Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса. Реферат.

Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса. Реферат.

Содержание.

+------------------------------------------------------------------------+

| | Введение | 3-4 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| Глава 1. | Исторический очерк учений Томаса Гоббса. | 5 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 1. | Биография Томаса Гоббса | 5-11 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 2. | Основные идеи Томаса Гоббса | 11-28 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| Глава 2. | Что есть государство? Его сущность и механизм. | 29 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 1. | Почему возникает государство? | 29-35 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 2. | Реализация функций государства. | 35-44 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 3. | Что разрушает государство? Каким оно должно быть, | 44-53 |

| | чтобы спастись от разрушения. | |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| Глава 3. | Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса. | 54 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 1. | Основные направления английской политической и | 54-58 |

| | правовой мысли. | |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| 2. | Государство по Джону Локку. | 58-65 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| | Заключение. | 66-67 |

|----------+-----------------------------------------------------+-------|

| | Список использованной литературы. | 68-69 |

+------------------------------------------------------------------------+

Введение.

Данная дипломная работа посвящена изучению правовых и политических

мышлений великого английского философа Томаса Гоббса. В своих

произведениях “О гражданине” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в

систематическом виде разработал светскую теорию политической власти,

государства и права. В познавательном аспекте данное учение было

направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на

государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на

обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать

революционные страсти и обеспечить прочный мир.

В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство

боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией,

“Левиафан” оказался спроецированным, прежде всего на оправдание

буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на

философско-методологических порциях механистического материализма,

детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную

направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей

политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и

войн, благоденствию всех людей.

Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества

и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда

пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не

сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и

философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали

идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих

ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но

всё-таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в

эпоху научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже

самые утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.

Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят лет тоталитаризма,

может в начале XXI века снова вернуться к этому строю. И поэтому очень

важно рассмотреть основы идеального тоталитарного государства в трудах

философов и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являются образцом

представления о тоталитарном государстве, его законах, государственных

служащих, правах и обязанностях суверена и гражданина. Но надо отдать

должное, что Томас Гоббс использовал в своих работах идею общественного

договора.

Глава 1. Исторический очерк учений Томаса Гоббса.

1.Биография Томаса Гоббса

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных

наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся

тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и

по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувшие естественные

науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место

принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588 - 1979). Как и

большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно

был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в

Англии и некоторых других странах Европы. Субъективно же он считал себя

бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду.

«Желание знать, почему и как, - писал Гоббс, - называется

любознательностью, это желание не присуще ни одному живому существу, кроме

человека, так что человек ни одним лишь разумом, но также этой

специфической страстью отличается от всех других животных, в которых

желание пищи и других удовольствий ощущения благодаря своему доминированию

подавляет заботу о знании причин, являющемся умственным наслаждением. Это

последнее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания,

превосходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения».

Только присущая Гоббс самозабвенная преданность науки и философии

позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии,

которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до

наших дней.

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери,

одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге

Англии. Его мать была крестьянского происхождения, отец - сельский

священник, его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно

распространенным в этом графстве. Первоначально Гоббс получил свое

образование в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего

возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую

склонность к учебе его определили в городскую школу, где он с успехом

продолжал свое образование. К 14-ти годам Гоббс обладает древними языками

настолько, что переводит «Недею» Еврепида в стихах на латинский язык. В

15-ть лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает

университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работе

и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих

философских и научных умов того века - Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и

другим - Гоббс в дальнейшем не был связан с университетами.

После окончания университета Гоббс становится воспитателем одного из

знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи

среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В

научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре

поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в

общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому

мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с её

виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в

Италию в 1646 году) и принять самое активное участие в обсуждении

важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса

складываются принципы его собственного учения.

Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640 года,

которое в течение нескольких лет распространялось в рукописи (дальнейшем в

1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений, из которых

первое получило названии «Человеческая природа», а второе «О политическом

теле»). На всестороннюю дальнейшую разработку философской системы Гоббса,

повлияли события связанные с конфликтом, связанные с английским

парламентом и королем, а затем и события Английской революции. Эти события

в общественной жизни Англии стимулировали интерес Гоббса к

общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и

публикацию своего сочинения «О гражданине», задуманного им как третья

часть своей философской системы, но опубликованного ранее остальных

частей, ещё в 1642 году. Основная идея этого произведения сводилась к

доказательству того, что абсолютный суверенитет государства составляет

одну из главных предпосылок спокойной жизни граждан, избавляя их от

опасностей гражданской войны (которая начиналась тогда в Англии между

сторонниками парламента). Вместе с тем произведения Гоббса было направлено

против церковников, ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что

церковь, неправильно истолковавшая свои прерогативы, становится одним из

наиболее опасных источников гражданской смуты. Продолжая углублять и

обдумывать эти общественнополитиеские идеи, Гоббс работал над своим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать