Меценаты

место в России по рентабельности. Морозовские изделия вытесняли английские

ткани даже в Персии и Китае. В конце 1890-х годов на фабриках было занято

13,5 тысяч человек, здесь ежегодно производилось около 440 тысяч пудов

пряжи, почти два миллиона метров ткани.

Втайне Мария Федоровна гордилась сыном -- Бог не обделил его ни умом,

ни хозяйской сметкой. Хотя и сердилась, когда Савва распоряжался сначала по-

своему, как считал нужным, и лишь затем подходил: "Вот, мол, маменька,

разрешите доложить..."

Звездный шлейф

Помимо своих производственных побед, Савва одержал одну скандальную

победу на любовном фронте. В Москве он наделал много шума, влюбившись в

жену своего двоюродного племянника Сергея Викуловича Морозова -- Зинаиду.

Ходили слухи, что Сергей Викулович взял ее из ткачих на одной из

морозовских фабрик. По другой версии, она происходила из купеческого рода

Зиминых, и ее отец, богородский купец второй гильдии Григорий Зимин, был

родом из Зуева.

В России развод не одобрялся ни светской, ни церковной властью. А для

старообрядцев, к которым принадлежали Морозовы, это было не просто дурно --

немыслимо. Савва пошел на чудовищный скандал и семейный позор -- свадьба

состоялась.

Морозовым везло на властных, надменных, умных и очень честолюбивых

жен. Зинаида Григорьевна лишь подтверждает это утверждение. Умная, но

чрезвычайно претенциозная женщина, она тешила свое тщеславие способом,

наиболее понятным купеческому миру: обожала роскошь и упивалась светскими

успехами. Муж потворствовал всем ее прихотям.

Газеты подробно комментировали помпезное открытие нового морозовского

особняка (Спиридоновка,5 -- здесь сегодня устраивает приемы МИД) который

сразу же окрестили "московским чудом". Дом необычного стиля -- сочетание

готических и мавританских элементов, спаянных пластикой модерна -- сразу же

стал столичной достопримечательностью.

Личные апартаменты Зинаиды Григорьевны были обставлены роскошно и

эклектично. Спальня "Ампир" из карельской березы с бронзой, мраморные

стены, мебель, покрытая голубым штофом. Апартаменты напоминали магазин

посуды, количество севрского фарфора пугало: из фарфора были сделаны даже

рамы зеркал, на туалетном столике стояли фарфоровые вазы, по стенам и на

кронштейнах висели крохотные фарфоровые фигурки.

Кабинет и спальня хозяина выглядели здесь чуждо. Из украшений -- лишь

бронзовая голова Ивана Грозного работы Антокольского на книжном шкафу.

Пустые эти комнаты напоминали жилище холостяка.

Вообще, матушкины уроки не пропали даром. По отношению к себе Савва

Морозов был крайне неприхотлив, даже скуп -- дома ходил в стоптанных

туфлях, на улице мог появиться в заплатанных ботинках. В пику его

непритязательности, мадам Морозова старалась иметь только "самое-самое":

если туалеты, то самые немыслимые, если курорты, то самые модные и дорогие.

Доходило до курьеза. На открытии Нижегородской ярмарки Савва Тимофеевич

как председатель ярмарочного биржевого комитета принимал императорскую

семью. В ходе торжественной церемонии ему высказали замечание, что шлейф

платья его жены длиннее, чем у венценосной особы.

Савва на женины дела смотрел сквозь пальцы: обоюдная бешеная страсть скоро

переросла в равнодушие, а потом и в совершенное отчуждение. Они жили в

одном доме, но практически не общались. Не спасли этот брак даже четверо

детей.

Хваткая, с вкрадчивыми взглядом и надменный лицом, комплексовавшая из-

за своего купечества, и вся увешанная жемчугами, Зинаида Григорьевна

сверкала в обществе и пыталась превратить свой дом в светский салон. У нее

"запросто" бывала сестра царицы, жена московского генерал-губернатора

великая княгиня Елизавета Федоровна. Чередой шли вечера, балы, приемы...

Морозова была постоянно окружена светской молодежью, офицерами. Особым ее

вниманием пользовался А.А.Рейнбот, офицер Генерального штаба, блестящий

ухажер и светский лев.

Позднее он получил генеральский чин за борьбу с революционным движением. А

через два года после смерти Саввы Тимофеевича обвенчался с Зинаидой

Григорьевной. Надо думать, ее тщеславие было удовлетворено: она стала

потомственной дворянкой.

Роковая тезка

Ведя строгий счет каждому целковому, Савва не скупился на тысячные

расходы ради хорошего, по его мнению, дела. Он давал деньги на издание

книг, жертвовал Красному кресту, но его главный подвиг -- финансирование

МХАТа. Только строительство здания театра в Камергерском переулке обошлось

Морозову в 300 тысяч рублей.

В 1898 году МХАТ поставил спектакль "Царь Федор Иоанович" по пьесе

Алексея Толстого. Савва Морозов, случайно заехав вечером в театр, пережил

глубокое потрясение и с тех пор стал горячим поклонником театра.

Морозов не только щедро жертвовал деньги -- он сформулировал основные

принципы деятельности театра: сохранять статус общедоступного, не повышать

цены на билеты и играть пьесы, имеющие общественный интерес.

Савва Тимофеевич был натурой увлекающейся и страстной. Недаром

побаивалась матушка Мария Федоровна: "Горяч Саввушка!.. увлечется каким-

либо новшеством, с ненадежными людьми свяжется, не дай Бог".

Бог не уберег его от актрисы Художественного театра Марии Федоровны

Андреевой, по иронии судьбы -- тезки его матери.

Жена высокопоставленного чиновника А.А.Желябужского, Андреева не была

счастлива в семье. Ее муж встретил другую любовь, но супруги, соблюдая

приличия, жили одним домом ради двоих детей. Мария Федоровна находила

утешение в театре -- Андреева был ее сценический псевдоним.

Став завсегдатаем Художественного театра, Морозов сделался и поклонником

Андревой -- у нее была слава самой красивой актирисы русской сцены.

Завязался бурный роман. Морозов восхищался ее редкостной красотой,

преклонялся перед талантом и мчался выполнять любое желание.

|Из письма Станиславского|

|Андреевой: |

|"Отношения Саввы |

|Тимофеевича к Вам -- |

|исключительные... Это те|

|отношения, ради которых |

|ломают жизнь, приносят |

|себя в жертву... Но |

|знаете ли, до какого |

|святотатства Вы |

|доходите?.. Вы |

|хвастаетесь публично |

|перед посторонними тем, |

|что мучительно ревнующая|

|Вас Зинаида Григорьевна |

|ищет Вашего влияния над |

|мужем. Вы ради |

|актерского тщеславия |

|рассказываете направо и |

|налево о том, что Савва |

|Тимофеевич, по Вашему |

|настоянию, вносит целый |

|капитал... ради спасения|

|кого-то.... |

|Я люблю ваши ум и |

|взгляды и совсем не |

|люблю вас актеркой в |

|жизни. Эта актерка -- |

|ваш главный враг. Она |

|убивает в вас все |

|лучшее. Вы начинаете |

|говорить неправду, |

|перестаете быть доброй и|

|умной, становитесь |

|резкой, бестактной и на |

|сцене, и в жизни". |

Мария Федоровна вертела Морозовым, как хотела.

Андреева была женщина истерическая, склонная к авантюрам и приключениям.

Только театра ей было мало (а точнее, она была уязвлена несомненной

артистической гениальностью Ольги Книппер-Чеховой), ей хотелось театра

политического. Она была связана с большевиками и добывала для них деньги.

Позже охранка установит, что Андреева собрала для РСДРП миллионы рублей.

"Товарищ феномен", как называл ее Ленин, сумела заставить раскошелиться

на нужды революции крупнейшего российского капиталиста. Савва Тимофеевич

пожертвовал большевикам значительную часть своего состояния.

При его поддержке издавалась ленинская "Искра", большевистские газеты

"Новая жизнь" в Петербурге и "Борьба" в Москве. Он сам нелегально провозил

типографские шрифты, прятал у себя наиболее ценных "товарищей", доставлял

запрещенную литературу на... собственную фабрику. Именно в кабинете

Морозова бдительный конторщик подобрал забытую хозяином "Искру" и доложил

"куда следует". Савву Тимофеевича пригласил на беседу сам дядя царя,

генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Но и его

увещевания, очень напоминающие полицейский шантаж, все-таки не достигли

цели.

Не следует преувеличивать революционность Саввы Тимофеевича Морозова.

Как писал Марк Алданов, "Савва субсидировал большевиков оттого, что ему

чрезвычайно опротивили люди вообще, а люди его круга в особенности". Ему,

человеку европейского образования, претил старообрядческий уклад.

Славянофильство и народничество представлялись ему сентиментальными.

Философия Ницше чересчур идеалистической, оторванной от жизни. А вот

воззрения социал-демократов под влиянием обожаемой Машеньки и ее будущего

гражданского мужа Максима Горького Савва воспринял сочувственно.

Страстная, увлекающаяся, натура во всем идущая "до конца", "до полной

гибели всерьез". Рогожин в романе "Идиот" словно списан Достоевским с

Морозова -- или великий писатель знал сам тип талантливого русского

бизнесмена, скучавшего со своими деньгами, сходившего с ума от окружавшей

пошлости и тщеславия, и ставившего все в конце концов на женщину и на

любовь.

Русский богатей, как только он становится образован, влюбляется в роковую

интеллигентку, воплощающую для него культуру, прогресс и страсть

одновременно. И тут или он гибнет, не в силах преодолеть меркантильности

своего существования, или... становится интеллигентом.

Вот в Америке нет неразрешимых противоречий между капиталом и любовью. Там

капиталист, Билл Гейтс, к примеру, никогда не влюбится в коммунистку и уж

не станет по этому поводу страдать.

"Жалость унижает человека"

Трагедия началась с того, что Станиславский поссорился с Немировичем-

Данченко.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать