Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

сложена»[21]. Из этого следует, что Карпов умел ценить возможности хорошего

слога и к нему обращались за оценкой качества стиха. Кроме того, стиль его

общения со старцем говорит о том, что они были в близких дружеских

отношениях: «Похваляю, яко разум божественных и человеческих умеюща»[22].

Максим Грек называет Карпова «премудрым», «премудрейшим»,

«пречестнейшим» «многим разумом украшенным» и даже «праведником», и князь

Курбский, который знал Карпова, по всей вероятности, лишь по сочинениям –

«разумным мужем».

Не смотря на то, что нам известны только четыре послания Карпова, круг

его интересов поражает своей широтой. Его волновали и естественные науки

(астрономия, медицина), о чём мы узнаём из посланий Максима Грека,

адресованных Карпову, и политические учения, и классическая поэзия. Особо

его волновало богословие. Задумывался Карпов и над вопросами о

происхождении Земли и жизни на ней. Он пытался постичь «законы естества».

Некоторые материалы о взглядах Карпова мы черпаем из пяти посланий к

нему Максима Грека. Два из них посвящены опровержению взглядов Николая

Немчина и датируются 1518-1519 гг., ещё два посвящены критике

астрологических воззрений Карпова, были написаны в 1523-1524 гг. Последнее

является ответом на недоумения Карпова относительно критики Максимом Греком

взглядов Николая Немчина.

«В переписке Фёдора Карпова с Максимом Греком отразилась накалённая

атмосфера Москвы первой четверти XVI в., когда шла ожесточённая полемика

между «нестяжателями» и сторонниками монастырского землевладения».[23]

Карпов родился и рос в Твери, а Тверь была очагом еретического

вольномыслия. По мнению А.А. Зимина это не могло не отразиться на

мировоззрении молодого Фёдора[24]. Скорее всего, общение с еретиками

поколебало его в догматах церкви, потому что изначально он получил, по

всей вероятности, патриархальное образование. Помимо этого, он в течение

тридцати лет вращался в самой разнообразной среде, соприкасался с людьми

разных национальностей, в частности, с представителями европейской

культуры.

Отсюда проистекает его свободомыслие, беспокойный и ищущий ум:

«Кажется мне, отче, что не следует непонимающему стыдиться того, чего он не

понимает, но рассказывать о незнании своем знающим людям. Ибо я не вижу

ничего предосудительного или противного разуму в том, чтобы более мудрых

спрашивать, чтобы они мне добрый совет дали, и незнание в знание обратили,

и томящуюся мысль вполне успокоили»[25], - таким пространным рассуждением

Карпов начинает своё «Послание Максиму Греку о Третьей книге Ездры». Он

переживает по поводу того, что его мысли и умозаключения в богословской

области[26] противоречат книжным христианским истинам. «Жажда познания

сопровождалась у него сознанием собственного несовершенства»[27]. В такие

моменты он обращался к Максиму Греку[28], чтобы он успокоил его «томящуюся

мысль»: «Аз же ныне изнемогаю умом, во глубину впад сомнения, прошу и мил

ся дею, да мне некая целебнаа присыплеши и мысль мою упокоиши»[29]. Тут же

он даёт мудрую аллегорию: «Сице бо и врачеве творятъ о болезни неспящаго и

многомыслие о смерти имеюща, некоторым зелиемъ успеваютъ и многмыслие

смертное соотъемлютъ».

Неуверенность боярина проистекала от противоречия между

патриархальностью его православного воспитания, которому он был предан с

детства и вольнодумством, зарождающимся в Европе, с которым он сталкивался

во время общения с такими людьми, как, например, Николай Немчин (Булев),

уроженец города Любека. Последний являлся весьма образованным для своего

времени человеком, немцем, выучившим русский в совершенстве и вошедшим в

доверие к Великому Князю.[30] Несколько лет он работал придворным врачом

при Великом Князе.

Немчин пропагандировал в русском обществе униатские идеи и новомодные

течения – астрологию, астрономию и т.п. Ещё в 1520 г. в Германии Иоанном

Штоффлером был издан Альманах, в котором тот предсказывал, что в 1524 г.

произойдёт всемирный потоп и гибель мира. Николай Булев перевёл этот

Альманах на русский язык. Помимо этого, он высказывал идею соединения

церквей в период русско-турецких войн. О Н. Булеве, как о «профессоре

медицины и астрологии и всех наук основательнейшем»[31] отзывается Франциск-

де-Колло, посол императора Максимилиана, о котором уже говорилось выше.

Этот отзыв мог знать Ф. Карпов, так как встречал посла во время его

приезда.

В любом случае, Фёдор Карпов попал под влияние его «искусно и мудро»

составленных сочинений и написал Булеву послание с вопросом относительно

различий между православной и католической церквями. В ответе Карпову тот,

очевидно, утверждал, что сколько-нибудь серьёзных различий между ними нет.

За разъяснениями Карпов обращается к Максиму Греку и становится участником,

посредником в полемике, ведомой Максимом Греком и Николаем Немчиным.

Но, если в канонических богословских вопросах греческий монах[32] бог

дать ответ и хороший совет, то в увлечении Карпова астрологией, тот уже не

являлся для него авторитетом.[33] «Идеи, пришедшие к нам с Запада, временно

отвлекли Карпова от старого русла нашей культуры, но не оторвали

окончательно. Чувствуя себя между двумя течениями, он стремился одно

примерить с другим и поэтому со всеми возникавшими недоумениями обращался к

такому авторитету византийской образованности, каким был Максим».[34]

Своё послание Максим Грек начинает словами: «Я прочёл твоё послание ко

мне». Он ругает Карпова за то, что тот далёк от «понимания церкви»,

обличает его в невежестве. Но, «выступая против заблуждений Карпова, Грек

остаётся высокого мнения о его уме и способностях».[35] Это видно по тону

его посланий: он пишет, что астрологические взгляды не достойны

«благочестию и разуму твоему», называет Ф. Карпова «честнейшим Фёдором»,

«мудрейшим Фёдором», и т.д. Это свидетельствует о том, что между Ф.

Карповым и Максимом Греком существовали не только внешние, но и глубокие

дружеские связи.[36]

В другом послании, Максим Грек, узнав, что одно из его сочинений,

адресованных Николаю Немчину, вызывает неблагоприятные толки, в том числе и

со стороны Ф. Карпова, гневно упрекает последнего: «вы достигли такого

возраста и столь искушены в божественных писаниях, такая догма ускользнула

от вас…».[37] Догма, высказанная Греком, гласила, что «бог Отец безначален

и беспричинен». Этим он, по-видимому, спорил с гностицистическими

высказываниями немца. В ответ Крапов написал, что Максим Грек слишком скоро

судит и руководствуется слухами. На самом деле, один из священников церкви,

которую он посещал за несколько дней до этого, обратился к нему со своими

сомнениями по поводу основательности этой догмы, описанной Греком.

Заканчивает Карпов свой ответ философским замечанием, в укор Максиму: «Не

всё, - говорят, - делаем, что можем, и не всему верим, что слышим, и не всё

говорим, что узнаём».[38]

На это письмо Максим ответил примирительным посланием, принося

извинения за необдуманную резкость: «Прости же меня по-дружески за то, что

я как человек погрешил и будущем смело пиши мне и требуй то, что тебе

нужно. Я буду тебя слушать во всём… А священника того исправить не

ленись».[39] Возможно, именно в ответ на это предложение, Карпов написал

«Послание о Третьей книге Ездры».

«Пишет Ездра в Третьей своей книге: «В третий день, - говорит он, -

повелел Господь водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей

осушил». Первый мой вопрос: божественное Писание о бесчисленных водах

говорит под землёй в безднах и на земле, в морях, и озёрах, и реках, также

и на тверди небесной. Так ли об этом следует нам понимать?»[40]. Карпова

удивляет, что в этой книге[41] имеются несоответствия с другими библейскими

текстами, он не делает из этого никаких нигилистических выводов, но просит

Максима Грека дать своё толкование этого вопроса: «о воде, и о земле, и о

Енохе, и о Левиафане».[42]

Усомнившись в чём-то один раз, Карпов уже не мог не ставить под

сомнение остальные, прежде бесспорные истины.

Карпов всерьёз стал заниматься звёздами и астрология, «причудливо

соединявшая в себе точное знание, мистические чаяния и суеверный

предрассудок»[43], двумя своими сторонами привлекали его: убеждением о

зависимости жизни людей от светил, исходя их которого, он вывел

необходимость этой науки царям и правителям для управления своими

подданными[44], и астрономическими наблюдениями, вызывавшими у него

удивление и восхищение. Фёдора Карпова привлекала гармония природы,

красота мира, о которых он писал, используя сочинение Григория

Богослова[45], где отразилось влияние на него античной философии.[46]

Н.В. Синицына провела сопоставление всех произведений Максима Грека с

конкретно адресованными к Фёдору Карпову: «Если первое послание Максима

Грека, - пишет она, - написано в духе остальных его сочинений, то второе

содержит указание на то, что первое послание не убедило адресата, и он

отправил Максиму ответное послание, в котором «востал… на церковное

мудрование». Аргументация второго письма значительно отличается от

аргументации других сочинений автора на эту тему и характеризует интерес

Фёдора Карпова к астрологии как принадлежащей «внешним наукам» (семь

«свободных светских искусств» средневековья) и содержащей практические

сведения по астрономии, а не только предсказания по звёздам»[47]

Карпов не прекратил изучение светил даже после специального Послания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать