вскрытие корреспонденции обусловливаются постановлением соответствующей
судебной инстанции, на которую возлагается и проверка в течение суток
оснований законности ареста, последовавшего по распоряжению полиции».
3) На пространстве всей России господствует административный произвол.
Попытка петербургских мировых судей проверять законность арестов встретила
резкое противодействие правительства. Законопроект о неприкосновенности
личности, обработанный г. Замысловским в смысле полной ее
прикосновенности, к счастью, застрял в Государственной думе.
4) Введение лишь во время воины или народных волнений исключительного
положения, которое предполагается одно вместо трех ныне существующих.
4) Ныне существует не три, а уже четыре. Кроме военного положений о
чрезвычайной и усиленной охранах администрации на всем протяжении империи
предоставлено право издания обязательных постановлений с администрационными
карами, что совершенно равносильно положению об усиленной охране. Хотя уже
давно нет ни войны, ни народных волнений, но в России нет ни одной
местности, которая бы управлялась только на основании общих законов.
5) Административную высылку в определенные места предположено совершенно
упразднить.
5) Процветает по-прежнему.
6) Бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской
единицы.
6) Таковой пока нет и, когда будет, неизвестно.
7) Образование особых земельных обществ исключительно для решения своих
земельных дел без всяких административных обязанностей.
7) По-прежнему сельское общество представляет хаотическое смешение
экономических, частно-хозяйственных и административных функций.
8) Меры против чрезмерного сосредоточения надельных земель в одних руках
и против чрезмерного дробления их, а равно к упрочению совершения на них
актов.
8) Законом 14 нюня 1910 г. запрещено сосредоточение и одних руках более 6
наделов и упрощено совершение актов. Мер против дробления нет.
9) Введение поселковых управлений.
9) Их нет
10) Уставы общественного призрения, о гужевых земских дорогах и временный
закон о передаче продовольственного дела в ведение земских учреждений.
10) Законами не стали. Во время голодной кампании 1911 г. земства от
продовольственного дела была устранены административными комитетами.
11) Земское представительство строится на принципе налогового ценза, что
расширяет круг лиц, принимающих участие в местной жизни; компетенция
органов самоуправления увеличивается передачей им целого ряда новых
обязанностей, а отношение к ним администрации заключается в надзоре за
законностью их действий
11) В жизни все по-старому, а отношение администрации даже к «правым»
земцам при П. А. Столыпине было не лучше, чем при Плеве, когда земства
слыли за оппозиционные учреждения.
12) Введение самоуправления на тех же общих основах с некоторыми
вызванными местными особенностями изменениями в Прибалтийском, Западном
крае и Царстве Польском.
12) Введены только, земские учреждения в шести западных губерниях на
основании ст. 87 с нарушением Основных законов.
13) Законы о губернском н уездном управлениях.
13) Пока все по-старому.
14) Жалобы на административных и выборных должностных лиц и учреждения
будут рассматриваться административно-судною коллегией с соблюдением форм
состязательного процесса.
14) Пока все по-старому.
15) Земские начальники упраздняются.
15) Благополучно существуют.
16) Преобразование полиции в смысле объединения полиции жандармской и
общей.
16) Пока все по-старому. Даже в проекте обе полиции, в сущности, остаются
раздельными.
17) Производство политических дознаний передается власти следственной.
17) В области мечтаний. В жизни господствует охранка и ее герои.
18) Новый полицейский устав.
18) Действует устарелый устав «О предупреждении и пресечении
преступлений», и даже не он, а положения об усиленной охране и обязательные
постановления.
19) Отмена волостных судов.
19) От этой мысли отказалось в Государственном совете и министерство П.
А. Столыпина.
20) Местный суд мировых выборных судей.
20) Проект прошел через Государственную думу и застрял, кажется
безнадежно, и в Государственном совете
21) Проект о гражданской и уголовной ответственности служащих,
действительно обеспечивающий начала уголовной н имущественной
ответственности служащих.
21) Только проект... Обсуждение его в Государственной думе состоялось
только после смерти П. А. Столыпина.
22) Проект об увеличении содержания должностным лицам судебного
ведомства.
22) Осуществлен.
23) Допущение защиты на предварительное следствие.
23) Проведение законопроекта разбилось о Государственный совет при
бездействии правительства.
24) Установление института условного осуждения.
24) То же самое.
25) Установление условного досрочного освобождения.
25) Законопроект прошел все стадии. В 1911 г. был применен к 12 353
осужденным.
26) Введение в полном объеме нового уголовного уложения по согласовании
его с новыми законоположениями.
26) Пока все по-старому.
27) Проекты охранительного судопроизводства, вотчинного устава с
ипотечной системой.
27) Пока все по-старому.
28) Широкое развитие и организация кредита земельного, мелиоративного
и переселенческого.
28) Кое-что в этой области делали, но о «широком развитии» говорить
смешно.
29) Положение о землеустройстве.
29) Сделалось законом.
30) Реорганизация землеустроительных комиссий.
30) Произведена
31)Ограничение административного вмешательства в отношения промышленников
и рабочих при предоставлении как тем, так и другим необходимой свободы
действий через посредство профессиональных организаций и путем
ненаказуемости экономических стачек.
31) Организации промышленников, действительно, не стесняются. Организации
рабочих систематически разрушаются. Ненаказуемость экономических стачек
администрацией толкуется в том смысле, что рабочие не предаются суду, а
высылаются в административном порядке.
32) Страхование рабочих в случаях болезни, увечий, инвалидности и
старости и организация врачебной помощи.
32) Реального при П. А. Столыпине не сделано было ничего.
33) Ограничение рабочего времени малолетних и подростков и запрещение им
и женщинам производства ночных и подземных работ.
33) Пока все по-старому.
34) Понижение продолжительности труда взрослых рабочих.
34) Пока все по-старому.
35) Закрытие порто-франко на Дальнем Востоке.
35) Эта мера осуществлена.
36) Постройка Амурской дороги.
36) Производится, хотя и с запозданием и с перерасходами против
первоначальных планов.
37) Школьная реформа на всех ступенях образования на началах непрерывной
связи низшей, средней и высшей школы, но с законченным кругом знаний на
каждой из школьных ступеней.
37) От этого демократического плана министерство отказалось еще после
замены Кауфмана Шварцем (министры народного образования)
38) Общедоступность и. обязательность начального обучения для всего
населения.
38) Оба правительственных проекта — и об ассигновании средств на
всеобщее обучение и об организации начальной школы прошли через
Государственную думу, но погибают в Государственном совете.
39) Реформа средней школы.
39) О ней ничего не слышно
40) Реформа высшей школы с укреплением начал указа 28 августа 1905 г.
40) Проект университетского устава взят из Государственной думы обратно.
Автономия (указ 28 августа) «разъяснена». Правительствующим сенатом и
министерскими циркулярами.
41) Рассмотрение бюджета,
41) Единственная область, в которой наладилась согласованная работа
правительства и народных представителей, быть может, вследствие
ограниченности прав Государственной думы.
42) Подоходный налог.
42) Застрял в финансовой комиссии Государственной думы и едва ли оттуда
выберется.
43) Передача органам самоуправления некоторой части нынешних
государственных доходов.
43) И в этой области реального пока ничего ни сделано».
Таков баланс законодательного обновления России при П. А. Столыпине.
А.И. Гучков (один из лидеров партии октябристов объяснял этот
сокрушительный провал сопротивлением реакции и недостаточным мужеством
Столыпина. В своих показаниях, данных Чрезвычайной следственной комиссии
Временного правительства 2 августа 1917 года, он говорил: «Здесь
определяются как бы три гнезда этих реакционных сил: во- нерных, …
придворные сферы, во-вторых, группа бюрократов, которые устроились в виде
правого крыла в Государственном совете, и, в-третьих... так называемое
объединенное дворянство... Таким образом, видимой власти Столыпина
приходилось вести тяжкую борьбу и сдавать одну позицию за другой. Это были
ошибочная политика компромисса, политика, стремящаяся путем взаимных
уступок добиться чего-нибудь существенного. Может быть, надо было
послушаться моих советов, дать бой и порвать с этими веяниями... Столыпин
умер политически задолго до своей физической смерти».
Но в данном случае важнее другое: как Гучков объяснял причины
недовольства реакции Столыпиным. Ведь, в самом деле, это выглядит на первым
взгляд странно: человек точно таких же правых устремлений, как и его
.оппоненты, проводивший, как авторитетно подтвердил Крыжановский, их же
собственную программу, недавний кумир и надежда «верхов» и всего правого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8