Таким образом под информацией применительно к деятельности органов внутренних дел можно понимать сведения, сообщения, данные характеризующие состояние и развитие субъекта и объекта управления (с учетом воздействия вышестоящих субъектов управления и внешней среды) т.е. результаты управляющих воздействий на объект управления.
Отсюда следует, что специфическое содержание социальной информации используемой в органах внутренних дел, составляют "сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность органов внутренних дел.
К информации об объектах управляющего воздействия относятся сведения:
- о преступности и правонарушениях (уровень,структура, динамика и т.д.);
- о контингенте лиц, попавших в сферу управляющего воздействия органов внутренних дел;
- о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.
Как видно приведенный перечень сведений раскрывает лишь основные черты специфики содержания социальной информации, используемой в сфере деятельности органов внутренних дел.
Теоретическая сложность формулировки общего, родового понятия информации, неоднозначность понимания и обилие аспектов его рассмотрения обусловили аналогичные трудности в определении производных и смежных с ним понятий и в частности одного из наиболее важных - понятия "системы информации".
В научной литературе под понятием "система информации" понимается совокупность различных видов информации о конкретных объектах отражения и функциях управления, соответствующих организации выполнения тех или иных оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Система органа внутренних дел как аппарата управления характеризуется рядом признаков.
Во-первых, она охватывает все необходимые виды и подвиды информации, находящие применение в конкретной области управления. По существу, речь идет о совокупности сведений и данных используемых в основном для изучения оперативной обстановки, а точнее - для анализа и оценки состояния преступности и правопорядка, расстановки сил и средств органов внутренних дел, разработки мер по предотвращению причин и условий способствующих совершению преступлений и других правонарушений.
Во-вторых о системе информации можно говорить лишь в том случае, если имеют место двусторонние информационные связи: прямая и обратная. Необходимость их осуществления объясняется в известном смысле, замкнутостью процесса управления, механизм действия которого состоит в следующем.
Субъект управления (например, руководитель ГОРОВД) как управляющий орган вырабатывает и направляет объекту управления (подчиненные службы) соответствующие управленческие решения. В свою очередь, объект управления, например служба охраны общественного порядка, представляет управляющему органу информацию о ходе и результатах выполнения решения. По такой схеме и организуется прямой и обратный обмен информацией в системе управления.
В организации информационной работы, а в целом и в управлении органами внутренних дел, обратные связи имеют особое значение, поскольку они способствуют не только укреплению служебной и исполнительной дисциплины, но и объективно указывают на обоснованность принятия тех или иных управленческих решений, а главное - на их эффективность.
И, наконец, в-третьих, система информации предполагает наличие в системе управления определенной организации информационных потоков, связывающих как составляющие ее элименты, так и систему управления с внешней средой.
Привести исчерпывающий перечень подобной информации как и дать ей всеобъемлющее определение вряд ли возможно и очевидно нецелесообразно. Получатели этой информации - субъекты управления в большей мере заинтересованы в наличии конкретной информации, классифицированной по основаниям, обеспечивающим выполнение оперативно-служебных задач и функций. Иными словами специфическое содержание социальной информации должно быть адекватно тем объектам отражения, на которые оказывает свое управляющее воздействие субъект управления.
По существу речь идет о системах информации (информационных системах), в основе построения которых положен тот или иной объект отражения - конкретный классифицированный признак.
Возникает вопрос, в каком соотношении находятся понятия "система информации" и "информационная система"? Ответ на него можно получить если признать ту или иную систему в качестве совокупности априорно выделенных подсистем, а в свою очередь систему информации - совокупности подсистем информации, каждая из которых и образует соответствующую информационную систему.
Например, если понятие "система информации" охватывает всю информацию, используемую субъектом управления (например, информацию по линии следственного комитета МВД Российской Федерации), то понятие "информационная система" ограничивается либо региональными рамками деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, либо отдельными вопросами предварительного расследования преступлений.
В научной литературе по проблемам социального управления и информатики проводятся определенные различия в понятиях "система информации" и "информационная система".
Так одни ученые под "системой информации" понимают совокупность различных видов информации, обеспечивающих взаимодействие между собой и выполняемыми системой управления задачами и функциями.
Сторонники противоположной точки зрения под системой информации понимают не информацию как таковую, а механизм ее функционирования. Применительно к управлению в органах внутренних дел эта позиция разделяется Г.А. Тумановым следующим образом: "Система информации в органах внутренних дел складывается из ряда взаимосвязанных элементов: источников получения информации, каналов связи и передачи средств хранения и обработки.
По нашему мнению, систему информации нельзя ограничивать исключительно функциональной частью (источники информации, методы и средства ее обработки и т.д.), она необходимо предполагает и содержательную сторону, т.е. собственно информацию.
Представляется что понятие системы информации включает как совокупность видов информации, наполненных соответствующим содержанием, так и информационные процессы, связанные со сбором, обработкой, преобразованием, потреблением информации.
Такими объектами отражения ( а равно и классификационными признаками специфической социальной информации) в наиболее общем виде могут быть информационные системы, сконцентрированные в соответствии с основными направлениями деятельности органов внутренних дел: криминальная милиция, следствие, служба охраны общественного порядка, госавтоинспекция и т.д.).
Система информации как целое и информационные системы как ее составные части имеют сложную внутреннюю структуру, состоящую из источников получения информации, носителей этой информации, технических средств сбора, обработки, анализа, выдачи информации, персонала, обеспечивающего интеллектуальное и техническое функционирование данной системы информации либо отдельной информационной системы.
Источниками поступления информации, используемой в процессе управления органа и внутренних дел, являются граждане, органы государственной власти и управления, общественные организации, периодическая печать, радио, иные средства массовой информации.
На современном этапе все большее распространение находит такой источник информации, как социологические опросы различных категорий населения, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по проблемам укрепления правопорядка.
Следует отметить что общественное мнение о деятельности органов внутренних дел крайне важно не только для коррекции управления, оно служит объективным источником информации о социальной реакции внешней среды на организацию и результативность борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
Источниками статистической информации являются первичные статистические учеты, различные формы статистической отчетности о работе органов внутренних дел либо иных государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, за определенный период времени. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации состоит в том, что она обеспечивает возможность провести сравнительный анализ результатов деятельности органа внутренних дел, выявить определенные тенденции в изменениях оперативной обстановки, дать количественную оценку состояния дел.
Носителями информации как правило, являются какие - либо документы: заявления, постановления, решения, экспертные заключения, различные обзоры, аналитические справки, нормативно-методические документы, направляемые по подчиненности нижестоящим органом. Они играют важную роль в контроле за исполнением ранее принятых решений, наполняют координационные и субкоординационные связи органов управления информационным содержанием.
Таким образом, система информации (информационная система) - это организованная в соответствии со специально разработанными классифицированными признаками деятельность по сбору, хранению, обработке, анализу и выдаче информации получателям в целях обеспечения нормального функционирования субъекта управления и эффективного воздействия на объект управления.
Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, оптимальности, конкретности, непрерывности и др. Главным из этих требований является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действительное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан.
Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и негативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объективна и служить гарантией выработки обоснованном управленческого решения, а в конечном счете - правильной организации управленческого процесса.
Отсюда вытекает следующее важное требование к социальной информации - комплексность, системный подход к оценке социальных явлений и процессов. Это требование применительно к организации управления органа внутренних дел находит свое выражение, в частности в том, что при оценке состояния оперативной обстановки нельзя опираться на отдельно взятые, быть может даже весьма веские факты. Необходимо выявить природу возникновения этих фактов причем это относится ( к положительным и отрицательным фактам), ответить на вопрос, образуются и складываются ли за ними те или иные явления, тенденции и лишь после этого принимать во внимание при выработке управленческих решений.