Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

5. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 12

М.;Л., 1956, с. 160-173.

6. Зимин А.А. Фёдор Карпов, русский гуманист XVI в.//Прометей. 1968, сб. 5,

с. 364-370.

7. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

8. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958.

9. Клибанов А.И. «Правда» Фёдора Карпова//Общество и государство феодальной

России. М., 1975, с. 141-150.

10. Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, ч. II. М.,

1787, с. 201-202.

11. Аристотель. Этика, книги V, VI, X.

12. Аристотель. Политика. СПб., 1911, книги V, VI.

13. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М.-Л., 1947.

14. Лихачёв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л., 1987.

15. БСЭ. Гл. ред. Б.А. Введенский. М., 1956, т. 20.

-----------------------

[1] Синицына Н.В. Фёдор Иванович Карпов – дипломат, публицист XVI в.

Автореферат кандидатской диссертации. М., 1966., с 4.

[2] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ. М.;

Л.; 1953, с.220-234.

[3] «Летопись занятий Археографической комиссии за 1908 г.», вып. 21, СПб.,

1909. стр. 106-118.

[4] Два послания. Первое – Никольский Н.К. Материалы для истории духовной

письменности//Христианское чтение, 1909, №8-9, с. 1123-1124.; второе –

Максим Грек, Сочинения, Казань, 1862г. ч. III, с.274-277.

[5] Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т.

12 М.;Л., 1956, с. 160-173.

[6] ПЛДР (Конец XV – первая половина XVI века). Под ред. Л.А. Дмитриева и

Д.С. Лихачёва. М., 1984.

[7] Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф.И. Карпов)//Учёные записки

Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных

наук. Институт истории (РАНИОН), т. 4, М., 1929, с. 39-48.

[8] Работа А.И. Никифорова не была опубликована. Цит. по Синицына Н.В.

Фёдор Иванович Карпов – дипломат, публицист XVI в. Автореферат кандидатской

диссертации. М., 1966., с 5.

[9] Кимеева Е.Н. Ук. соч.

[10] Н.В. Синицына. Ук. соч.

[11] Н.В. Синицына. Ук. соч.

[12] Клибанов А.И. «Правда» Фёдора Карпова//Общество и государство

феодальной России. М., 1975, с. 141-150.

[13] Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, ч. II. М.,

1787, с. 201-202.

[14] Савва В.И. О Посольском приказе в XVI в. Харьков, 1917, вып. 1, с. 300-

302

[15] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972, с. 194.

[16] Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф.И. Карпов)//Учёные записки

Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных

наук. Институт истории (РАНИОН), т. 4, М., 1929, с. 42.

[17] Цит. по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 44

[18] Ниже этот вопрос будет разобран подробнее

[19] Синицына Н.В. Ук. соч. с. 7

[20] БСЭ. Гл. ред. Б.А. Введенский. М., 1956, т. 20.

[21] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI

века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 518

[22] Там же.

[23] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI

века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 745.

[24] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. с. 344.

[25] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI

века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 502. Отрывок дан в переводе

Д.М. Буланина.

[26] Послание Максиму Греку о третьей книге Ездры

[27] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. с. 345

[28] Максим Грек, в миру Михаил Триволис, родился в Греции около 1470 г. В

1492 году отправляется для завершения образования в Италию – во Флоренцию.

Общается с итальянскими знаменитостями Эпохи Возрождения: Анжело Полициано,

Марсилио Фичино, Джанфранческо Мирандола, Пико делла Мирандола, Иеронимом

Савонароллой. Благодаря проповедям последнего, Михаил решает постричься в

монахи, что и делает в одном из Афонских монастырей под именем Максим. В

1516 г. по запросу Василия III Максим выезжает в Москву для перевода

Толковой Псалтири. Здесь ему и приходится остаться, для перевода и

исправления других книг. Жизнь Максима оказалась навсегда связана с

Россией. К нему в келью в Чудовом монастыре приходили многие образованные

русские люди. Он примкнул к партии нестяжателей, за что дважды представал

перед церковным собором – в 1526 и 1531 гг., был обвинён в ереси и порче

книг и сослан в Тверь. За пять лет до смерти был переведён в Троице-

Сергиеву Лавру, где умер и был похоронен в 1556 г.

[29] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI

века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 502

[30] Николай Немчин вообще был основным противником Максима Грека, против

которого он направлял огонь своей полемики. К нему были написаны четыре

послания.

[31] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т.

9, М.; Л., 1953., с. 223.

[32] Об интересе Ф.И. Карпова к унии мы узнаём из двух посланий,

составивших в едином огромный трактат «Слова на латинов» Максима Грека к

нему, в которых тот жёстко порицает Николая Немчина. Отсюда же становится

известно, что Николай Немчин уверял Карпова в отсутствии особенных различий

между православной и католической церквями. Максим Грек, Соч., ч. 1.

[33] Ещё в двух посланиях Максим Грек пытается доказать Карпову, что

астрология и астрономия не согласуются с христианским учением.

[34] Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф.И. Карпов)//Учёные записки

Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных

наук. Институт истории (РАНИОН), т. 4, М., 1929, с. 44.

[35] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т.

9, М.; Л., 1953., с. 225.

[36] «Е. Кимеева считает, что «интерес Ф. Карпова к идее соединения церквей

был своеобразным проявлением оппозиционности к существующему строю». Между

тем, никаких оснований утверждать это у нас нет. Переписка Карпова с

Максимом Греком и Николаем Немчиным говорит скорее о его пытливости его

ума, а не о его «оппозиционности существующему строю»», - законно

полемизирует с И.Н. Кимеевой А.А. Зимин в своей статье. Зимин А.А.

Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 12 М.;Л., 1956,

с. 160-173.

[37] Памятники литературы… с. 495. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина.

[38] Там же с. 499.

[39] Там же. с. 500-501.

[40] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI

века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 505. Отрывок дан в переводе

Д.М. Буланина.

[41] Эта книга не признаётся православной церковью канонической.

[42] Там же

[43] Там же, с. 45.

[44] «…пытается использовать астрологию в целях укрепления власти

Самодержца», - Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958. с.

416.

[45] «Слово шестое о мире»

[46] Творение Григория Богослова, ч. I, М., 1843, с. 232.

[47] Н.В. Синицына Ук. соч. с. 18.

[48] Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т.

12 М.;Л., 1956, с. 168.

[49] Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 46

[50] Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М.-Л., 1947. Некоторые

учёные с этим не согласны: «Послание Карпова митрополиту Даниилу имеет

шаблонный стиль предшествующей литературной традиции, особенно черты стиля

публицистических посланий Максима Грека» (Зимин А.А. И.С. Пересветов и его

современники. М., 1958. с. 415)

[51] Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 47

[52] По словам Кимеевой (Ук. соч.), Карпов протестовал против концепции

идеологов самодержавия, призывавших к покорности великокняжеской власти, то

есть «выступал против неограниченной власти государя». Но А.А. Зимин (Зимин

А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.) умело опровергает её

взгляды и выдвигает, в свою очередь, предположение о том, что «Карпов

выступал против иосифлянской проповеди терпения как защитник самодержавной

власти против критикует цезарепапистских претензий воинствующих

церковников», что вызывает ещё большее сомнение. Это личная переписка

Карпова с митрополитом Даниилом и искать здесь чётко направленную

идеологическую подоплёку – неразумно, более того, здесь просто нет резко

негативных высказываний в адрес церкви, духовенства и религии.

[53] Там же с. 507, 509.

[54] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т.

9, М.; Л., 1953., с. 229.

[55] Положение митрополита Даниила пошатнулось в 1533 г., после смерти

Василия III.

[56] Памятники литературы… с. 506.

[57] В.Ф. Ржига. Ук. соч. с. 47.

[58] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI

века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 507 Отрывок дан в переводе

Д.М. Буланина.

[59] Там же с. 509

[60] По мнению некоторых исследователей, Карпов имеет здесь ввиду латинское

«Res publica» - государство.

[61] Памятники… с. 508.

[62] Далее цитироваться будет только источник.

[63] Что касается терпения, Карпов не искал никаких классовых разногласий в

обществе и не был против терпения «угнетённых классов», о чём пишет Е.Н.

Кимеева (Ук. соч.), прежде всего, вторя идеям Аристотеля, он был

сторонником высшей справедливости, как атрибута его «идеального

государства».

[64] Этот пункт, тем не менее, нельзя разворачивать в заявления, подобные

заявлению И.У. Будовница (Ук. соч.): «Нетрудно убедиться, что в

интерпретации Карпова понятие «терпения» ассоциируется с произволом, ничем

не стесняющихся правителей, власть который не ограничена никакими

справедливыми законами».

[65] Хотя все советские исследователи в один голос утверждают, что Карпов

«предоставляет терпеть только духовенству», это не так, и текст не

ограничивает это понятие такой принадлежностью, если его читать

внимательно!

[66] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. с.352

[67] В.Ф. Ржига, Ук. соч. с. 43

[68] Латинское «census» - имущественный ценз.

[69] Цитата из Овидия. «Наука любви», II, (277-278). Первод М.Л. Гаспарова.

[70] Данные из Лихачёв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси.

Л., 1987. D. Freydank. Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russischen

Humanismus. – Zeitschrift fur Slawistik, Bd.XIII (1968), №1

[71] Кимеева (Ук. соч.) выдвигает мнение о том, что это обличение порока и

разврата Карповым связано с разводом Василия III и его новым браком. Но мне

подобное предположение кажется несостоятельным хотя бы по той причине, что

оно является ещё одной попыткой подтвердить оппозиционность Карпова

монархической власти. Как верно заметил А.А. Зимин, в суждениях Кимеевой

есть противоречие: Карпов не мог одновременно честно служить на своём

государственном посту, чем он и занимался всю жизнь, и находится в острой

конфронтации с действующей властью, с которой сам часто общался напрямую по

службе.

[72] Обличение современных публицисту порядков, переходит у Карпова «порой

в прямое порицание современной ему государственной власти», - пишет Кимеева

(Ук. соч.).

[73] По поводу последнего абзаца Послания Е.Н. Кимеева с марксистской

уверенность пишет, что боярин-аристократ Карпов в силу своей классовой

принадлежности, мечтает о возврате прошлого, об «обетованной земле живых»,

где вечны и незыблемы «старые обычаи», о «золотом веке» русского боярства.

Это полный абсурд, такого в тексте просто нет, как об этом высказывается

А.А. Зимин (Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.).

«Обетованная земля живых» в данном случае не что иное, как аллегорическое

представление о загробном мире.

[74] По работе Клибанова А.И. «Правда» Фёдора Карпова//Общество и

государство феодальной России. М., 1975, с. 141-150.

[75] Аристотель. Этика, X, 10 (Цит по А.И. Клибанов, Ук. соч.)

[76] С.Ф. Кечекьян. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л. 1947, с.

96 (Цит. по А.И. Клибанов Ук. соч.)

[77] Аристотель. Политика, V, 9, 4. (Цит. По А.И. Клибанов, Ук. соч.)

[78] Ещё Кимеева (Ук. соч.) утверждала, что интерес Карпова к Овидию и

Аристотелю – «показатель реакционности его взглядов», ибо «реакционные

круги, ненавидя всеми силами центральную власть, стремились

противопоставить русским порядкам западноевропейские». А.А. Зимин (Ук.

соч.) называет такое представление «ошибочным».

[79] Н.В. Синицына Ук. соч.

[80] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972

[81] Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т.

12 М.;Л., 1956

[82] 1, 228, Цит. по А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М.,

1980. с. 38.

[83] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972

[84] Там же

[85] В.Ф. Ржига, Ук. соч.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать