Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса. Реферат.
Содержание.
+------------------------------------------------------------------------+
| | Введение | 3-4 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| Глава 1. | Исторический очерк учений Томаса Гоббса. | 5 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 1. | Биография Томаса Гоббса | 5-11 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 2. | Основные идеи Томаса Гоббса | 11-28 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| Глава 2. | Что есть государство? Его сущность и механизм. | 29 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 1. | Почему возникает государство? | 29-35 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 2. | Реализация функций государства. | 35-44 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 3. | Что разрушает государство? Каким оно должно быть, | 44-53 |
| | чтобы спастись от разрушения. | |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| Глава 3. | Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса. | 54 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 1. | Основные направления английской политической и | 54-58 |
| | правовой мысли. | |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| 2. | Государство по Джону Локку. | 58-65 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| | Заключение. | 66-67 |
|----------+-----------------------------------------------------+-------|
| | Список использованной литературы. | 68-69 |
+------------------------------------------------------------------------+
Введение.
Данная дипломная работа посвящена изучению правовых и политических
мышлений великого английского философа Томаса Гоббса. В своих
произведениях “О гражданине” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в
систематическом виде разработал светскую теорию политической власти,
государства и права. В познавательном аспекте данное учение было
направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на
государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на
обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать
революционные страсти и обеспечить прочный мир.
В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство
боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией,
“Левиафан” оказался спроецированным, прежде всего на оправдание
буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.
Политическое и правовое учение Гоббса покоится на
философско-методологических порциях механистического материализма,
детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную
направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей
политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и
войн, благоденствию всех людей.
Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества
и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда
пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не
сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и
философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали
идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих
ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но
всё-таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в
эпоху научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже
самые утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.
Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят лет тоталитаризма,
может в начале XXI века снова вернуться к этому строю. И поэтому очень
важно рассмотреть основы идеального тоталитарного государства в трудах
философов и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являются образцом
представления о тоталитарном государстве, его законах, государственных
служащих, правах и обязанностях суверена и гражданина. Но надо отдать
должное, что Томас Гоббс использовал в своих работах идею общественного
договора.
Глава 1. Исторический очерк учений Томаса Гоббса.
1.Биография Томаса Гоббса
Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных
наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся
тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и
по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувшие естественные
науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место
принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588 - 1979). Как и
большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно
был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в
Англии и некоторых других странах Европы. Субъективно же он считал себя
бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду.
«Желание знать, почему и как, - писал Гоббс, - называется
любознательностью, это желание не присуще ни одному живому существу, кроме
человека, так что человек ни одним лишь разумом, но также этой
специфической страстью отличается от всех других животных, в которых
желание пищи и других удовольствий ощущения благодаря своему доминированию
подавляет заботу о знании причин, являющемся умственным наслаждением. Это
последнее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания,
превосходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения».
Только присущая Гоббс самозабвенная преданность науки и философии
позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии,
которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до
наших дней.
Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери,
одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге
Англии. Его мать была крестьянского происхождения, отец - сельский
священник, его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно
распространенным в этом графстве. Первоначально Гоббс получил свое
образование в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего
возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую
склонность к учебе его определили в городскую школу, где он с успехом
продолжал свое образование. К 14-ти годам Гоббс обладает древними языками
настолько, что переводит «Недею» Еврепида в стихах на латинский язык. В
15-ть лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает
университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работе
и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих
философских и научных умов того века - Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и
другим - Гоббс в дальнейшем не был связан с университетами.
После окончания университета Гоббс становится воспитателем одного из
знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи
среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В
научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре
поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в
общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому
мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с её
виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в
Италию в 1646 году) и принять самое активное участие в обсуждении
важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса
складываются принципы его собственного учения.
Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640 года,
которое в течение нескольких лет распространялось в рукописи (дальнейшем в
1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений, из которых
первое получило названии «Человеческая природа», а второе «О политическом
теле»). На всестороннюю дальнейшую разработку философской системы Гоббса,
повлияли события связанные с конфликтом, связанные с английским
парламентом и королем, а затем и события Английской революции. Эти события
в общественной жизни Англии стимулировали интерес Гоббса к
общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и
публикацию своего сочинения «О гражданине», задуманного им как третья
часть своей философской системы, но опубликованного ранее остальных
частей, ещё в 1642 году. Основная идея этого произведения сводилась к
доказательству того, что абсолютный суверенитет государства составляет
одну из главных предпосылок спокойной жизни граждан, избавляя их от
опасностей гражданской войны (которая начиналась тогда в Англии между
сторонниками парламента). Вместе с тем произведения Гоббса было направлено
против церковников, ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что
церковь, неправильно истолковавшая свои прерогативы, становится одним из
наиболее опасных источников гражданской смуты. Продолжая углублять и
обдумывать эти общественнополитиеские идеи, Гоббс работал над своим
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9