Философ Рене Декарт

В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого

знания считалась Библия - Священное писание, которое рассматрива-

лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование

этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-

кой мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства

церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так

называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме-

тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ-

ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не-

возможно, в средневековой теологизированной философии возникла

концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в

собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -

метафорическая "книга природы ".

Эта концепция приобрела наибольшее влияние у тех передовых

философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным

образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-

го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке,

которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".

Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И

это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги

природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-

ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи-

ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе

с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании вы-

ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-

ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола-

гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-

ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове-

ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-

тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание

"книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном

сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь

других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.

Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-

мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя во-

енные действия еще продолжались), на несколько десятилетий - пока

Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически

самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой

буржуазной республике процветала внутренняя и международная тор-

говля, развивалось мануфактурное производство, городское население

превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни

Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней

Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях

религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант-

ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма

благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности,

издавались произведения, внесенные в католических странах в папс-

кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея

сразу после их запрещения) . Совершенно закономерно, что в Нидер-

ландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников

из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в

качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский

дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-

ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан-

дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление

в военное училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по

изучению "великой книги мира".

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором

медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других

естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна

трудная математическая задача, условия которой Бекман сообщил Де-

карту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только

вставшего тогда на порог своей научной деятельности, со старшим

(на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в

весьма плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г.

Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке", ко-

торый он посвятил Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве

вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии,

Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в

основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-

вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы

стали временем дальнейшего созревания его научного и философского

таланта.

Тому во многом способствовали связи Декарта с французскими

учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в

конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма

показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию

Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал

монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном

из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-

софии и теологии и написал много трудов не только по этим предме-

там, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал

организующим центром для французских (и некоторых иностранных)

ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был

посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных

журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау-

ки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-

дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру-

жок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после

смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.

Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного

оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-

дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли

ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-

ностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания,

следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто

у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел

в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего ра-

достью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем

(31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величай-

шее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, пи-

сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-

ладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл

более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,

где находился в общей сложности менее года), В Нидерландах были

созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем

главные из них.

Это прежде всего "Правила для руководства ума", написанные в

1627 - 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-

вана не была). Как видно из самого названия, это методологически

заостренное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидер-

ланды Декарт начал работать и над большим конкретно-научным (и

вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со-

бирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов ме-

ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом

1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,

что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-

мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -

Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-

ние произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был

написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея.

Хотя на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы

римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, оставав-

шийся католиком, отказался от публикации почти готового труда.

Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная фамилия)

осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали

духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идео-

логической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубли-

ковать свой труд, устранив ряд принципиальных положений, сближав-

ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про-

изведение, и он предпочел его не публиковать.

Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей

методологии, физики, философии. Итогом напряженной работы стало

"Рассуждение о методе", написанное по-французски и опубликованное

в 1637 г. Это произведение представляет собой программный доку-

мент, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей фи-

лософии, как и направление своих естественнонаучных исследований.

Заключая в себе автобиографические моменты, оно формулировало и

правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей

жизни. Названию и главной направленности этого произведения соот-

ветствовали три приложения. В них рассматривались теоретические

вопросы оптики ("Диоптрика), метеорологические явления ("Метео-

ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри-

ровали эффективность принципов методологии, сформулированных во II

части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок иссле-

дования физических вопросов.

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей

метафизики (разумеется, в ее традиционном, аристотелевском смысле

- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углублен-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать