Аналитическая работа в ОВД

Таким образом под информацией применительно к деятельности орга­нов внутренних дел можно понимать сведения, сообщения, данные характе­ризующие состояние и развитие субъекта и объекта управления (с учетом воздействия вышестоящих субъектов управления и внешней среды) т.е. ре­зультаты управляющих воздействий на объект управления.

Отсюда следует, что специфическое содержание социальной информа­ции используемой в органах внутренних дел, составляют "сведения, кото­рые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздейс­твий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность органов внутренних дел.

К информации об объектах управляющего воздействия относятся све­дения:

- о преступности и правонарушениях (уровень,структура, динамика и т.д.);

- о контингенте лиц, попавших в сферу управляющего воздействия органов внутренних дел;

- о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.

Как видно приведенный перечень сведений раскрывает лишь основные черты специфики содержания социальной информации, используемой в сфере деятельности органов внутренних дел.

Теоретическая сложность формулировки общего, родового понятия ин­формации, неоднозначность понимания и обилие аспектов его рассмотрения обусловили аналогичные трудности в определении производных и смежных с ним понятий и в частности одного из наиболее важных - понятия "системы информации".

В научной литературе под понятием "система информации" понимается совокупность различных видов информации о конкретных объектах отраже­ния и функциях управления, соответствующих организации выполнения тех или иных оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел.

Система органа внутренних дел как аппарата управления характери­зуется рядом признаков.

Во-первых, она охватывает все необходимые виды и подвиды информа­ции, находящие применение в конкретной области управления. По сущест­ву, речь идет о совокупности сведений и данных используемых в основном для изучения оперативной обстановки, а точнее - для анализа и оценки состояния преступности и правопорядка, расстановки сил и средств орга­нов внутренних дел, разработки мер по предотвращению причин и условий способствующих совершению преступлений и других правонарушений.

Во-вторых о системе информации можно говорить лишь в том случае, если имеют место двусторонние информационные связи: прямая и обратная. Необходимость их осуществления объясняется в известном смысле, замкну­тостью процесса управления, механизм действия которого состоит в сле­дующем.

Субъект управления (например, руководитель ГОРОВД) как управляю­щий орган вырабатывает и направляет объекту управления (подчиненные службы) соответствующие управленческие решения. В свою очередь, объект управления, например служба охраны общественного порядка, представляет управляющему органу информацию о ходе и результатах выполнения реше­ния. По такой схеме и организуется прямой и обратный обмен информацией в системе управления.

В организации информационной работы, а в целом и в управлении ор­ганами внутренних дел, обратные связи имеют особое значение, поскольку они способствуют не только укреплению служебной и исполнительной дис­циплины, но и объективно указывают на обоснованность принятия тех или иных управленческих решений, а главное - на их эффективность.

И, наконец, в-третьих, система информации предполагает наличие в системе управления определенной организации информационных потоков, связывающих как составляющие ее элименты, так и систему управления с внешней средой.

Привести исчерпывающий перечень подобной информации как и дать ей всеобъемлющее определение вряд ли возможно и очевидно нецелесообразно. Получатели этой информации - субъекты управления в большей мере заин­тересованы в наличии конкретной информации, классифицированной по ос­нованиям, обеспечивающим выполнение оперативно-служебных задач и функ­ций. Иными словами специфическое содержание социальной информации должно быть адекватно тем объектам отражения, на которые оказывает свое управляющее воздействие субъект управления.

По существу речь идет о системах информации (информационных сис­темах), в основе построения которых положен тот или иной объект отра­жения - конкретный классифицированный признак.

Возникает вопрос, в каком соотношении находятся понятия "система информации" и "информационная система"? Ответ на него можно получить если признать ту или иную систему в качестве совокупности априорно вы­деленных подсистем, а в свою очередь систему информации - совокупности подсистем информации, каждая из которых и образует соответствующую ин­формационную систему.

Например, если понятие "система информации" охватывает всю инфор­мацию, используемую субъектом управления (например, информацию по ли­нии следственного комитета МВД Российской Федерации), то понятие "ин­формационная система" ограничивается либо региональными рамками дея­тельности следственных подразделений органов внутренних дел, либо от­дельными вопросами предварительного расследования преступлений.

В научной литературе по проблемам социального управления и инфор­матики проводятся определенные различия в понятиях "система информации" и "информационная система".

Так одни ученые под "системой информации" понимают совокупность различных видов информации, обеспечивающих взаимодействие между собой и выполняемыми системой управления задачами и функциями.

Сторонники противоположной точки зрения под системой информации понимают не информацию как таковую, а механизм ее функционирования. Применительно к управлению в органах внутренних дел эта позиция разде­ляется Г.А. Тумановым следующим образом: "Система информации в органах внутренних дел складывается из ряда взаимосвязанных элементов: источ­ников получения информации, каналов связи и передачи средств хранения и обработки.

По нашему мнению, систему информации нельзя ограничивать исключи­тельно функциональной частью (источники информации, методы и средства ее обработки и т.д.), она необходимо предполагает и содержательную сторону, т.е. собственно информацию.

Представляется что понятие системы информации включает как сово­купность видов информации, наполненных соответствующим содержанием, так и информационные процессы, связанные со сбором, обработкой, преоб­разованием, потреблением информации.

Такими объектами отражения ( а равно и классификационными призна­ками специфической социальной информации) в наиболее общем виде могут быть информационные системы, сконцентрированные в соответствии с ос­новными направлениями деятельности органов внутренних дел: криминаль­ная милиция, следствие, служба охраны общественного порядка, госавто­инспекция и т.д.).

Система информации как целое и информационные системы как ее сос­тавные части имеют сложную внутреннюю структуру, состоящую из источни­ков получения информации, носителей этой информации, технических средств сбора, обработки, анализа, выдачи информации, персонала, обес­печивающего интеллектуальное и техническое функционирование данной системы информации либо отдельной информационной системы.

Источниками поступления информации, используемой в процессе уп­равления органа и внутренних дел, являются граждане, органы государс­твенной власти и управления, общественные организации, периодическая печать, радио, иные средства массовой информации.

На современном этапе все большее распространение находит такой источник информации, как социологические опросы различных категорий населения, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по проблемам укрепления правопорядка.

Следует отметить что общественное мнение о деятельности органов внутренних дел крайне важно не только для коррекции управления, оно служит объективным источником информации о социальной реакции внешней среды на организацию и результативность борьбы с преступностью и охра­ны общественного порядка.

Источниками статистической информации являются первичные статис­тические учеты, различные формы статистической отчетности о работе ор­ганов внутренних дел либо иных государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, за определенный период времени. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации состоит в том, что она обеспечивает возможность провести сравнительный анализ результатов деятельности органа внутренних дел, выявить опреде­ленные тенденции в изменениях оперативной обстановки, дать количест­венную оценку состояния дел.

Носителями информации как правило, являются какие - либо докумен­ты: заявления, постановления, решения, экспертные заключения, различ­ные обзоры, аналитические справки, нормативно-методические документы, направляемые по подчиненности нижестоящим органом. Они играют важную роль в контроле за исполнением ранее принятых решений, наполняют коор­динационные и субкоординационные связи органов управления информацион­ным содержанием.

Таким образом, система информации (информационная система) - это организованная в соответствии со специально разработанными классифици­рованными признаками деятельность по сбору, хранению, обработке, ана­лизу и выдаче информации получателям в целях обеспечения нормального функционирования субъекта управления и эффективного воздействия на объект управления.

Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, опти­мальности, конкретности, непрерывности и др. Главным из этих требова­ний является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действи­тельное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан.

Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и не­гативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объек­тивна и служить гарантией выработки обоснованном управленческого реше­ния, а в конечном счете - правильной организации управленческого про­цесса.

Отсюда вытекает следующее важное требование к социальной информа­ции - комплексность, системный подход к оценке социальных явлений и процессов. Это требование применительно к организации управления орга­на внутренних дел находит свое выражение, в частности в том, что при оценке состояния оперативной обстановки нельзя опираться на отдельно взятые, быть может даже весьма веские факты. Необходимо выявить приро­ду возникновения этих фактов причем это относится ( к положительным и отрицательным фактам), ответить на вопрос, образуются и складываются ли за ними те или иные явления, тенденции и лишь после этого принимать во внимание при выработке управленческих решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать