В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого
знания считалась Библия - Священное писание, которое рассматрива-
лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование
этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-
кой мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства
церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так
называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме-
тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ-
ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не-
возможно, в средневековой теологизированной философии возникла
концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в
собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -
метафорическая "книга природы ".
Эта концепция приобрела наибольшее влияние у тех передовых
философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным
образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-
го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке,
которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".
Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И
это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги
природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-
ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи-
ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе
с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании вы-
ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-
ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола-
гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-
ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове-
ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-
тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание
"книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном
сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.
"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь
других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-
мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя во-
енные действия еще продолжались), на несколько десятилетий - пока
Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически
самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой
буржуазной республике процветала внутренняя и международная тор-
говля, развивалось мануфактурное производство, городское население
превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни
Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях
религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант-
ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма
благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности,
издавались произведения, внесенные в католических странах в папс-
кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея
сразу после их запрещения) . Совершенно закономерно, что в Нидер-
ландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников
из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в
качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский
дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-
ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан-
дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление
в военное училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по
изучению "великой книги мира".
В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором
медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других
естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна
трудная математическая задача, условия которой Бекман сообщил Де-
карту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только
вставшего тогда на порог своей научной деятельности, со старшим
(на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в
весьма плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г.
Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке", ко-
торый он посвятил Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве
вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии,
Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в
основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-
вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы
стали временем дальнейшего созревания его научного и философского
таланта.
Тому во многом способствовали связи Декарта с французскими
учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в
конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма
показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию
Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал
монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном
из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-
софии и теологии и написал много трудов не только по этим предме-
там, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал
организующим центром для французских (и некоторых иностранных)
ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был
посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных
журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау-
ки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-
дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру-
жок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после
смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.
Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного
оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-
дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли
ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-
ностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания,
следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто
у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел
в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего ра-
достью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем
(31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величай-
шее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, пи-
сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-
ладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл
более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,
где находился в общей сложности менее года), В Нидерландах были
созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем
главные из них.
Это прежде всего "Правила для руководства ума", написанные в
1627 - 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-
вана не была). Как видно из самого названия, это методологически
заостренное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидер-
ланды Декарт начал работать и над большим конкретно-научным (и
вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со-
бирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов ме-
ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом
1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,
что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-
мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -
Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-
ние произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был
написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея.
Хотя на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы
римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, оставав-
шийся католиком, отказался от публикации почти готового труда.
Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная фамилия)
осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали
духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идео-
логической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубли-
ковать свой труд, устранив ряд принципиальных положений, сближав-
ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про-
изведение, и он предпочел его не публиковать.
Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей
методологии, физики, философии. Итогом напряженной работы стало
"Рассуждение о методе", написанное по-французски и опубликованное
в 1637 г. Это произведение представляет собой программный доку-
мент, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей фи-
лософии, как и направление своих естественнонаучных исследований.
Заключая в себе автобиографические моменты, оно формулировало и
правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей
жизни. Названию и главной направленности этого произведения соот-
ветствовали три приложения. В них рассматривались теоретические
вопросы оптики ("Диоптрика), метеорологические явления ("Метео-
ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри-
ровали эффективность принципов методологии, сформулированных во II
части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок иссле-
дования физических вопросов.
В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей
метафизики (разумеется, в ее традиционном, аристотелевском смысле
- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углублен-