Екатерина II и Екатерина Дашкова-женщины XVVIII века

переворота Екатерина заметно отдалилась от нее, как сказал потом Герцен, «с

быстротой истинно царской неблагодарности»; награждая свою приятельницу,

императрица просто откупалась от нее. Дашкова, как и Панин, полагала, что

после от речения Петра III Екатерина уступит русский престол законному

наследнику – своему сыну Павлу, а сама удовольствуется титулом регентши; но

все поведение императрицы говорило о том, что она намерена царствовать

единолично.

Для молодой просвещенной княгини рушились возвышенные мечты о благе

отечества, их совместные с Екатериной планы «просвещенных преобразований»,

где самой Дашковой отводилось место рядом с ее державной подругой.

Дашкова разочаровалась в Екатерине, и к этому у нее были все основания.

Теперь императрица думала о своей пылкой приятельнице совсем не то, что

писала ей так недавно в письмах. Она доверительно сообщала Понятовскому:

«Княгиня Дашкова, младшая сестра Елизаветы Воронцовой, хотя она и хочет

приписать себе всю честь этого переворота, была на весьма худом счету

благодаря своей родне, а ее девятнадцатилетний возраст не вызывал к ней

большого доверия. Она думала, что все доходит до меня не иначе как через

нее. Наоборот, нужно было скрывать от княгини Дашковой сношения других со

мной в течение шести месяцев, а в четыре последние недели ей старались

говорить как можно менее… Правда, она очень умна, но ум ее испорчен

чудовищным тщеславием и сварливым характером…» Таким образом, однозначно

определились места Екатерины «великой» и Екатерины «малой», как называли

Дашкову, и дистанция между ними была обозначена четко и бесповоротно.

Деятельность Дашковой в Академии

По мысли Дашковой была открыта Российская Академия 21 октября 1788

года,имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка; в

ней Дашкова была первым президентом. Она была уверена, что науки не будут

составлять монополию академии, но, «присвоены, будучи всему отечеству и

вкоренившись, процветать будут».

С этой целью, по её инициативе были организованы при академии публичные

лекции (ежегодно, в течение 4-ех летних месяцев ),имевшие большой успех и

привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-

стипендантов академии с17 до 50и воспитанников Академии художеств- с21 до

40. В продолжение 11лет директорства Дашковы академическая гимназия

проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей

были отправлены для довершения образования в Геттинген. Учреждение так

называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков»)

имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие

произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то время и

появился целый ряд переводов, по преимуществу с классического языка. С 1788

года было начато издание «Новых ежемесячных сочинений» По мысли Дашковой

издавался при академии сборник «Российский Театр». Главным научным

предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского

языка». В этом коллективном труде Екатерине принадлежит собирание слов на

буквы «И», «Ш.», «Щ.»,дополнения ко многим другим буквам; она так же много

трудилась над объяснением слов(преимущественно обозначающих нравственные

качества). Сбережение многих академических сумм, умелое экономическое

управление академией-несомненная заслуга Дашковой.

Лучшей оценкой её может служить то, что к 1801году, по вступлении на

престол императора Александра I , члены Российской академии единогласно

решили пригласить Екатерину Дашкову снова занять председательское кресло в

академии.

Литературная деятельность Екатерины

Выходивший в 1783 и 1784 году журнал «Собеседник любителей российского

слова»,носивший сатирическо-публицистический характер, был основан по

почину Екатерины Дашковой. В нем участвовали лучшие литературные

силы:Державин,Херасков, Капнист,Фонвизин,Богданович,Княжнин. Здесь помещены

были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины II , «Фелица»

Державина.

Так же Дашкова любила писать стихи на русском и французском языках

(большей частью в письмах к императрице Екатерине), она перевела «Опыт об

эпическом стихотворстве» Вольтера («Невиданное упражнение» 1763) ,

переводила с английского языка («Опыт трудов вольного российского

собрания», 1774). Она написала комедию «Тоисиоков,или Человек

бесхарактерный» по желанию Екатерины II для Эрмитажного театра (1786), и

драму «Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству наказанная». Она часто

восхваляла Екатерину II. Восхваляя императрицу Екатерину II , она почти не

дает никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в

записках как бы обвинение императрицы в неблагодарности.

Годы испытаний

В первые годы царствования Екатерины Дашкова пребывала в немилости. Ей не

прощали ни смелости высказываний, ни желания участвовать в делах

государства, ни популярности. Вокруг нее создается атмосфера недоверия и

подозрительности. Появились безответственные слухи, что она готовит заговор

против Орловых, что она была вдохновительницей заговора Мировича,

пытавшегося возвести на престол узника Шлиссельбургской крепости Ивана

Антоновича. В довершение ко всему судьба неожиданно обрушила на нее

страшные удары: в Москве умирает ее сын, оставшийся на попечении бабушки, а

осенью 1764 г., в Польше умирает муж, вице-полковник лейб-кирасировского

полка, находившийся там с русскими войсками.

20-летняя вдова Дашкова, оставшаяся с двумя детьми и многочисленными

долгами покойного мужа, 15 дней находилась между жизнью и смертью.

Поправившись, она решает, прежде всего, расплатиться с кредиторами и

поправить благосостояние семьи. С этой целью княгиня уезжает в деревню, где

пять лет живет безвыездно и расчетливо занимается хозяйством. Об этом

самом тяжком для нее времени Дашкова писала: «Если бы мне сказали до моего

замужества, что я, воспитанная в роскоши и расточительности, сумею в

течение нескольких лет (несмотря на свой двадцатилетний возраст) лишать

себя всего и носить самую скромную одежду, я бы этому не поверила; но,

подобно тому, как я была гувернанткой и сиделкой моих детей, я хотела быть

и хорошей управительницей их имений, и меня не пугали никакие лишения».

Знакомство с Европой

В декабре 1769 г. Дашкова отправляется в свое первое двухгодичное

путешествие за границу. Официальная цель поездки – «поправление здоровья»

детей, а в действительности осуществляется ее давнее желание увидеть все,

что есть в Европе достопримечательного. Чтобы чувствовать себя более

свободно, не посещать иностранные дворы и соблюдать строжайший режим

экономии, она едет в Европу под скромным именем госпожи Михалковой.

Через Ригу и Кенигсберг Екатерина Романовна приезжает в Данциг.

Остановившись в гостинице «Россия», она видит на стене в зале два

монументальных полотна: раненые и умирающие русские солдаты просят пощады

у победителей – пруссаков. Дашкова возмущена, она негодует особенно яростно

потому, что в гостинице, как правило, останавливаются русские

путешественники: совсем недавно здесь был Алексей Орлов и тоже сердился при

виде этих картин. «И он их не купил и не бросил в огонь?» - допытывается

она у русского поверенного в делах. «В сравнении с ним я очень бедна… но

все-таки я это устрою!»

Как всегда не ограничиваясь словами, она поручает секретарю русской миссии

купить синей, зеленой, красной и белой масляной краски и после ужина,

хорошенько заперев дверь, берет кисть и перекрашивает мундиры на картинах,

превращая победителей в побежденных и наоборот, и вот уже пруссаки на

коленях умоляют русских о пощаде. Она уезжает из гостиницы очень довольная

собой и веселится, представляя себе удивление хозяина, когда тот обнаружит,

«что пруссаки вдруг проиграли обе битвы». После посещения Данцига Дашкова

два месяца живет в Берлине. Здесь ее инкогнито ей не помогло, и по

настоянию Фридриха II она знакомится с прусским королевским двором.

Во время 10-дневного пребывания в Англии она посещает Бат, Бристоль, другие

города. В Оксфорде ее особенно интересует библиотека университета, и в

частности русско-греческий словарь с изложением грамматики.

В Париже Дашкова проводит 17 дней. Осматривает мануфактуры, посещает

мастерские художников, музеи, театры и церкви. Но главное – встречи с

Дидро, она видится с ним ежедневно и беседует до поздней ночи. 57-летний

философ и 27-летняя русская княгиня в серьезных и доверительных разговорах

обсуждают положение дел во Франции, излагают свои взгляды на преимущества

конституционно-монархического правления и на особенно острый и злободневный

вопрос – о крепостном состоянии крестьян в России. При этом Дашкова,

соглашаясь с необходимостью либерализации жизни общества и ограничения

власти самодержавия, оправдывает крепостническую политику Екатерины II и

пытается доказать, что русский неграмотный и забитый крестьянин не сможет

правильно воспользоваться предоставленной ему свободой.

После Парижа Дашкова едет в Лион, где осматривает знаменитые мануфактуры, а

потом отправляется в Швейцарию. В Женеве она встречается с Вольтером. Ему

76 лет, но, беседуя с ним наедине, княгиня находит в нем проницательного

мыслителя Европы. Дашкова прощается с Женевой, а Вольтер, «великий льстец и

насмешник в переписке с коронованными особами», посылает ей вдогонку

изысканное письмо и сообщает Екатерине II о своей встрече с русской

гостьей.

Разлука с Россией

После своего первого заграничного путешествия Дашкова жила по-прежнему

уединенно. Будучи занята воспитанием своих детей, она много читала,

сосредоточив главное внимание на вопросах педагогической науки. Разделяя

надежды некоторых современников-просветителей о переустройстве общества на

началах разума и справедливости при помощи новых методов воспитания, она

составила для сына обширную программу подготовки, с указанием конкретных

предметов и сроков их изучения. Для завершения образования сына она просит

Екатерину II разрешить ее семье снова выехать за границу. Выдав дочь замуж

за бригадира Щербинина, она в 1775 г. вместе с сыном, дочерью и зятем на

долгие 8 лет покидает Россию.

Подводя итог....

Екатерина II была умным, талантливым, великим человеком, со своими

привычками, хорошими и плохими качествами характера, во многих из которых

схожа с Екатериной Дашковой.

Нельзя не признаться, что есть что-то необыкновенно увлекательное в

этой отваге двух женщин, переменяющих судьбу империи, в этой революции,

делаемой красивыми, умными женщинами, окруженными молодыми людьми,

влюбленными в них, между которыми на первом плане красавица восемнадцати

лет, верхом, в Преображенском мундире и с саблей в руках, а следом за ней

Великая императрица.

Вообще дружба Екатерины с Дашковой была невозможна. Екатерина хотела

царить не только властью, но всем на свете – гением, красотой; она хотела

одна обращать на себя внимание всех, у нее было ненасытное желание

нравиться. Она была еще в полном блеске своей красоты, но ей уже стукнуло

тридцать лет. Женщину слабую, потерянную в лучах ее славы, молящуюся ей, не

очень красивую, не очень умную, она, вероятно, умела бы удержать при себе.

Но энергичную Дашкову, говорившую о своей собственной славе, с ее умом, с

ее огнем и с ее девятнадцатью годами, она не могла вынести возле себя”. (А.

И. Герцен)

Список использованной литературы:

1. «Записки княгини Дашковой». Под редакцией С.С. Дмитриева.-М.,1991г.

2. Платонов С. «Лекции по русской истории». - М.,1993

3. Толстой М.П.- «Е.Р.Дашкова –организатор российской науки».Вестник

Российской Академии наук,-том 63.-№3-1993 –стр.245-248.

4. «Энциклопедия российской монархии».-М.: Изд-во Эксмо,2002. Стр-189-

192; Стр-218-220

5. Павленко Н.И. «Екатерина Великая»,-М.:1999г.

6. Рамбо А. « История древней и новой России», М, 2000г.

7. Ключевской В.О. «Исторические портреты», М., 1992 г.

С.Торелли. «Портрет Екатерины II»

Портрет Екатерины Дашковой.

Кабинет Екатерины II.

Екатерина II в коронационном наряде.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Дашковой.

Екатерина II

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать