Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

Е.Н. Кимеева[9] считала его боярским реакционным оппозиционером. Эту точку

зрения «убедительно опроверг А.А. Зимин, который считает Ф.И. Карпова

прогрессивным дворянским публицистом, гуманистом»[10].

Историографический этап общего исследования завершает диссертационное

исследование Н.В. Синицыной[11], которая, опираясь на предыдущие сочинения,

ставит своей целью выявление классовой принадлежности публициста, благодаря

которой можно было бы правильно истолковать отправную точку его взглядов в

свете марксистско-ленинской теории. «Идеал Ф. Карпова классово обусловлен»,

- к такому выводу она приходит.

Кроме перечисленных исследователей, к творчеству этого своеобразного

представителя русской культуры обращались также Д.С. Лихачёва, Я.С. Лурье,

И.У. Будовниц и другие историки, и историки литературы. Из последних

трудов, написанных на эту тему, необходимо отметить работу А.И.

Клибанова[12], который делает очень существенные замечания, сопоставляя

«Послание митрополиту Даниилу» Карпова и труды Аристотеля, находя в первом

почти точные цитаты, лишь адаптированные под систему понятий той эпохи, из

сочинений последнего.

Биография дипломата

Биографические сведения о Карпове очень скудны. Фёдор Карпов

происходит из семьи тверского боярина Ивана Карповича старинного рода

князей Фоминских. Известен также дед дипломата – Карп Фёдорович. «А у Ивана

Карповича дети: Федор; у царя и Великаго князя Ивана Васильевича

окольничей, Да Никита; а былъ у Великаго князя Василия Ивановича

оружейничей, бездетенъ, Да Семенъ, Да Иванъ. А у Федора Ивановича дети:

Иванъ большой, бездетенъ, Да Долматъ, Да Иванъ меньшой, бездетенъ, Да

Василей, бездетенъ. А были Долмать и Иванъ меньшой у царя и Великаго князя

въ окольничихъ»[13].

Не только точная дата, но и даже примерное время его рождения

неизвестны. Первое упоминание о Карпове относится к 1495 г., когда он был

«постельничим» Ивана III во время поездки великого князя в Новгород в связи

с русско-шведской войной, при этом, известно, что в 1545 году Карпова уже

не было в живых, следовательно, его деятельность приходится на конец XV –

первую половину XVI века.

С 1508 по 1539 (исходя из источников Посольского приказа[14]) Карпов

обосновывается на дипломатическом поприще в Москве, являясь «довольно

значительным дипломатом на востоке, если не самым значительным»[15]

(взаимоотношения с Крымом, Турцией, Ногайской Ордой, Казанским ханством).

Одной из важных задач внешней политики России в первой половине XVI в.

была борьба за Поволжье, а с ней была тесно связана проблема

взаимоотношений с Турцией и, в особенности, с Крымом (Крымское и Казанское

ханства находились в вассальной зависимости от Турции). Набеги и походы

крымских и казанских татар почти не прекращались в этот период. Русским

дипломатам (среди них и Ф.И. Карпову) приходилось применять гибкую и

разнообразную тактику.

С сентября 1508 г. Карпов с другим боярином и дьяком принимает Ак-

Доблета, сына ногайского царевича, приехавшего к нам для переговоров вместе

с послами от Ногайской Орды. В этом же году 24 октября Карпов встречает

послов от Крымского царя Менгли-Гирея и берёт с них и бывшего царя Абдыл-

Летифа шертные записи, что царь этот будет верно служить великому князю.

В 1514 г. Карпов участвует в торжественной встрече посла от турецкого

султана Селима I – Камала и вместе с другими боярами ведёт переговоры. В

1515-1519 гг. мы снова видим Карпова за Крымскими делами. «Крымцы хорошо

знали его и учитывали его роль в политике, о чём говорят неоднократные

приписки в грамотах от крымского хана с просьбой к Фёдору Ивановичу Карпову

о ходатайстве перед великим князем», - замечает В.Ф. Ржига[16]. Его имя

постоянно встречается в крымских посольских книгах того времени

С 1525 по 1539 гг. известен ряд упоминаний о переговорах Карпова с

крымскими послами.

Уже после 1519 г. Ф. Карпов не только участвует в дипломатических

делах, но ведёт все сношения с Крымом и вообще восточными народами. Он

непременно участвует в комиссиях, ведущих переговоры с турецким послом

Скиндером, неоднократно посещавшим Русское государство в 1522, 1523, 1524,

1529 гг. Он играет руководящую роль в делах с ногайскими послами; известия

об этом встречаем под 1534, 1536, 1537, 1538 гг.

Казань тоже знала Карпова. В 1531 г. ему поручено говорить с казанским

послом Табаем, в 1533 – с послами казанского царя Сафа-Гирея. Результатом

этих переговоров было низложение враждебного России Сафа-Гирея и

провозглашение Казанским ханом касимовского царевича Джан-Али (Еналея),

связанного с московским правительством. Главную роль в этих событиях играло

не войско, а дипломатия.

Таким образом, если итогом восточной политики Российского государства

в первой половине XVI века была подготовка присоединения Поволжья,

осуществлённая Иваном IV, то и Фёдору Карпову принадлежит значительная

заслуга в дипломатической стороне этой подготовки.

Время от времени Карпов выступает и в дипломатических сношениях с

Западом. В 1517 во время приезда посла императора Максимилиана I,

Сигизмунда Герберштейна в Москву, в великокняжеском дворце «встретили его

Михаила Юрьевич Захарьин и Федор Иванович Карпов…»[17], но здесь его миссия

была невелика, он лишь следовал в свите великого князя и не участвовал в

переговорах, где речь шла о посредничестве императора при заключении

перемирия между Россией и Польшей.

В марте 1518 года римский папа объявил крестовый поход против турок;

значительное место в планах римской курии занимало Русское государство,

причём папа не просто стремился вовлечь его в союз, но и использовать этот

союз как средство привлечения России к религиозной унии, подчинения русской

церкви римскому престолу.

В следующем 1518 г., в июле – повторное посольство от Максимилиана, на

котором было выдвинуто предложение о присоединении России к антитурецкой

коалиции, в этот раз Карпов был привлечён к участию в переговорах в

качестве своеобразного «консультанта» по турецким делам. На предложение

посольства он ответил самым общим и неопределённым образом, что означало

фактический отказ, этого требовали интересы крымской и казанской политики

Русского государства.

В сентябре 1518 г. Ф.И. Карпов принимал участие в приёмах посольства

Альбрехта Бранденбургского, прусского магистра и посланцев германского

императора, извещавших московское правительство о миссии папского легата

Николая Шамберга, имевшего целью привлечение России не только к крестовому

походу против турок, но также к соединению православной и католической

церквей на условиях флорентийской унии.

К этому же времени, к 1518-1519 гг. относятся пространные полемические

послания Максима Грека Фёдору Карпову против пропаганды соединения церквей:

поэтому, очевидно, что одной из причин, вызвавших интерес Ф.И. Карпова к

католической пропаганде Николая Булева (Немчина), была его служебная

деятельность.[18] Таким образом, идеологическая борьба внутри Русского

государства, возникновение ересей и вольнодумных течений оказываются тесно

связанными с событиями международного масштаба, политическими интригами, «с

борьбой Московской Руси на политической арене»[19], о чём уже говорилось во

введении.

В 1526 г. проходили переговоры с послами папы, императора и польского

короля о заключении мира с Польшей. В 1529 г. – переговоры с Польшей о

возобновлении перемирия. В 1537 г. – приём польских послов, после которого

Карпов назначен окольничим, а затем оружейничим. Он был активным участником

всех этих переговоров. Иногда он, по-видимому, выдвигался даже в основные

представители великого князя из рядов бояр и дьяков.

Помимо внешней политики, Ф.И. Карпов принимает участие во

внутреполитических делах. В 1527 г. он выступил как поручитель за князя

М.Л. Глинского, который был освобождён из заточения. В 1537 г. Ф.И. Карпов

участвовал в событиях, связанных с подавлением мятежа удельного князя

Андрея Старицкого против центральной власти. Ему поручили следить за

двухлетним сыном старицкого князя после «поимания» последнего.

Следовательно, Ф.И. Карпов был связан с правительственными кругами,

проводившими политику государственной централизации.

При Елене Глинской Ф.И. Карпов продолжает дипломатическую карьеру,

выполняя ряд приказаний свыше. Последнее упоминание о нём в посольских

источниках – октябрь 1539 г.

Подводя итог политической деятельности Ф.И. Карпова можно

процитировать отзыв БСЭ о нём[20]: «Один из руководителей внешней политики

при Василии III Ивановиче, способствовал выработке правил русской

дипломатической службы, которым следовали вплоть до конца XVII века».

Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем

Карпов – один из наиболее оригинальных и образованных русских

публицистов своего времени. Общаясь с иностранцами, Карпов получил

европейское образование. По роду своих занятий он знал восточные языки,

знаком был с греческим и латинским. Ему были известны в подлинниках или

извлечениях произведения Аристотеля, Гомера, «Метаморфозы» Овидия, цитаты

из которых он включал в свои письма. Карпов находился в переписке с

умнейшими людьми того времени – Максимом Греком, старцем Филофеем, Николаем

Немчиным, митрополитом Даниилом и др.

В «Послании иноку Филофею», Карпов хвалит письмо старца, которое

получил ранее: «Омировым (гомеровым) бо словомъ и риторским разумом

пригодне сложени, не варварски же, ни невежески, но грамотически уметельне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать