переворота Екатерина заметно отдалилась от нее, как сказал потом Герцен, «с
быстротой истинно царской неблагодарности»; награждая свою приятельницу,
императрица просто откупалась от нее. Дашкова, как и Панин, полагала, что
после от речения Петра III Екатерина уступит русский престол законному
наследнику – своему сыну Павлу, а сама удовольствуется титулом регентши; но
все поведение императрицы говорило о том, что она намерена царствовать
единолично.
Для молодой просвещенной княгини рушились возвышенные мечты о благе
отечества, их совместные с Екатериной планы «просвещенных преобразований»,
где самой Дашковой отводилось место рядом с ее державной подругой.
Дашкова разочаровалась в Екатерине, и к этому у нее были все основания.
Теперь императрица думала о своей пылкой приятельнице совсем не то, что
писала ей так недавно в письмах. Она доверительно сообщала Понятовскому:
«Княгиня Дашкова, младшая сестра Елизаветы Воронцовой, хотя она и хочет
приписать себе всю честь этого переворота, была на весьма худом счету
благодаря своей родне, а ее девятнадцатилетний возраст не вызывал к ней
большого доверия. Она думала, что все доходит до меня не иначе как через
нее. Наоборот, нужно было скрывать от княгини Дашковой сношения других со
мной в течение шести месяцев, а в четыре последние недели ей старались
говорить как можно менее… Правда, она очень умна, но ум ее испорчен
чудовищным тщеславием и сварливым характером…» Таким образом, однозначно
определились места Екатерины «великой» и Екатерины «малой», как называли
Дашкову, и дистанция между ними была обозначена четко и бесповоротно.
Деятельность Дашковой в Академии
По мысли Дашковой была открыта Российская Академия 21 октября 1788
года,имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка; в
ней Дашкова была первым президентом. Она была уверена, что науки не будут
составлять монополию академии, но, «присвоены, будучи всему отечеству и
вкоренившись, процветать будут».
С этой целью, по её инициативе были организованы при академии публичные
лекции (ежегодно, в течение 4-ех летних месяцев ),имевшие большой успех и
привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-
стипендантов академии с17 до 50и воспитанников Академии художеств- с21 до
40. В продолжение 11лет директорства Дашковы академическая гимназия
проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей
были отправлены для довершения образования в Геттинген. Учреждение так
называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков»)
имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие
произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то время и
появился целый ряд переводов, по преимуществу с классического языка. С 1788
года было начато издание «Новых ежемесячных сочинений» По мысли Дашковой
издавался при академии сборник «Российский Театр». Главным научным
предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского
языка». В этом коллективном труде Екатерине принадлежит собирание слов на
буквы «И», «Ш.», «Щ.»,дополнения ко многим другим буквам; она так же много
трудилась над объяснением слов(преимущественно обозначающих нравственные
качества). Сбережение многих академических сумм, умелое экономическое
управление академией-несомненная заслуга Дашковой.
Лучшей оценкой её может служить то, что к 1801году, по вступлении на
престол императора Александра I , члены Российской академии единогласно
решили пригласить Екатерину Дашкову снова занять председательское кресло в
академии.
Литературная деятельность Екатерины
Выходивший в 1783 и 1784 году журнал «Собеседник любителей российского
слова»,носивший сатирическо-публицистический характер, был основан по
почину Екатерины Дашковой. В нем участвовали лучшие литературные
силы:Державин,Херасков, Капнист,Фонвизин,Богданович,Княжнин. Здесь помещены
были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины II , «Фелица»
Державина.
Так же Дашкова любила писать стихи на русском и французском языках
(большей частью в письмах к императрице Екатерине), она перевела «Опыт об
эпическом стихотворстве» Вольтера («Невиданное упражнение» 1763) ,
переводила с английского языка («Опыт трудов вольного российского
собрания», 1774). Она написала комедию «Тоисиоков,или Человек
бесхарактерный» по желанию Екатерины II для Эрмитажного театра (1786), и
драму «Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству наказанная». Она часто
восхваляла Екатерину II. Восхваляя императрицу Екатерину II , она почти не
дает никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в
записках как бы обвинение императрицы в неблагодарности.
Годы испытаний
В первые годы царствования Екатерины Дашкова пребывала в немилости. Ей не
прощали ни смелости высказываний, ни желания участвовать в делах
государства, ни популярности. Вокруг нее создается атмосфера недоверия и
подозрительности. Появились безответственные слухи, что она готовит заговор
против Орловых, что она была вдохновительницей заговора Мировича,
пытавшегося возвести на престол узника Шлиссельбургской крепости Ивана
Антоновича. В довершение ко всему судьба неожиданно обрушила на нее
страшные удары: в Москве умирает ее сын, оставшийся на попечении бабушки, а
осенью 1764 г., в Польше умирает муж, вице-полковник лейб-кирасировского
полка, находившийся там с русскими войсками.
20-летняя вдова Дашкова, оставшаяся с двумя детьми и многочисленными
долгами покойного мужа, 15 дней находилась между жизнью и смертью.
Поправившись, она решает, прежде всего, расплатиться с кредиторами и
поправить благосостояние семьи. С этой целью княгиня уезжает в деревню, где
пять лет живет безвыездно и расчетливо занимается хозяйством. Об этом
самом тяжком для нее времени Дашкова писала: «Если бы мне сказали до моего
замужества, что я, воспитанная в роскоши и расточительности, сумею в
течение нескольких лет (несмотря на свой двадцатилетний возраст) лишать
себя всего и носить самую скромную одежду, я бы этому не поверила; но,
подобно тому, как я была гувернанткой и сиделкой моих детей, я хотела быть
и хорошей управительницей их имений, и меня не пугали никакие лишения».
Знакомство с Европой
В декабре 1769 г. Дашкова отправляется в свое первое двухгодичное
путешествие за границу. Официальная цель поездки – «поправление здоровья»
детей, а в действительности осуществляется ее давнее желание увидеть все,
что есть в Европе достопримечательного. Чтобы чувствовать себя более
свободно, не посещать иностранные дворы и соблюдать строжайший режим
экономии, она едет в Европу под скромным именем госпожи Михалковой.
Через Ригу и Кенигсберг Екатерина Романовна приезжает в Данциг.
Остановившись в гостинице «Россия», она видит на стене в зале два
монументальных полотна: раненые и умирающие русские солдаты просят пощады
у победителей – пруссаков. Дашкова возмущена, она негодует особенно яростно
потому, что в гостинице, как правило, останавливаются русские
путешественники: совсем недавно здесь был Алексей Орлов и тоже сердился при
виде этих картин. «И он их не купил и не бросил в огонь?» - допытывается
она у русского поверенного в делах. «В сравнении с ним я очень бедна… но
все-таки я это устрою!»
Как всегда не ограничиваясь словами, она поручает секретарю русской миссии
купить синей, зеленой, красной и белой масляной краски и после ужина,
хорошенько заперев дверь, берет кисть и перекрашивает мундиры на картинах,
превращая победителей в побежденных и наоборот, и вот уже пруссаки на
коленях умоляют русских о пощаде. Она уезжает из гостиницы очень довольная
собой и веселится, представляя себе удивление хозяина, когда тот обнаружит,
«что пруссаки вдруг проиграли обе битвы». После посещения Данцига Дашкова
два месяца живет в Берлине. Здесь ее инкогнито ей не помогло, и по
настоянию Фридриха II она знакомится с прусским королевским двором.
Во время 10-дневного пребывания в Англии она посещает Бат, Бристоль, другие
города. В Оксфорде ее особенно интересует библиотека университета, и в
частности русско-греческий словарь с изложением грамматики.
В Париже Дашкова проводит 17 дней. Осматривает мануфактуры, посещает
мастерские художников, музеи, театры и церкви. Но главное – встречи с
Дидро, она видится с ним ежедневно и беседует до поздней ночи. 57-летний
философ и 27-летняя русская княгиня в серьезных и доверительных разговорах
обсуждают положение дел во Франции, излагают свои взгляды на преимущества
конституционно-монархического правления и на особенно острый и злободневный
вопрос – о крепостном состоянии крестьян в России. При этом Дашкова,
соглашаясь с необходимостью либерализации жизни общества и ограничения
власти самодержавия, оправдывает крепостническую политику Екатерины II и
пытается доказать, что русский неграмотный и забитый крестьянин не сможет
правильно воспользоваться предоставленной ему свободой.
После Парижа Дашкова едет в Лион, где осматривает знаменитые мануфактуры, а
потом отправляется в Швейцарию. В Женеве она встречается с Вольтером. Ему
76 лет, но, беседуя с ним наедине, княгиня находит в нем проницательного
мыслителя Европы. Дашкова прощается с Женевой, а Вольтер, «великий льстец и
насмешник в переписке с коронованными особами», посылает ей вдогонку
изысканное письмо и сообщает Екатерине II о своей встрече с русской
гостьей.
Разлука с Россией
После своего первого заграничного путешествия Дашкова жила по-прежнему
уединенно. Будучи занята воспитанием своих детей, она много читала,
сосредоточив главное внимание на вопросах педагогической науки. Разделяя
надежды некоторых современников-просветителей о переустройстве общества на
началах разума и справедливости при помощи новых методов воспитания, она
составила для сына обширную программу подготовки, с указанием конкретных
предметов и сроков их изучения. Для завершения образования сына она просит
Екатерину II разрешить ее семье снова выехать за границу. Выдав дочь замуж
за бригадира Щербинина, она в 1775 г. вместе с сыном, дочерью и зятем на
долгие 8 лет покидает Россию.
Подводя итог....
Екатерина II была умным, талантливым, великим человеком, со своими
привычками, хорошими и плохими качествами характера, во многих из которых
схожа с Екатериной Дашковой.
Нельзя не признаться, что есть что-то необыкновенно увлекательное в
этой отваге двух женщин, переменяющих судьбу империи, в этой революции,
делаемой красивыми, умными женщинами, окруженными молодыми людьми,
влюбленными в них, между которыми на первом плане красавица восемнадцати
лет, верхом, в Преображенском мундире и с саблей в руках, а следом за ней
Великая императрица.
Вообще дружба Екатерины с Дашковой была невозможна. Екатерина хотела
царить не только властью, но всем на свете – гением, красотой; она хотела
одна обращать на себя внимание всех, у нее было ненасытное желание
нравиться. Она была еще в полном блеске своей красоты, но ей уже стукнуло
тридцать лет. Женщину слабую, потерянную в лучах ее славы, молящуюся ей, не
очень красивую, не очень умную, она, вероятно, умела бы удержать при себе.
Но энергичную Дашкову, говорившую о своей собственной славе, с ее умом, с
ее огнем и с ее девятнадцатью годами, она не могла вынести возле себя”. (А.
И. Герцен)
Список использованной литературы:
1. «Записки княгини Дашковой». Под редакцией С.С. Дмитриева.-М.,1991г.
2. Платонов С. «Лекции по русской истории». - М.,1993
3. Толстой М.П.- «Е.Р.Дашкова –организатор российской науки».Вестник
Российской Академии наук,-том 63.-№3-1993 –стр.245-248.
4. «Энциклопедия российской монархии».-М.: Изд-во Эксмо,2002. Стр-189-
192; Стр-218-220
5. Павленко Н.И. «Екатерина Великая»,-М.:1999г.
6. Рамбо А. « История древней и новой России», М, 2000г.
7. Ключевской В.О. «Исторические портреты», М., 1992 г.
С.Торелли. «Портрет Екатерины II»
Портрет Екатерины Дашковой.
Кабинет Екатерины II.
Екатерина II в коронационном наряде.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины Дашковой.
Екатерина II