомены ко всякой будущей метафизике,
могущей появиться в качестве науки" весной 1783 года книга вышла из печати.
"Пролегомены" явились переложением "Критики ...", и были значительно короче
основного труда, но не более популярны. Акцент в них был перемещен на
проблему метафизики. Наконец, в 1785 году, основательно проштудировав труд
Канта, упомянутый выше пастор Шульц написал обстоятельную рецензию. Вскоре
она была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе выступить с
популяризацией учения Канта, поскольку "Пролегомены" этой задачи не решили.
"Разъясняющее изложение "Критики чистого разума"" представляет собой
добросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только таким
образом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена.
* * *
Весной 1784 года Кант отметил свое шестидесятилетие. Юбилей застал
его в расцвете духовный сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет,
но не написана еще и половина произведений. Теперь они появляются одно за
другим - книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической
философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных
сферах. Обретенная истина подвергается многократной проверке, выдержав
которую получает дополнительное обоснование, а не выдержав, заменяется
новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и
совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание
уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его
статья "Идея всеобщей истории во всемирно - гражданском плане". Статья
открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более
или менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8