Меценаты

-”Я купцом родился, купцом и умру”,- ответил Третьяков явившемуся

обрадовать его чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью -

Почетный гражданин города Москвы.

И, кстати, передачу галереи городу Павел Михайлович хотел произвести

как можно более тихо, без всякого шума, не желая быть в центре общего

внимания и объектом благодарности. Но ему это не удалось и он был очень

недоволен.

Кроме занятия собирательством, Павел Михайлович Третьяков активно

занимался благотворительностью. Благотворительность для него была столь же

закономерна, сколь закономерным было создание национальной галереи.

Третьяков состоял почетным членом Общества любителей художеств и

Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы,

поддерживая все просветительские начинания. Он принимал участие во

множестве благотворительных актов, всех пожертвованиях в помощь семьям

погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войны. Стипендии

П.М.Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и

Александровском. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и

прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые

без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал

деньги своему доброму советнику и консультанту И.Н.Крамскому, помогал

бескорыстно В.Г.Худякову, К.А.Трутовскому, М.К.Клодту и многим другим.

Братьями - Павлом и Сергеем Третьяковыми - было основано в Москве Арнольдо-

Третьяковское училище для глухонемых. Попечительство над училищем,

начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни П.М.Третьякова и

после его смерти. В своем завещании Павел Михайлович предусмотрел огромные

капиталы для училища глухонемых. Для воспитанников училища Третьяков купил

большой каменный дом с садом. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они

воспитывались до 16-ти лет и выходили в жизнь, получив профессию. в

училище. Он подбирал лучших преподавателей, знакомился с методикой

обучения, следил, чтобы воспитанников хорошо кормили и одевали. В каждый

приезд в училище он обходил классы и мастерские в часы занятий, всегда

присутствовал на экзаменах.

После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по

его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году, после

Октябрьской революции, по подписанному В.И.Лениным декрету о национализации

галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей.

В период советской власти Третьяковская галерея пополнила свое

собрание не только картинами художников 18-19 веков из собраний других

коллекционеров, но и произведениями художников советского периода, такими

как: Кузьма Петров-Водкин, Юрий Пименов, Семен Чуйков, Аркадий Пластов,

Александр Дейнека, творческий союз Кукрыниксы и многие другие.

Обращаясь к ситуации современной России, трудно представить себе

человека, который мог бы заняться чем-то подобным. И дело даже не в том,

что это, как скажут многие, “не очень-то и нужно”, а в том, что сейчас

просто другое время, другие проблемы, другие задачи, которые необходимо

решать. Хотя и это утверждение не бесспорно.

В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым

днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности

человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо

заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о

прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как

это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.

Глава 4.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФОНДЫ,

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ

КУЛЬТУРУ.

Бизнес и культура могут принести большую пользу, если они будут

сотрудничать между собой. Это значит, если коммерческий сектор инвестирует

свои средства в культуру, поддерживая инновации в области культуры, то он

вносит вклад в развитие цивилизованной жизни на земле. Нынешняя

экономическая система взросла на культурной почве, которая развивалась

многие столетия. Она дала возможность развитию демократии, рыночных

отношений, социального обеспечения и общего благополучия. Культура, таким

образом, не предмет роскоши, а необходимость. В тех странах, где развитие

культуры было приостановлено, где на первом месте были политические цели,

остановилось также и развитие экономики. Таким образом, человечество должно

заботиться о всевозможном способствовании развитию культуры и искусства.

Особенно важно развитие культуры и искусства на международном уровне -

внутренняя политика (не говоря уже о внешней) того или иного государства

отражается не только на её гражданах, но и на мировой экономической

системе.

Сейчас эта заинтересованность проявляется с двух различных сторон. Во-

первых, это проекты интернационального масштаба на уровне правительств. К

этому уровню можно отнести регулярные конференции министров культуры стран

Европейского Сообщества, на которых определяются главные приоритеты и

культурные программы, финансируемые государственными органами, и такие

межгосударственные организации как ЮНЕСКО и Европейский Совет. Во-вторых,

это независимые частные фонды, которые в последнее время оказывают

финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также отдельным

художникам.[1]

Если государственные органы преследуют, как правило, политические

цели в поддержке того или иного проекта, то частные фонды свободны от

подобной политики. Так фонды, учредителем которых является крупная

компания, ставят перед собой цель чисто экономического содержания -

завоевание новых рынков. Более объективны фонды, учреждённые группой

предпринимателей и творцов европейского масштаба. Фонды, таким образом,

выступают как нечто среднее между государственной поддержкой и отдельными

спонсорами в области культуры. Необходимость их существования можно

доказать следующими аргументами:

I. Фонды, как правило, могут работать более гибко, чем государство. Они

могут осуществлять работу в качестве первооткрывателей и в случае

успеха показать дорогу государственной поддержке. Они могут в прямом

смысле “поддерживать” культурные начинания. Так, к примеру, в июле 1990

года “Juergen-Ponto фонд” (ещё до объединения Германии) вместе с Банком

Дрездена разработал и начал осуществлять проект по сотрудничеству между

20 архитекторами и градостроителями и 40 студентами из восточной и

западной части Германии. Результаты 11 рабочих групп отразились на

общественном мнении и имели важное значение для дальнейшей судьбы двух

немецких стран.

II. Фонды в основном не связаны с отдельными или групповыми интересами.

Перед ними стоят свои уставные цели, не связанные с предвыборными

кампаниями или зависимостью от своих акционеров. Это даёт возможность

фондам, задача которых - поддерживать творцов, сконцентрироваться в

первую очередь на художественных критериях. Конечно, руководство фонда

может определить для себя приоритеты в различных областях, но всё равно

художественные цели остаются первостепенными, чего не может себе

позволить бизнес. Отделы PR при выборе объектов спонсорской поддержки

ожидают прежде всего эффективной маркетинговой отдачи, не обращая

особого внимания на истинную художественную ценность проекта.

III. Фонды могут осуществлять долгосрочные проекты и преследовать

долгосрочные цели. Они не ориентируются, как коммерческие

предприниматели, в наше время стремительного роста компьютерных

технологий на краткосрочные периоды. Они не ставят перед собой цели,

как политики, успеть провести программы до новых выборов. Им не нужно

следовать веяниям моды. Таким образом, фонды могут инвестировать

средства, результат которых проявится в следующих десятилетиях или даже

в следующих поколениях. Это одна из важнейших причин, почему мы

нуждаемся в большем количестве фондов в области культуры и, особенно,

экологии. Как мы обходимся с окружающим миром, это ведь тоже

культурологический вопрос.

IV. Фонд отличается от бизнеса своими целями. Предприниматель может

поменять свою стратегию в зависимости от внешних условий, а

следовательно и стратегию спонсорской поддержки. Для бизнеса важен не

продукт, как результат труда, сам по себе, а доход от предприятия.

Другими словами, бизнес может поддерживать, а фонд должен поддерживать

культуру.

Фонды являются важным звеном в системе поддержки культурной

деятельности. Фонды, вне зависимости от политических и коммерческих

интересов, ставят перед обществом важные вопросы. Они стараются привлечь

внимание людей к проблемам общечеловеческого масштаба, заставляя

поразмыслить над этим. Постановкой вопросов они привлекают деятелей

политики, экономики и культуры. И наконец, они инвестируют необходимые

средства для осуществления и развития проектов.

Таким образом, поддержка культурных начинаний осуществляется с двух

сторон: межгосударственной и частной. В данной работе я хотел бы

более подробно остановиться на негосударственных фондах.

NORTHERN TELECOM

Поддерживаются.

Совместные проекты в области исполнительского и изобразительного искусства

посредством премии “Northern-Telecom-Arts-Europe”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать