Философ Рене Декарт

тической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические

величины, которые со времен древнегреческой математики существова-

ли в раздельности.

Укажем, далее, и на большой вклад Декарта в формирование

столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой об-

ласти содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он

открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового

луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого за-

кона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда

стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в

микроскопии).

Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и

научных открытий Декарта.

Принцип историзма требует конкретного исторического ис-

следования философких учений. Нельзя вырвать философскую те-

орию из той исторической, экономической и социальной среды,

в которой она создавалась. Использование одного только

логического метода не даст нам полного понимания учения, его

исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот период поисходил

переход от средневековья к Новому времени.

К этому времени, по словам Энгельса, "промышленность ко-

лоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механичес-

ких (ткачество, часовое дело, мельницы) ... и физических

фактов (очки), которые давали не только огромный материал

для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше сред-

ства для экспериментирования и позволили сконструировать но-

вые инструменты".

Во времена Декарта ремесло в "чистом" виде начало оттес-

няться (в таких странах, как Италия, Голандия) ремеслом, ор-

ганизованным по новому принципу в мануфактурных мастерских -

"производственном механизме, органами которого являются лю-

ди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной

человеческой плоти, а его функции определяются теперь той

"точкой", которую он занимает в механизме: дальше или ближе

от исходной точки расположена "точка" функциональная.

Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенци-

альной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, ал-

горитма производства противостоит им. Образ процесса, его

"картина" задается геометрически.

Причиной коренного изменения характера предметной дея-

тельности является принцип машинного производства, а именно,

разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать

возникающие задачи посредством применения естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове

становится математической. В теоретическом отображении этой

деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к

потребности нового метода как метода математического и опре-

делившие логику формирования и развития новой теории, новой

науки.

"Математизация" деятельности, а вместе м тем и "математи-

зация" (алгоритмизация) метода,представляющиеся сегодня абс-

трагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху

представляла в самой своей первооснове единственно возможный

путь дальнейшего проникновения в более глубокий "слой" со-

держания, путь перехода к новой сущности.

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача ма-

тематизации физики.

Вот в чем суть того запроса, который постоянно ощущается

Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию

собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году

он уже обладал основными положениями последнего.

Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись к

небольшому числу простейших правил, посредством которых из

основных положений может быть выведено все богатство под-

вергшегося анализу материала.

Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе ре-

ального открытия. При этом он решает одну из ключевых проб-

лем диоптрики - проблему анакластической линии.

Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще

одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость

и возможность постоянной (как это формулируется в Новое вре-

мя-рефлективной) работы над собственным умом, необходимость

и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоян-

ного развития самой способности мыслить, открывать, изобре-

тать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Де-

карта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного

мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум сред-

невековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от са-

мого себя, это ум, отвечающий и историческому, и социально-

му, и техническому динамизму Нового времени.

Декартовское сомнение призвано снести здание прежней

традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы

тем самым расчистить почву для постройки нового здания -

культуры рациональной в самом своем существе. Антитрадицио-

нализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы гово-

рим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет

собой тип революционеров, усилиями которых и была создана

наука нового времени, но и не только она: речь шла о созда-

нии нового типа общества и нового типа человека, что вскоре

и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной сто-

роны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой

культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт:

"...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал

бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только

то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетли-

во, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению".

Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом

Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы

руководствоваться им также и в практической жизни, в своем

жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно,

должно ныне стать предметом сознательной и целенаправленной

воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен

контролировать историю во всех ее формах, начиная от строи-

тельства городов, государственных учреждений и правовых норм

и кончая наукой. Прежняя наука выглядит, по Декарту, так,

как древний город с его внеплановыми постройками, среди ко-

торых, впрочем, встречаются и здания удивительной красоты,

но в котором неизменно кривые и узкие улочки; новая наука

должна создаваться по единому плану и с помощью единого ме-

тода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что

применение последнего сулит человечеству неведомые прежде

возможности, что он сделает людей "хозяевами и господами

природы".

Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Де-

карт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укорене-

но в традиции; отбрасывая одни аспекты последней, Декарт

опирается на другие. Философское творчество никогда не начи-

нается на пустом месте.

Декартова связь с предшествующей философией обнаружива-

ется уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что

создание нового метода мышления требует прочного и незыбле-

мого основания. Такое основание должно быть найдено в самом

разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосоз-

нании. "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое досто-

верное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое

очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августином, в полеми-

ке с античным скептицизмом указавшим на невозможность усом-

ниться по крайней мере в существовании самого сомневающего-

ся. И это не просто случайное совпадение: тут сказывается

общность в понимании онтологической значимости "внутреннего

человека", которое получает свое выражение в самосознании.

Не случайно категория самосознания, играющая центральную

роль в новой философии, в сущности, была незнакома античнос-

ти: значимость сознания - продукт христианской цивилизации.

И действительно, чтобы суждение "мыслю, следовательно, су-

ществую" приобрело значение исходного положения философии,

необходимы, по крайней мере, два допущения. Во-первых, вос-

ходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в

онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувс-

твенным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всего

мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное

тело. Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное

христианством сознание высокой ценности "внутреннего челове-

ка", человеческой личности, отлившееся позднее в категорию

"Я". В основу философии нового времени, таким образом, Де-

карт положил не просто принцип мышления как объективного

процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно пе-

реживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которо-

го невозможно отделить мыслящего. "...Нелепо,- пишет Де-

карт,- полагать несуществующим то, что мыслит, в то время,

пока оно мыслит..."

Однако есть и серьезное различие между картезианской и

августинианской трактовками самосознания. Декарт исходит из

самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности,

рассматривая при этом субъект гносеологически, то есть как

то, что противостоит объекту. Расщепление всей действитель-

ности на субъект и объект - вот то принципиально новое, чего

в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая фило-

софия. Противопоставление субъекта объекту характерно не

только для рационализма, но и для эмпиризма XVII века. Бла-

годаря этому противопоставлению гносеология, то есть учение

о знании, выдвигается на первый план в XVII веке, хотя, как

мы отмечали, связь со старой онтологией не была полностью

утрачена.

С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декар-

та поиски достоверности знания в самом субъекте, в его само-

сознании. И тут мы видим еще один пункт, отличающий Декарта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать