Творчество в жизни Исаака Ньютона

немножко выпив, или проиграв в карты, или совершив какие-нибудь другие

экстравагантные для него поступки, он винился в этих грехах. Он винился в

них в своей записной книжке, куда вносились эти, не соответствующие его

нормальному образу жизни траты. Грехи отмечены в его записных книжках как

события реальной жизни, вместе со штопкой носков и стиркой.

Как можно понять из записей двадцатилетнего Ньютона, он с детства внедрил в

свое сознание как смертные грехи: ложь, эгоизм, насилие, потерю контроля

над своими чувствами и действиями. Он был истинным сыном своего

пуританского века. И – своего университета, известного как твердыня

правоверного англиканства, ставящего своих питомцев на высшие посты церкви,

разрешающего им переводить и толковать Библию. Церковная ученость,

церковная мораль и церковные книги – самые сильные первые влияния

университета на молодого Ньютона.

4.1

Трудно представить себе двух более различных по научному стилю

исследователей, чем Ньютон и Гук. Романтически настроенному, легкому на

открытия и изменение направления мысли Гуку противостоял несколько

медлительный, но пронзительно-зоркий и основательный Ньютон.

Будущему неизбежному конфликту Ньютона и Гука способствовало и их различное

положение: изолированно живущий в научной пустыне Кембриджа, ничем, кроме

науки, не озабоченный Ньютон, имеющий возможность погрузиться в самые

глубокие слои научного исследования, способный сосредоточиться на любом

факте и явлении, покуда они не становились для него кристально ясны, пока

он не мог объяснить их с помощью выдвигаемых им основных гипотез, пока он

не мог подтвердить свои прогнозы с помощью специально поставленных

экспериментов. Все, что он делал, он делал основательно, точно, раз и

навсегда.

В написанном Гуком продолжении “Новой Атлантиды” Бэкона есть строки о его

научном идеале. Он хотел бы сделать как можно больше новых научных открытий

с целью их немедленного практического применения. У Ньютона же практические

применения открытий всегда были укутаны легкой дымкой перспективы. Даже

занятия Гука принципом тяготения имели четкую практическую направленность:

с его помощью он хотел решить проблему определения точной долготы на море.

Ньютон же, решая загадку тяготения, больше думал о Системе Мира.

Ньютон – упорный труженик – никогда не отвлекался от темы, пока не

исчерпывал ее до конца. Если он и думал в это время о чем-то другом, он

считал это для себя отдохновением, дивертисментом.

4.2

Научные работы Ньютона и Гете не нужно долго сравнивать, чтобы понять: один

– профессионал, другой – дилетант. Гете, больше вдохновенный мечтатель,

философ, чем физик, много вольно выдумывал, домысливал, фантазировал, не

проверяя свою мысль экспериментом.

Гете больше играл в науку, украшал себя ею. Ньютон жил наукой, считал себя

ее слугой. Его научное мировоззрение было глубоко материалистическим, он

знал, что настоящее понимание природы складывается не из пустых

рассуждений, а из трудного процесса познавания, из опыта.

Теория, отражающая действительность, - это комплекс законов, вытекающих из

опыта и проверенных опытом. Ньютон победил по праву. Века подтвердили

справедливость его научного кредо. Его законченные работы – это слепок с

законов природы. А рассуждения Гете о происхождении цветов лишь живопись

импрессиониста, видящего природу в дымке субъективных представлений, такой,

какой ему хочется ее видеть: поэтичной и несколько растрепанной.

IV

С 1689 года Гемфри Ньютон стал основным помощником и переписчиком трудов

великого сородича. Именно он оставил после себя воспоминания, рисующие

Ньютона в 1685-1689 годах, то есть во время создания “Начал” и

непосредственно после их выхода.

По его словам, Ньютон в те годы был весьма скромным, любезным и спокойным

человеком. Он никогда не смеялся и никогда не раздражался. Все его

существование заполнялось работой. Она была его единственным увлечением.

Работая, он забывал обо всем – о друзьях, о сне. Он в те годы спал не более

четырех-пяти часов в сутки, причем засыпал иной раз лишь в пять-шесть утра.

Не только “Начала” были тогда предметом его увлеченных занятий. Нет,

отнюдь! Скорее наоборот. “Начала” он создавал как бы из-под палки, по

необходимости, под давлением Галлея, подвигаемый маячившим на горизонте

очередным спором и приоритете. Впрочем, не будь Гука, не будь его ревности

и нападок, не будь его прозрений и намеков, Ньютон, возможно, никогда не

собрался бы написать эту книгу. Именно желание доказать всему миру

подлинное авторство великих законов мира двигало им наряду с понуканиями

Галлея....Главное же внимание свое, заботы свои и труд свой обращал он на

алхимические занятия.

Ньютон был человеком своего времени. Одной из главных его целей, скажем это

открыто, было превращение металлов, и золото оставалось постоянным героем

его непрерывных поисков. Точно так же, как эликсир жизни – универсальное

лекарство и гарантия бессмертия. Точно так же, как и великая тайна строения

матери...

Он жил тогда в одиночестве. У него не было ни учеников, ни друзей. Нельзя

сказать, что живое общение с людьми ему заменяли книги, - он редко

пользовался своей обширной библиотекой. Размышляя, он погружался в себя;

натыкаясь на мебель, ходил по комнате. Даже к смерти он был тогда

безразличен и не боялся ее – однажды он заболел и тяжко страдал, но ни разу

страх смерти не испортил настроения ни ему, ни тем, кто посетил его во

время болезни, - он оставался абсолютно безразличен к тому, умрет он или

останется жив. Он не знал иного отдыха кроме перемены занятий. Никогда не

ездил верхом, не пользовался своим законным правом на игру в шары на

кембриджских зеленых лужайках, не играл в кегли и не занимался каким-либо

видом спорта или гимнастикой. Всякий час, оторванный от занятий, считал

потерянным.

Жизнь Ньютона после издания “Начал” резко изменилась. Если до этого бывали

случаи, когда он месяцами не разговаривал с людьми, не выходил из комнаты,

посвящая время лишь размышлениям, когда он забывал, казалось, обо всем и

вся, о суетном и мирском, о сне и еде, когда он переходил для отдыха от

математики к химии, от астрономии к физике, от физики к богословию, когда

вся жизнь его была наполнена решением великих загадок, которые доверены

были ему господом, и решения навеяны им, и силы для решения – от него, то

теперь Ньютон был на виду – он попал в центр научной жизни. Он стал

известен, более того, в каком-то смысле – знаменит. Вместе с этим он стал и

открыт, уязвим для критики, лишился защитных створок своей раковины. Он

изменился, но и мир изменился, хотя лишь мудрецы, такие, как Вольтер,

смогли вникнуть в суть медленно происходящих и внешне неявных событий.

Главная черта Ньютона, которая упорно всплывает в воспоминаниях и

документах его кембриджских лет жизни, - это рассеянность. Однажды,

пригласив гостей и усадив их за стол, он пошел в чулан за бутылкой вина.

Там его осенила некая мысль, и он к столу не вернулся. Гости не раз

уходили, не попрощавшись, не желая тревожить его, близоруко уткнувшегося в

бумаги.

Он не знал иного времяпрепровождения, кроме научных занятий. Он не посещал

театров и уличных зрелищ, не ездил верхом, не гулял по живописным

кембриджским окрестностям, не купался. Он не особенно жаловал литературу и

совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру; коллекцию римских статуй

лорда Пемброка – одного из влиятельных членов Королевского общества – он

называл не иначе как “каменными куклами”. Все дни его проходили в

размышлениях. Он редко покидал свою келью, не выходил в Тринити-холл

обедать вместе с другими членами колледжа, за исключением обязательных

случаев. И тогда каждый имел возможность обратить внимание на его

стоптанные каблуки, спущенные чулки, не застегнутые у колен бриджи, не

соответствующую случаю одежду и всклоченные волосы. В разговорах за

“высоким столом” он обычно участия не принимал и, в крайнем случае, отвечал

на прямые вопросы. Когда его оставляли в покое, он безучастно сидел за

столом, глядя в пространство, не пытаясь вникнуть в разговор соседей и не

обращая внимания на еду – обычно блюда уносили до того, как он успевал что-

нибудь заметить и съесть.

Экономя время, он теперь редко ходил на утреннюю службу, предпочитая ей два-

три часа плодотворных утренних занятий. Так же, впрочем, он поступал и по

отношению к вечерней службе, поскольку любил заниматься и вечером. Зато в

воскресенье он обязательно ходил в церковь святой Марии.

Викторианские биографии Ньютона много места уделяют его умеренности, в

частности в еде, представляют его отшельником, живущим на воде и овощах.

Что действительно мало трогало Ньютона – так это лондонские развлечения.

Кондуитт писал, что он вообще никогда не интересовался музыкой или

искусством. Это не вполне точное замечание, потому что известен отзыв

Ньютона, рассказывавшего о своем посещении оперы: “Первый акт я прослушал с

удовольствием, во втором акте мое терпение истощилось, а с третьего я

сбежал...”

Интерес его к живописи и скульптуре был скорее утилитарного толка – он

смотрел на них лишь как на предметы, предназначенные украшать жилище. В

библиотеке Ньютона нет следов более или менее современной ему литературы, в

частности английских классиков – Чосера, Спенсера, Шекспира и Мильтона.

Поэзия отсутствовала начисто. Это свидетельствовало об определенной позиции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать