намерения отменить крепостное право.
Серьезные меры для улучшения положения крепостных крестьян были
предприняты в эти годы лишь в Прибалтийском крае. «Положениями», изданными
для крестьян Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг.,
запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись
гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские
суды; крестьяне становились наследственными владельцами своих участков,
размеры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться
особыми комиссиями.
Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного
просвещения. Новоучрежденное министерство народного просвещения с состоящим
при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в
значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и
высшего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г.
устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские
училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания),
университеты.
Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и
предоставленное местной инициативе, не получило широкого развития;
остальных школ к 1805 г. было: 6 университетов, 42 гимназии (не считая
польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.
В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский университеты и
педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет;
в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве
(Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных
округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного
просвещения (как и цензура выходящих книг) было в каждом округе
предоставлено местному университету. Университетский устав 1804 г.
предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали
ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры.
Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим
ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно
переводных экономических, политических, юридических и философских
трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и
др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал
Российской Словесности», «Северный Вестник»).
Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных
отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности
Александра.
Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками:
недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так,
новые центральные ведомства, министерства явились единоличными
учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний
коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на
некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в
двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807
гг.— в союзе с Пруссией.
2. М. М. СПЕРАНСКИЙ И АЛЕКСАНДР 1
Во время войн против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в
1806—1807 гг.— в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых
советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-
идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в
нем недовольство окружающим.
Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора.
Их места занял один человек М.М.Сперанский.
Сперанский (род. в 1772 г.) был сыном сельского священника и получил
духовное образование, но затем перешел на гражданскую службу; он отличался
большим и ясным умом, сильной и гибкой волей, необыкновенной
трудоспособностью, большими познаниями, теоретическими и практическими,
даром слова, умением четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. В
1806 г. он стал известен Александру, и после Тильзитского мира стал
докладчиком и советником государя по всем делам управления и
законодательства. Александр поручил ему руководство Комиссией составления
законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного
преобразования. План Сперанского (законченный осенью 1809 г.)
предусматривал три параллельных ряда учреждений — законодательных, судебных
и исполнительных, или административных. Законодательный ряд образовали
«думы» — волостные, уездные, губернские и государственная; волостная дума
составлялась из земельных собственников волости и из депутатов от казенных
крестьян" (по одному от 500 душ); она выбирала волостное правление и
депутатов в уездную думу; уездная дума выбирала уездное правление и
депутатов в губернскую думу; губернская дума выбирала губернское правление
и депутатов в Государственную думу. Государственная Дума собирается
ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые правительством законопроекты и
государственный бюджет, делает представления о нуждах народа, об
ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные
(«коренные») государственные законы. Исполнительной властью являются
правления — волостные, уездные и губернские,— избираемые местными думами, а
высшая исполнительная власть — министры — назначается государем. Судебную
власть образуют волостные суды (с третейским или мировым характером), затем
— уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с
участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены
которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются
императором. Для объединения и согласования действий высших государственных
учреждений учреждается Государственный Совет, состоящий из высших
государственных сановников, по назначению монарха; он является
совещательным учреждением, которое рассматривает новые законодательные
предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную
Думу, а также наблюдает за исполнением законов во всех областях
государственного управления.
Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его
осуществление с 1810 года. Ввиду сложности и трудности дела преобразование
было начато сверху. 1 января 1810 г. было издано Образование
Государственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре
департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и
4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех
департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое
лицо, им назначенное. Совет должен был рассматривать все законы, уставы и
важные мероприятия, и его решения представлялись на утверждение государя;
«высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» становилось
законом[10].
В 1810—1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в
1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство
коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь
«попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности».
Кроме министерств были учреждены «главные управления» — путей сообщения,
ревизии государственных счетов (т. е. государственный контроль) и главное
управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий.
Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты
— на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет
министра, а из всех министров — комитет министров для обсуждения дел,
касающихся различных министерств[11].
При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский имел в виду
заимствовать некоторые нормы французских гражданских законов (так
называемый Кодекс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической
науки. Однако преобразовательная деятельность Сперанского не получила
дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними
обстоятельствами.
Во-первых, самое приближение к царю Сперанского, в котором высшие
сановники государства видели «выскочку» и «поповского сына», вызывало
против него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга[12].
Во-вторых, его французские симпатии вызывали недовольство во всем
русском обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к
Наполеону и к Франции,— и сам император Александр чувствовал всю
непрочность французского союза и предвидел неизбежность борьбы с Наполеоном
в. недалеком будущем. Всеобщее недовольство увеличивалось продолжающимся
расстройством государственных финансов, которого финансовый план
Сперанского не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со
службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он
справедливо: писал в своем оправдательном письме, все, что он делал, он
делал с согласия Александра или даже по его поручению).
3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
3.1 Внешняя политика до 1812 года.
В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем
«конвенция о дружбе» с Великобританией (в июне 1801 г.).
В 1801 г. Грузия, спасаясь от натиска Персии, просила русского
императора принять ее в подданство и под защиту России; Александр исполнил
эту просьбу, и в 1804 г. Персия объявила России войну, которая продолжалась
до 1813 г.
Скоро европейские события привлекли и поглотили все внимание