Шарль Морис Талейран

истории предполагает изучение Новой истории в 7м или 8м классах, а также

в 10м классе, как повторительно-обобщающий курс.

Таким образом, в данных учебных пособиях упоминаний о Талейране

либо вообще нет, либо они столь ничтожны, что столь малая информация не

может раскрыть всю многогранность и выдающиеся способности Шарля-Мориса

Талейрана, а дать материал большего объема не позволяют рамки урока. Но

историю нового времени, а именно историю Франции, можно изучать сквозь

призму жизни и деятельности Талейрана. Проанализировав эти учебные

пособия с точки зрения использования материалов дипломной работы на

уроках по новой истории, я пришла к выводу, что возможно использование

отдельных глав дипломной работы:

Глава II пункт 1 «Епископ Отенский и революция»

Глава IV «Вершина дипломатической деятельности Талейрана. Венский

Конгресс».

Например, в первом параграфе учебника В.О. Пунского, А.Я.

Юдовской[216] «Франция в XVIII века» в пункте «Сословный строй» можно

рассмотреть сословия и дворянство на примере жизни Ш.М.Талейрана. Так

как он сам происходил из Дворянского сословия, но многие годы принадлежал

к духовенству, поэтому его биография изобилует множеством интересных

фактов, связанных с жизнью этих сословий.

При изучении темы «Крушение Империи Наполеона. Венский Конгресс», эта

тема присутствует во всех учебниках, я бы провела не совсем обычный урок

с опережающим заданием. Это урок - ролевая игра «Суд над судьбой

Франции».

Перед тем, как приступить к изучению темы, связанной с Империей

Наполеона, я бы предупредила детей, что будет проведен урок подобного

типа, который

будет и зачетным по теме уроком. Необходимо с самого начала разделить

детей на 4 группы, каждой группе дается определенное задание:

1 группа: Представители обвиняемой страны (подсудимые-защитники).

Здесь и Наполеон, и Талейран, и представители Бурбонов.

Задание: собрать все необходимые для защиты доводы. Ваша цель -

спасти страну, оставив ее неделимой любой ценой.

2 группа: Представители стран – победительниц (Обвинители) Здесь

представители России (Александр I), Австрии (Карл Гарденберг) и Англии

(Роберт Каслри).

Задание: Ваша цель доказать вину Наполеона и наказать страну за эту

провинность.

3 группа: Группа присяжных заседателей, кто должен вынести вердикт.

Здесь достаточно 4х человек.

Задание: Подготовить результаты Венского конгресса, объявив их также

в игровой форме.

Еще необходимое условие: каждый ученик должен участвовать на

«Конгрессе». Также если в школе есть театральный клуб, то можно данный

урок даже сделать костюмированным. Подобные уроки направлены не только на

изучение нового материала, но также на повышение мотивации изучения

истории, на развитие творческих способностей ребят, на Развитие умений

отстаивать свое собственное мнение.

Необходимо отметить, что материалы дипломной работы можно

использовать на протяжении всего изучения темы. Здесь надо помнить только

о том, чтобы не переборщить, и учитывать психологические способности

учащихся. Результативность подобного комбинирования информации диплома и

учебника во многом зависит от опыта, творческих способностей и желания

учителя разнообразить уроки истории новыми формами работы, новой

информацией, ведь жизнь этого талантливого человека не может не

заинтересовать учеников при правильном изложении материала.

2. Методика использования материалов дипломной работы в школьном

курсе «История России»

Некоторые моменты из жизни и деятельности Талейрана можно

использовать не только на уроках по Новой Истории, но также в школьном

курсе «история России ХIХ в », который проходится в 8м и 10м классах. По

истории Отечества существует также великое множество учебных пособий,

рекомендованных для обучения в общеобразовательной школе. Я смогла

обнаружить несколько учебников по истории России и проанализировала их.

Е.Н. Захарова «История России XIX – начала XX в » М.,1998 Уч. Для 8-

го класса средней школы.

Данный учебник очень интересен с точки зрения построения материала.

Много цветных иллюстраций, вопросы для обсуждения и тексты источников

выделены отдельным шрифтом (что удобно для зрительного восприятия). В то

же время курсивом выделены даты и понятия. Вопросы к каждому параграфу

помогают учащимся: 1) ставить цели и задачи урока, 2) задавать логические

задания и создавать проблемные ситуации, 3) выносить наиболее сложные

вопросы по мере необходимости в качестве письменных домашних заданий, 4)

проводить аналогии между отдельными событиями, 5) нацеливать на изучение

новых тем.

В главе I «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 4 «Внешняя

политика. Начало войны 1812г.» и 5 «Отечественная война 1812г.»

рассмотрены русско-французские отношения в 1805-1807гг. и в 1812-1815гг.

Подробно рассмотрена встреча двух императоров в Тильзите, даже даны

выдержки дневника Александра I о ходе встречи. Подробно описаны цели

каждого из императоров, обстоятельства встречи, условия договора и

результаты переговоров. Хотя упоминания об имени Талейрана нет (только

говорится о том, что проект договора в Тильзите был составлен министром

иностранных дел Наполеона).

Учебник А.А Даниловой, Л.Г. Косулина «История России XIX в»

М.,2000 //для 8-го класса

Учебник предлагает на рассмотрение ряд проблем истории России 19-го

века; содержит выдержки из источников, краткие сведения об отдельных

исторических личностях, вопросы заставляют не только воспроизводить

материал учебника, но и обсуждать наиболее важные вопросы истории. В

конце каждого параграфа есть словарь слов и понятий, необходимых для

запоминания.

Информация и о Тильзите, и о Венском Конгрессе ничтожно мала.

Упоминание только о «добрых» намерениях Александра I, а на значительный

вклад в развитие русско-французских отношений Ш.М. Талейрана нет даже

намека.

И.А.Федосов «История Отечества 8 класс» М.,1991

Авторы учебника освещают историю XIX века. Хорошим помощником в

преподавании являются иллюстрации, разнообразные по содержанию, жанровой

принадлежности, технике исполнения. На форзацах учебника выделены

основные даты курса. В конце параграфа есть тексты источников для

обсуждения.

В главе I параграфе 1 «Внутренняя и внешняя политика самодержавия

1801-1812гг.» на стр.11 рассказывается о причинах заключения Тильзитского

мира и его последствиях для России, а вот о ходе переговоров, а

следовательно и упоминаний о деятельности Талейрана нет. В параграфе 4 «

Подъем народной войны. Наступление русской армии» есть только замечание,

что «в конце 1814г. в Вене был созван мирный конгресс, который должен был

определить послевоенные границы европейских государств». Больше никаких

упоминаний о деятельности Венского конгресса, не говоря о дипломатической

деятельности Ш.М. Талейрана.

«История России 1682-1861» // О.В.Волобуева М.,1996

Учебное пособие по истории России XVII – первой половины XIX века

содержит принципиально новые подходы к изучению и интерпретации событий

этого времени. Значительная часть вопросов и заданий ориентирована на

творческую работу с учебником, развитие исторического мышления

школьников, на формирование у них, предусмотренных программой умений и

навыков.

События первой половины XIX века рассмотрены в главе VI «Мечты и

реальность в царствование Александра I (1801-1825)». В параграфе 36

«империя против империи» на стр.352-353 очень обстоятельно рассмотрены

переговоры в Тильзите. И опять-таки о Талейране и его участии в этих

переговорах ни слова. А в параграфе 39 «Россия в Европе» довольно

подробно освещено подписание Парижского мирного договора, к которому

Талейран имел непосредственное отношение.

«История России с древнейших времен до середины XIX века» // В.А.

Федорова Учебник для 10го класса средней школы.

Авторы учебника очень подробно изложили историю России этого периода;

в основе изложения проблемный метод. В учебнике учтены новейшие

достижения исследовательской литературы по отечественной истории. Учебник

отличают новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов.

Глава 2 посвящена событиям внутренней и внешней политике первой

половины XIX века. В параграфе 2 рассмотрены основные вехи внешней

политики того периода. На стр.52-53 подробно рассмотрена встреча в

Тильзите. Но никаких имен кроме Александра I и Наполеона опять-таки нет,

а вот на стр.54-55 даже есть пункт « Русско-французские отношения 1808-

1812гг.». Это единственное учебное пособие по истории России, в котором

есть упоминание о свидании двух императоров в Эрфурте и участии там Ш.М.

Талейрана. Упоминается имя Талейрана и при описании Венского Конгресса и

участии его при составлении Парижского Мирного Договора.

В.И. Буганов, П.Н.Зырянов «История России конец XVII-XIX века. 10

класс» М.,1997

Материал учебника доступен для понимания в 10м классе. Методический

аппарат составлен с учетом современных дидактических, психологических и

методических требований. Основная цель вопросов и заданий –

активизировать мыслительную деятельность учащихся - достигнута. Но ни

необходимые для запоминания даты, ни понятия никак не выделены в тексте

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать