Чернышевский Н.Г.

осудил пьесы "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок" А. Н.

Островского: "бедность не порок. Комедия А. Островского" (1854.- № 5),

резко разойдясь в оценках с "органическим" критиком А. А. Григорьевым. На

примере этих не свободных от славянофильских мотивов пьес Ч. доказывал, что

"ложные по своей основной мысли произведения - бывают слабы даже и в чисто

художественном отношении" (2, 240). Последующая оценка этих пьес

Добролюбовым в статье "Темное царство", в соответствии с принципами

"реальной критики", будет значительно мягче.

В "Очерках..." Ч. охарактеризовал, через их отношение к Гоголю и

гоголевскому, до сих пор "единственному сильному и плодотворному

направлению" (3, 6), деятельность ведущих критиков, журналистов 30-40 гг.:

Н. А. Полевого. О. И. Сенковского, С. П. Шевырева, круга пушкинского

"Современника", Н. И. Надеждина, Белинского (имя которого, по цензурным

условиям, было названо лишь в пятой статье цикла). Подчеркнуты некоторые

общие условия эффективности критики: наличие системы убеждений; забота о

распространении своих мнений в публике (чуждая критикам пушкинского круга -

почитателям Гоголя); эстетический вкус; умение "говорить о том, что нужно

нашей публике в наше время" (3, 225) отличающее Белинского. Как

"образователя" Белинского Ч. выделяет Надеждина, привившего русской критике

начала эстетики Ф. Шеллинга: "От него узнали у нас, что поэзия есть

воплощение идеи ; что красота формы состоит в соответствии ее с идеею"

(3, 163-164). Но первое проявление самостоятельности русской мысли Ч. видит

в Белинском и его сподвижниках, последовательно развивших и применивших к

русской действительности диалектику Гегеля. Белинского Ч. считает и первым

историком русской литературы, определившим исторические заслуги многих

писателей до Пушкина (М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина. Н. М. Карамзина и

др.) и тем самым положившим "границы отрицанию" (3.193), которое у

противников классицизма (Полевой) и романтизма (Надеждин) было абсолютным.

В деятельности Белинского Ч. в особенности выделяет 40 гг., когда критик

преодолевает идущий от гегелевской системы "квиетизм" и проникается

передовыми стремлениями времени (важнейшие из них - "гуманность и забота об

улучшении человеческой жизни" - 3, 302). Отсюда и горячая защита Белинским

Гоголя, "натуральной школы", и полемика с апологетами "чистого искусства"

(а по существу принципа "эпикуреизма"). Ч. подчеркнул возрастающую

публицистичность критики Белинского, статьи которого за 1846-1848 гг.

изобилуют рассуждениями об отраженных в произведении общественных вопросах:

"...в осьмой и девятой статьях, заключающих разбор "Онегина", эпизоды

подобного рода занимают уже наибольшее число страниц" (3, 275).

Акценты, расставленные Ч. в его разборе критики Белинского

(предпочтение последнего периода, оправдание публицистических отступлений и

др.), как и интерпретация творчества Пушкина и Гоголя, расходились с

мнениями "эстетической" критики. Борьба между либералами и демократами в

середине 50 гг. нередко формулировалась ее участниками как защита

"пушкинского" или "гоголевского" направления в литературе, чему

способствовали издания сочинений обоих писателей, осуществленные Анненковым

и П. А. Кулишем. Наиболее развернутым ответом на "Очерки..." Ч. со стороны

"эстетической" критики была статья Дружинина "Критика гоголевского периода

и наши к ней отношения" (Библиотека для чтения. - 1856.-№ 11), где Пушкин

интерпретировался как поэт "чистого искусства", противопоставляемого

"дидактике". Ч. откликнулся на издания Пушкина - еще до "Очерков..."

("Сочинения А. С. Пушкина" // Там же. - 1855 - № 2-3, 7-8) и Гоголя

("Сочинения и письма Н. В. Гоголя" // Там же. - 1857.-№ 8), подчеркивая,

что при огромности заслуг Пушкина как первого русского поэта- художника

(здесь Ч. опирался на суждения Белинского) творчество Гоголя гораздо больше

связано с современной русской действительностью: он "первый научил нас

знать наши недостатки и гнушаться ими" (4, 665). За анализом Ч. трагических

заблуждений Гоголя и их истоков (этой цели служила отчасти и статья об

одном из духовных учителей Гоголя: "Сочинения В. Жуковского" // Там же. -

1857.- № 5) проступал идеал критика - гармония между мировоззрением и

творчеством писателя.

Сложность проблемы соотношения мировоззрения и творчества, в

особенности реалистического, с которой столкнулся Ч. прежде всего при

анализе наследия Гоголя, стимулировала эволюцию его критического метода.

Предвосхищая обоснованные позднее Добролюбовым в статье "Темное царство"

(1859) принципы "реальной критики", он высоко оценивает некоторые

произведения за реализм отражения жизни, даже при уязвимости их авторской

тенденции. Так, у А. Ф. Писемского. воззрение которого на крестьянский быт

"не подготовлено наукой" (4, 571), Ч. находит социальное обличение,

вытекающее из самой достоверности изображения ("Очерки из крестьянского

быта А. Ф. Писемского".- 1857.-№ 4). Не оспаривая прямо тургеневскую мысль

о стихийности чувства, выразившуюся в повести "Ася" ("Русский человек на

rendez-vous" // Атеней. - 1858. - № 18), Ч. подчеркивает зависимость

характера героя, господина М (которому свойственна эта стихийность) от

условий его формирования: "Лучше не развиваться человеку, нежели

развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств,

пробуждаемых участием в них" (5, 169). Разбор любовного сюжета повести

перерастает в суд над дворянским либерализмом, не подготовленным к

"решительной минуте", под которой имеется в виду прежде всего освобождение

крестьян. Важнейшим открытием Ч., сделанным также на базе "реального"

метода, было определение особенностей таланта молодого Л. Толстого: его

формы психологизма (изображения "диалектики души"), находящейся в прямой

связи с пафосом писателя - "чистотой нравственного чувства" ("Детство и

отрочестве). Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы Л. Н.

Толстого". 1856.-№ 12). Некоторая избирательность анализа, выявляющего

прежде всего сильные, реалистические моменты содержания, была в то же время

продуманной тактикой Ч. по отношению к писателям либерально - дворянской

ориентации.

Однако критический метод Ч. видоизменялся в зависимости от свойств

произведений: последовательная демократическая авторская тенденция всегда

поддерживалась Ч. (хотя и не заменяла для него таланта: "...тенденция может

быть хороша, а талант слаб..."- 14, 322). К анализу тенденции в особенности

располагала лирика. Любимейшим поэтом Ч. был Некрасов; не имея возможности

писать о поэзии соредактора "Современника", Ч. в. 1856 г. (когда Некрасов

был. за границей) поместил в журнале (№ 11), по выходе "Стихотворений"

Некрасова, столь выразительную подборку его произведений ("Поэт и

гражданин". "Забытая деревня", "Отрывки из путевых записок графа

Гаранского"), что она повлекла за собой цензурное предостережение журналу.

Ч. предсказал долгую жизнь поэзии Огарева ("Стихотворения К. Огарева" //

Там же. - 11850.- № 9), утверждающей счастье "жить для других" (3, 565) и

напоминающей о Герцене (имя которого было под запретом), высоко ценил А.

В. Кольцева ("Стихотворения Кольцева") и др. В прозе он приветствует

"Губернские очерки" М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Губернские очерки" // Там же.

- 1857 - № 6), обнаружившие в авторе более высокий, по сравнению с

гоголевским, уровень теоретического обобщения: "Теперь, например, Щедрин

вовсе не так инстинктивно смотрит на взяточничество - прочтите его рассказы

"Неумелые" и "Озорники", и вы убедитесь, что он очень хорошо понимает,

откуда возникает взяточничество, какими фактами оно поддерживается, какими

фактами оно могло бы быть истреблено. У Гоголя вы не найдете ничего

подобного мыслям, проникающим эти рассказы" (4, 633). Противопоставленные

"обличительной" кампании, нападающей на отдельные злоупотребления (комедия

В. А. Соллогуба "Чиновник" и др.). "Губернские очерки" подробно

комментируются Ч. для доказательства наивности надежд на силу

нравственного примера, якобы способного "устранить действие закона

причинности, по которому нравы народа сообразуются с обстановкою народной

жизни" (4. 289).

Отрадный симптом "значительной перемены в обстоятельствах" (7, 884)

видит Ч. ("Не начало ли перемены?" - 1861.-№ 11) в рассказах В. Успенского,

пишущего "о народе правду без всяких прикрас" (7, 856). По Ч.. в рассказах

Успенского преодолевается традиция "идеализации" народа ("Шинель" Гоголя,

Григорович, Тургенев), которому нельзя было помочь ничем, кроме

сострадания. В этом последнем большом критическом разборе Ч. чувствуется

ожидание близящейся народной революции: подчеркивая силу "рутины", обычая в

жизни массы, критик отмечает возможность "минут одушевления" и ставит

сложную проблему руководства стихийным движением. Литературная критика Ч.-

органичная часть его революционной публицистики.

Художественное творчество Ч. не было только вынужденной в условиях

изоляции формой работы: о склонности к беллетристике свидетельствуют и

пробы пера в студенческие годы, и психологическая детализация в дневниках

(1847-1853); кроме того, он имел богатый опыт литературного критика. Как

художник Ч. более всего связан с традицией философской просветительской

прозы (Лессинг, Д. Дидро. Вольтер, А. Н. Радищев, Герцен), выступая в то же

время новатором, в особенности в разработке политической темы. В контексте

русской литературы 60 гг. созданный Ч. тип "разумного эгоиста",

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать