Реформаторская деятельность Екатерины II

важного для того времени вопроса. Уже в Уложенной комиссии дворяне

выступали с требованием передать в их руки управление на местах, и теперь

императрица решила пойти им навстречу. Согласно «Учреждениям», целый ряд

должностей местной администрации — заседатели судов разных ступеней, в том

числе совестного, уездные судьи, земские капитан-исправники и др. —

замещались выборными из местных дворян. Казалось, что таким образом дворяне

станут, с одной стороны, хозяевами в своих губерниях, а с другой — вышедшие

после 1762 года в отставку помещики смогут получать дополнительные средства

к существованию, почти не выезжая из своих имений. Но Екатерина не забывала

и об интересах страны. Фактически так удавалось вернуть дворян на

государственную службу и заполнить многочисленные административные

должности, которые в ином случае рисковали остаться вакантными. При этом

дворянская сословная организация как бы становилась частью государственного

аппарата, поскольку все дворянские должности, включая предводителя

дворянства, соотносились с Табелем о рангах и получали определенный

классный чин.

Екатерина понимала, что только издать новый закон мало, и, как могла,

зорко следила за судьбой своего детища. «Князь Александр Алексеевич! —

пишет она Вяземскому в ноябре 1775 года. — Всуе будет всякое доброе

учреждение, ежели не падет жребий исполнения онаго на людей совершенно к

тому способных. На сем основании возвращаю я доклад от Сената... о чинах,

помещаемых в палаты судные Тверскаго и Смоленскаго наместничеств. Я не

могла оной утвердить потому, что не вижу я тут людей, искусившихся в делах

ею родов, к коим они определяются. ... Я чаяла, что выбор оных

соответствовать будет лучшей моей надежде и что к сим местам взыщутся

искуснейшие из членов Юстиц - и Вотчинной коллегии, с коих Сенат лучше

знать может. И ради сего еще раз я хочу повторить вам мое желание,.. чтобы

из сих обоих мест в председатели палат и верхнего земского суда избраны

были достойные люди, а хотя и из других, но конечно такие, что уже на деле

в своих способностях испытаны... должно во оные ко исполнению частных

должностей избрать умеющих, а не людей, что в делах новы и упражнялись во

всю жизнь в иных званиях».

Одним из важнейших последствий введения «Учреждений» было значительное

увеличение армии чиновников, которые все больше превращались в

самостоятельную и грозную политическую силу. Укрепление аппарата

управления, а следовательно, бюрократизация страны соответствовала

представлению о том, каким должно быть регулярное государство. Но его

конструкция оставалась еще далеко не завершенной. В 1782 году появился ее

новый важный элемент — «Устав благочиния», еще один плод увлечения

императрицы законотворчеством.

Если согласно «Учреждениям», страна была разбита на губернии, губернии

— на уезды, и в каждом посажено по доброй дюжине разных начальников, то

теперь дошла очередь и до городов. Каждый из них был разделен на части, а

те — на кварталы. В каждой городской части — по 200— 700 дворов и частный

пристав, в каждом квартале — 50—100 дворов и квартальный надзиратель с

квартальным поручиком. Над всеми ними возвышается городская управа

благочиния, где заседают городничий, два пристава и два ратмана. Управа

имеет «бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и

порядок», к чему относятся контроль за торговлей, поимка беглых, починка

дорог, улиц и мостов, борьба с азартными играми, строительство бань, разгон

не разрешенных законом «обществ, товариществ, братств и иных подобных

собраний».

Непосредственный вершитель полицейского надзора в городе — частный

пристав. Именно он следит за порядком и, в частности, за тем, чтобы не

происходило несанкционированных «сходбищ и скопищ», советуя обывателям в

таких случаях разойтись по домам и «жить покойно и безмятежно». Как обычно,

Екатерина не забыла и о мелочах. «Устав благочиния» предписывал в каждом

квартале поставить специальный столб для развешивания объявлений. Столб

этот — в сущности, один из органов управления, некий «информационный

центр», при помощи которого городские, да и более высокие, власти сообщают

подданным, как им надлежит жить.

Особую прелесть новому закону придавало «зерцало управы благочиния» —

своего рода моральный кодекс и полицейского и рядового гражданина.

Начинался он семью наказами, повторявшими хорошо знакомые русским людям

христианские истины:«Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь. Не токмо

ближнему не твори лиха, но твори ему добро коли можешь.« Кто ближнему

сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит

её по возможности. В добром помогите друг другу веди слепого, дай кровлю

неимеющему, Haпри жаждущего. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи

падающему. С пути сошедшему указывай путь» Причисленные к законам, эти

истины, которые прихожане привыкли слышать с церковного амвона, обретали

силу юридической нормы, подкрепленной авторитетом высшей власти. Так

императрица брала на себя еще одну заботу просвещенного монарха —

воспитывала подданных.

Жалованные грамоты.

Прошло еще три года, и 21 апреля 1785 год на свет явились сразу два

важнейших закона. На сей раз названные «жалованными грамотами» — дворянству

и городам. Дата была избрана не случайно. Это был день рождения

императрицы, Екатерина как бы сама себе преподносила подарок, подчеркивая

тем самым значение этих документов. И действительно, на долгие годы им

суждено было стать краеугольным камнем российского законодательства, ибо на

сей раз государыня добралась до решения самой сложной из поставленных задач

— создания законодательства о правах отдельных сословий. Сложной это задача

была потому, что никто до Екатерины не закреплял в законах права и

обязанности сословий, хотя процесс начался еще при Петре I и закончился при

Екатерине. Грамота подтверждала дарованное Манифестом 1762 года право

дворян служить или не служить по своему выбору, и в том числе наниматься на

службу в иностранных государствах. Закреплялись и все права дворян на

наследственные и благоприобретенные имения, причем первые не

конфисковывались даже у самых закоренелых преступников, а передавались их

наследникам. Уточнялось также, что дворянин владеет не только самой землей,

но и ее недрами. Специальной статьей дворянам разрешалось «иметь фабрики и

заводы по деревням». Помещичьи дома в сельской местности освобождались от

постоя войск, а сами дворяне — от всех видов податей.

Помимо созданных еще «Учреждениями» 1775 года уездных дворянских

собраний, создавались и губернские, которым придавался статус юридического

лица. Им вменялось в обязанность составление губернских родословных книг из

шести частей. В первую вносились роды, получившие дворянство по царскому

указу, во вторую — выслужившие дворянское достоинство военной службой, в

третью — гражданской, в четвертую вписывались дворяне иностранного

происхождения, в пятую — титулованное дворянство, и, наконец, в шестую —

старинные дворянские роды.

Почти всеми включенными в грамоту правами и привилегиями дворянство

уже фактически обладало, но за их оформление в виде закона оно боролось с

петровских времен. Грамота завершила длительный процесс правового

оформления статуса дворянства и стала основой всего последующего

законодательства в этой области вплоть до Октябрьской революции. Но

ошибочно думать, что, ублажая дворян, Екатерина забыла о государственном

интересе. И далеко не все, на чем настаивало дворянство, нашло отражение в

грамоте. Прежде всего уже само название нового акта — «грамота» — имело

двоякий смысл. С одной стороны, подчеркивался фундаментальный характер

этого закона, с другой — зависимость дворянства от монаршей воли. Права и

привилегии дворянства, хоть и заслуженные ратными подвигами, объявлялись не

естественно присущими этому сословию, а пожалованными свыше государем.

Таились в тексте грамоты и иные хитрости. Так дворянин, конечно, мог и не

служить, но если уж он избирал праздность, то лишался голоса в дворянском

собрании. Что касается промышленных предприятий, то четко говорилось лишь о

праве заводить их в сельской местности, в городах же, как глухо упоминалось

в Жалованной грамоте, дворянам дозволялось покупать дома «и в оных иметь

рукоделие».

Иной характер, нежели грамота дворянству, носила Жалованная грамота

городам. Значительно более объемная, она охватывала и более широкий круг

вопросов. И рассматривались в ней не только личные права городского

населения, но и организация и деятельность купеческих гильдий, ремесленных

цехов и органов городского самоуправления. Но при этом система прав и

привилегий, которыми наделялись третье сословие и дворянство, были

максимально сближены. «Городские обыватели», или мещане, как их называет

грамота, образуют градское общество, наподобие дворянского собрания,

которому также приданы статус и права юридического лица. Если в дворянском

собрании права голоса лишается дворянин, никогда не служивший, то в

градском обществе — мещанин, не имеющий собственности или капитала.

Градское общество заводит городовую обывательскую книгу, подобную

родословной дворянской и тоже из шести частей. В первую заносятся лица,

владеющие в городе недвижимостью, во вторую — гильдейское купечество, в

третью — зарегистрированные ремесленники, в четвертую — иностранцы, в пятую

— именитые граждане (те, кто более одного раза занимал выборные должности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать