Екатерина II и Екатерина Дашкова-женщины XVVIII века
Министерство Образования Российской Федерации
Муниципальная Общеобразовательная Средняя Школа №21
Тема: « Екатерина II и Екатерина Дашкова-женщины XVIII века!»
Выполнила:ученица 9 класса Е
Ефремова Екатерина
Проверил: учитель истории
Лазаренко Надежда Александровна
г.Нижневартовск,
2002-2003 уч.год
Содержание:
. Введение
3
. Екатерина II 4
. Детство и юность будущей императрицы. 4
. Восшествие на престол и начало царствования.
5
. Забота о благе страны и народа.
5
. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 6
. Законодательная деятельность. 7
. Предотвращение «оскудения» дворянства. Вольное
экономическое общество. 8
. Генеральное межевание. 9
. Административно-территориальное деление и местное
управление. 9
. Жалованные грамоты
10
. Внешняя политика.
11
. Культура и просвещение.
11
. Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности. 12
. Екатерина Дашкова
13
. Детство и юность
13
. Отношения двух Екатерин 14
. Деятельность Дашковой в Академии
15
. Литературная деятельность
15
. Годы испытаний
16
. Знакомство с Европой
16
. Разлука с Россией
17
. Подводя итог....
18
. Список использованной литературы
19
. Изображение Екатерины II
20
. Изображение Екатерины Дашковой
21
Введение
Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше время очень
много женщин-политиков, женщин-заступниц, женщин-героев, таких как Ирина
Хакамада, Раиса Горбачёва, Матвиенко, Терешкова, всех и не перечесть...
Изучив историю Государства Российского можно убедиться, что такие женщины
жили и в XVIII веке.
Вторая половина XVIII столетия в России связана с именами таких
выдающихся женщин, как Екатерина II и Екатерина Дашкова .Они в одних
чертах характера очень похожи, а в других сильно различаются. Поэтому я,
вместе с вами, хотела бы найти сходства и различия , лучше узнать эти
знаменитые личности.
Поэтому я бы хотела начать с краткой биографии Екатерины II и Екатерины
Дашковой, освятить их роль в политике, показать их с разных сторон: и как
женщин, и как политиков в истории России XVIII века.
Екатерина II
Детство и юность будущей императрицы.
Екатерина II, до брака принцесса София Августина Фредерика Ангальт-
Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе
Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная
Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого
княжеского рода.
Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе
и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна
Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского
дома.
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время
порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на
землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к
многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью.
Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр
Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и
Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей
троюродным братом.
Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по
имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской
императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником
под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей
и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение
прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика
Ангальт-Цербстская.
В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне
понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна.
Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать
русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических
интригах.
В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она
приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать
великой княгиней Екатериной Алексеевной.
Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы,
неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.
В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами,
но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям
французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей,
экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она
читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей
и отцов Церкви.
В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как
высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и
просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
В 1754 году у Екатерины II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от
матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет
воспитать его разумно и достойно.
Восшествие на престол и начало царствования.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол
вступил Петр III.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли,
целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным
честолюбием и тщеславием. В общем, всеми чертами, характеризующими “сильную
женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.
Ей был присущ особый талант - завоевывать общие симпатии.
Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в
итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен
переворот в пользу Екатерины.
28.06.1762 от лица Екатерины II был составлен манифест, говорящий о
причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. Новой
императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и
Синод. Однако среди противников Петра III были влиятельные люди, которые
считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерине
II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось
создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не
входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность
своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония
была совершена 22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю
народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования
Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она
демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения
на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу
фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила
великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не
оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще
Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к
управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие
действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих
прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она
понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.
Забота о благе страны и народа.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в
15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был реформирован:
он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и
под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом
контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной
инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной
инициативы, она фактически перешла к императрице.
Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764) избавила Екатерина II от страха за
будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено
реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления,
появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу
тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать,
но и управлять.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо
копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового