Политический портрет Витте

действовавших к началу XX века предприятий и было построено столько же

железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение

которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия но важнейшим

экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам,

заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с

Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и

особенно но душевому потреблению оставалось eще весьма значительным 1 '.

Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко

противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального

развития страны средства и условия, порожденные. феодальной природой

существовавшей в России системы государственного управления. Проводившаяся

им политика государственного вмешательства в экономику чаете оправдывалась

необходимостью поддержки неокрепшей еще частной инициативы. Но в

действительности это вмешательство далеко выходило за пределы помощи

частному предпринимательству и фактически нередко становилось препятствием

его естественного развития, тормозя процесс роста капитализма «снизу».

Консерватизм виттевской системы состоял и в том, что она на деле

способствовала укреплению экономической базы реакционнейшего

абсолютистского режима.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее

место в деятельности министерства финансов занимала проблема

взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III

политика правительства в этой области, отражая общую направленность

социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительный характер.

Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между

фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих

законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно

реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60

губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также

контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением

документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и

наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным

инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до

сведения министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неустройствах

на фабриках, которые могут породить беспорядки»

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и

торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3

политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или

реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе

знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ

торгового мореплавания.

Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характер

правительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечного

движения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственных

элементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь и отношения

между трудом и капиталом во имя «отвлеченных или заведомо ложных идей...

совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни». «В нашей

промышленности, отмечал он в циркуляре фабричным инспекторам от 5 декабря

IS*),") года, - преобладает патриархальный склад отношений между хозяином и

рабочим. Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливости

фабриканта о нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях о

сохранности лада и согласия, в простоте и справедливости во взаимных

отношениях. Когда в основе таких отношений лежит закон нравственный и

христианские чувства, тогда не приходится прибегать к применению писаного

закона и принуждения» .

Вскоре, однако, рассуждения об особом укладе русской жизни и патриархальных

отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают в документации

министерства финансов. Это и понятно: они никак не увязывались с виттевской

программой индустриализации страны и его новыми представлениями о путях ее

развития. К тому же рост забастовочного и революционного движения служил

достаточно убедительным доказательством несостоятельности его прежних

представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно

нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь

усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии

Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на

предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших

трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня

1903 году), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост

(10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом

вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, видимо,

рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности,

начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных

отношений.

Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою

очередь, полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее

полицейские функции. Витте удалось ''держать за собой общее руководство

фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и

горнозаводским делам присутствии - межведомственном органе, созданном в

1899 году. Но на местах инспектора оказались в подчинении губернаторов, что

было вынужденным компромиссом. Оказались урезанными и принятые законы, что,

как отмечал впоследст нпи Витте, послужило причиной обострения социальной

напряженности. В целом его, конечно, никак нельзя заподозрить в особом

благоволении к рабочим. Как вспоминал в заметке-некрологе Н. Ланговой, вице-

директор департамента торговли и мануфактур, «в деле организации рабочего

труда он терпеть не мог «крайностей» но поводу «утрирования» гигиены

труда...». Но в то же время он отчетливо осознавал опасность отставания в

этой сфере от законодательства передовых стран Занада.

Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики,

хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем

своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало

усилий но обеспечению помещиков средствами для модернизации их имений.

Продолжая линию своих предшественников, он активизировал деятельность

кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским хозяевам. За

1895-1905 годы объем долгосрочных ссуд, выданных ипотечными банками под

залог земли, превысил миллиард рублей. К выдаче краткосрочных кредитов

(соловексельных, подтоварных и т. п.) помимо Государственного банка были

привлечены частные кредитные учреждения (акционерные банки, общества

взаимного кредита). Условиями кредита и строгим контролем за их выполнением

Витте пытался форсировать капиталистическую перестройку помещичьих

хозяйств. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков,

последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев и т. д. шел

крайне медленно.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником

консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные

меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в

российской деревне. Так, в 1893 году он выступал горячим сторонником указа

о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. По его мнению,

«общинное землевладение наиболее способно обеспечить крестьянство от нищеты

и бездомности» . Вместе с тем он считал, что положение крестьянства не так

уж и тягостно, как это описывалось в литературе. Даже голод 1891 года он

склонен был приписать изъянам статистики.

Однако но прошло и пяти лет, как Витте понял, что тяжелое экономическое

положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в

свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок

промышленности. Выход из обострявшегося кризиса он видел в ликвидации

правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской

неполноправности. В октябре 1898 года он обращается к Николаю II с

запиской, в которой уговаривает царя «завершить освобождение крестьян»,

сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных

властей и общины. Проведение реформы сулило, по его расчетам, блестящие

перспективы — 3—4 миллиарда рублей ежегодных поступлений бюджетных доходов,

что укрепило бы мощь России .

Но предложение главы финансового ведомства создать специальную комиссию по

этому вопросу тогда не было принято. Царь даже не ответил на его обращение.

Это и понятно. Дела, казалось, шли блестяще, экономическая конъюнктура шла

в гору. И Витте пришлось временно отступить. Когда государственный

секретарь А. А. Половцев в апреле 1900 года в частной беседе напомнил ему о

записке, тот ответил, что сомневается, «чтобы нашелся человек, который

решился бы произвести необходимый для экономического подъема переход от

общинного владения к подворному» . Лишь разразившийся финансовый и

промышленный кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские

выступления 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний

для пересмотра крестьянского законодательства и выработки мер по подъему

сельского хозяйства.

Витте возглавил один из важнейших таких межведомственных органов — Особое

совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902—1905 годы),

сыгравшее заметную роль в разработке нового курса аграрно-крестьянской

политики правительства. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и

отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными помещичьими и

бюрократическими кругами, настроения которых выражала Редакционная комиссия

по пересмотру крестьянского законодательства, возглавлявшаяся тем же В. К.

Плеве, ставшим к тому времени министром внутренних дел. Борьба между ними

шла с переменным успехом, носила подчас ожесточенный характер, с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать