Чернышевский Н.Г.

просветляющего разумом стихию чувств. противостоит различным формам

противоречивого сознания. свойственного героям Тургенева, Л. Толстого, Ф.

М. Достоевского и др. Не свободная от просветительских иллюзий,

утверждаемая Ч. концепция гармоничной личности, встающей на путь

революционной борьбы без пафоса жертвенности, вырастала прежде всего на

почве исторической реальности. Герои Ч. 'были типичны и в своем

рационализме и в своем героизме, что обусловило огромный резонанс "Что

делать?" и реализм последующих произведений, имеющих менее счастливую

читательскую судьбу.

В "Что делать? Из рассказов о новых людях" Ч. продолжил открытую

Тургеневым "Отцах и детях" тему нового общественного деятеля. в основном из

разночинцев, сменившего тип "лишнего человека". По отношению к

тургеневскому роману произведение Ч. полемично: "нигилизму" Базарова

противостоят позитивные взгляды "новых людей", его одиночеству и

трагической смерти - их сплоченность и стойкость ("Отцы и дети" как

необходимый фон восприятия подчеркнуты фамилиями Кирсанова и Лопухова,

последняя напоминает о словах Базарова: "...а из меня лопух расти будет..."

- Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. - М., 1981.- Т. 7.- С.

121).

Несмотря на "эзопов язык", используемый в борьбе с цензурой (названия

глав, акцентирующие любовно-семейный сюжет, авантюрно- интригующее начало,

загнанный в глубь повествования сюжет об "особенном человеке" -

революционере, система перифраз, аллегорий, цитат и пр.), мировоззрение Ч.

нашло в романе четкое выражение, чему способствовала активность автора-

повествователя как интерпретатора событий. Через голову "проницательного

читателя" автор многократно обращается к части публики, способной стать

"новыми людьми", разъясняя ей конкретную программу действий. Это роман

художественно-публицистический.

Действительность предстает в "Что делать?" в трех временных

измерениях: прошлое - "старый порядок", идейно изживший себя, хотя и

господствующий; настоящее (деятельность "новых людей"); будущее (его абрис

в духе идей утопического социализма дан в "Четвертом сне Веры Павловны").

Через все произведение проходит антитеза старых и "новых людей", поступки

которых кажутся странными обывателям (Марье Алексеевне, "проницательному

читателю"); их удивление, непонимание - источник комических ситуаций.

Отношение к представителям прошлого дифференцировано: жизнь праздная

(Сторешниковы. Серж) на аллегорическом языке романа - "фантастическая

грязь"; трудовая, в заботах о куске хлеба, вырабатывает "злые", но дельные

характеры (Марья Алексевна) - это "реальная грязь", из которой "родится

пшеница" ("Второй сон Веры Павловны")-

Романтический пафос произведения - в устремленности к

социалистическому идеалу, будущему, когда тип "нового человека" станет

"общею натурою всех людей" (Что делать? - С. 149; далее указываются стр.).

Прообразом будущего выступают и личные отношения "новых людей", разрешающих

конфликты на основе гуманной теории "расчета выгод" (новая мораль оттенена

традиционностью сюжетного мотива любовного треугольника: Вера Павловна -

Лопухов - Кирсанов), и их трудовая деятельность (организация швейных

мастерских, учеба Веры Павловны на врача и др.). Эти подробно освещенные

сферы жизни "новых людей" соотнесены с потаенным, "эзоповым" сюжетом,

главным героем которого выступает профессиональный революционер Рахметов.

Но он не одинок: упоминается о "восьми образцах этой породы", несомненно

участие в нелегальной борьбе Лопухова - Бьюмонта после его ухода "со

сцены", мужа "дамы в трауре" и др. Темы любви, труда, революции органично

связаны в романе, герои которого исповедуют "разумный эгоизм",

стимулирующий нравственное развитие личности: "О, сколько наслаждений

развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он

чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так

открыто его сердце, и как много их у него!" (С. 233). На высшей ступени

этой лестницы развития стоит "особенный человек" Рахметов, сын богатого

помещика, ушедший в революцию, "ригорист", живущий только интересами

"дела". В ссылке на "натуру", разную у "обыкновенных порядочных" и

"особенных" людей, сказался антропологизм Ч. Реалистический принцип

типизации последовательнее выдержан в Рахметове, суровое мужество которого

продиктовано условиями революционной борьбы нач. 60 гг. Призыв к светлому и

прекрасному будущему, исторический оптимизм Ч., мажорный финал сочетаются в

романе с осознанием трагической судьбы его "новых людей": "...еще немного

лет, быть может и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут

согнаны со сцены, ошиканные, страмимые" (С.49).

Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных

обвинений Ч. в безнравственности, отсутствии художественности и пр.,

остроумно высмеянных в сатирических стихах В. С. Курочкина в "Искре"

("Молодая жена! Ты "Что делать?" взяла?"; "Нет, положительно, роман "Что

делать?" нехорош!", 1863), выделяется серьезностью разбора статья Н. Н.

Страхова "Счастливые люди". (Библиотека для чтений. - 1865.- № 4). Признав

жизненную основу и "напряжение вдохновения" автора, "органический" критик

оспорил рационализм и оптимизм "новых людей" (скрытого трагизма романа он

не увидел) и отсутствие между ними глубоких конфликтов. М. Е. Салтыков-

Щедрин ("Наша общественная жизнь" // Современник. - 1864.- № 1, 3), выразив

сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее воплощении автор "не мог

избежать некоторой произвольной регламентации подробностей..." (Салтыков-

Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. -М., 1968. -Т. 6. - С. 324). Горячим

пропагандистом романа стал Д. И. Писарев, выступивший с подробным анализом

его содержания ("Новый тип" // Русское слово. - 1865.- № 10; впоследствии 1

статья была названа "Мыслящий пролетариат").

Исключительное место в русской литературе занимает "Что делать?" по

силе воздействия на общественную жизнь: под его влиянием устраивались

мастерские, коммуны, в частности "коммуна" В. А. Слепцова (см.: Чуковский

К. И. История слепцовской коммуны Чуковский К. И, Люди и книги шестидесятых

годов. - Л., 1934).. Герои Ч. и в особенности Рахметов повлияли на

формирование характера многих деятелей освободительного движения. Роман

стимулировал нравственные и художественные искания русских писателей: как

последователей Ч. ("Степан Рулев" Н. Ф. Бажин?), "Андрей Кожухов" С. М.

Степняка-Кравчинского, "На жизнь и смерть" В. В. Верви-Флеровского и др.),

так и оспаривающих его взгляды, концепцию личности ("Записки из подполья",

"Преступление и наказание" Достоевского, "Некуда" Н. С. Лескова, "Живой

труп" Л. Толстого и др.).

К "Что делать?" тематически близки написанные в крепости повесть

"Алферьев", роман "Повести в повести", цикл "Мелкие рассказы". Здесь также

противопоставлены "новые" и старые люди и утверждается странная в глазах

обывателя - не своекорыстная и свободная от лицемерных условностей - новая

мораль. Однако решение образа автора здесь иное: он скрыт за системой

рассказчиков. Стремление к "объективным" способам изображения характерно и

для последующих произведений ("История одной девушки", "Отблески сияния",

пьесы и др.), включая "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов".

В "Прологе" (предназначавшемся для публикации за рубежом) политическая

тема непосредственно отражена в сюжете, в особенности в первой части

("Пролог пролога"), где воссоздана на широкой прототипической основе борьба

демократов с либералами и консерваторами в связи с начатой в Петербурге

предреформенной кампанией (действие происходит в 1857 г.). Вождем

демократов выступает журналист Волги", в котором узнаются многие черты

самого Ч. Незаконченность второй части ("Из дневника Левицкого за 1857

год"), посвященной в основном жизни Левицкого (его прототип - Добролюбов) в

деревне. не позволяет в полном объеме судить о деятельности этого героя,

революционная направленность которой подчеркнута тщательной конспирацией. В

изображении "новых людей" Ч. отходит от принципа группового портрета,

используемого в "Что делать?" (характеристики Лопухова и Кирсанова). Герои

существенно расходятся в понимании перспектив общественного развития,

спорят по тактическим вопросам (политический реализм и "апатия" Волгина

противостоят нетерпению Девиц- кого, некоторым либеральным иллюзиям

Соколовского и в особенности Нивельзина). Оценивая в конце 60 гг. (в

условиях спада крестьянского движения, эволюции либерализма, развития

народничества) предреформенную "весну". Ч. в гораздо большей степени, чем в

"Что делать?", обнажает трудности, стоящие перед "мужицкими" демократами в

связи с неподготовленностью масс к революции. Трезвый анализ Волгиным

общественно-политической ситуации, его революционная тактика - не только

ретроспекция Ч.. но и, вероятно, предостережение народникам (с которыми он

тесно общался в Александровском заводе).

В юмористическом ключе изображены .в романе либералы - "прогрессисты"

(Рязанцев и его почитатели), в гротескно-сатирическом - правительственные

чиновники - деятели реформы (Савелов, Чаплин). Их беспринципность

проявляется не только в политике, но и в личных отношениях (история

Савеловой). Своеобразной параллелью к трудностям политического руководства

массами выступает в романе, тема помощи отдельной личности. В ошибочных

первоначальных прогнозах Волгина относительно Савеловой. Левицкого

относительно Анюты, Настеньки, в его тщетной попытке воздействовать на Мерк

ощутима автополемика с "Что делать?" (история Настеньки Крюковой и др.).

Однако автополемические мотивы "Пролога" не следствие пересмотра концепции

личности и теории "расчета выгод"; рассуждая, извлекая уроки из

заблуждений, главные герои проходят школу самовоспитания, учатся быть

руководителями. Факты повседневности осмысляются как симптомы тенденций,

которые нужно учитывать в политике (случай с Чекаловым). В целом "Пролог"

свидетельствует о развитии революционной мысли Ч. в пореформенный период.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 15 т. 1 Под обш. ред. Б. Л. Козьмина и др.-

М.. 1939-1953. Т. 16 (дополнит.): Что делать? Из рассказов о новых людях 1

Изд. полют. Т. И. Орнатсная и С. А. Рейсер. -Л., 1975

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать