При сборе и анализе информации, используемой в процессе управления органами внутренних дел, следует руководствоваться требованием оптимальности и, в частности, избегать двух крайностей - обилия и дефицита информации. Иными словами, с одной стороны, нельзя подменять качество информации ее количеством, а с другой - переоценивать значение каких-либо данных и сведений в ущерб другим, необоснованно суживать информационную базу анализа состояния правопорядка. Полнота, репрезентативность информации дают возможность отразить главные стороны изучаемого вопроса, повышают качество управленческих решений за счет учета различных факторов, прямо или косвенно влияющих на результативность работы органов внутренних дел.
Следует отметить, что определение оптимума информации в смысле обеспечения ее полноты во многом обусловлено уровнем профессиональной подготовки, жизненным опытом, стажем службы в органах внутренних дел и другими личностными характеристиками объекта управления.
Как видно с требованиями оптимальности органически связано требование конкретности информации. Для организации управленческой деятельности - это требование особенно актуально. Неопределенные, непроверенные данные будучи положенные в основу оценки оперативной обстановки, приводя к принятию неверных содержащих серьезные ошибки управленческих решений, которые подчас, могут иметь отрицательные последствия для всей управляющей системы, а в конечном счете - для выполнения конкретных задач, стоящих перед данным органом внутренних дел.
Конкретность информации нельзя рассматривать в отрыве от требования непрерывности ее поступления. Только лишь при данном условии можно говорить о достаточно высоком уровне организации системы информации и действительности информационных потоков. Вне регулярного, систематического поступления информации (как от субъекта управления к объекту управления, так и наоборот) процесс управления начинает терять эффективность, поскольку становится затруднительно, а порой и просто невозможно, выявлять тенденции и причины позитивных и негативных явлений, своевременно разрабатывать и принимать меры по оперативному реагированию на осложнение оперативной обстановки.
По существу информационное обеспечение управления представляет собой специфический вид управленческой деятельности по созданию, организации функционирования и развития информационных систем.
Понятие информационное обеспечение может иметь отношение к управленческому процессу в целом (например, информационное обеспечение на уровне ГОРОВД, ГУВД и т.п.) к отдельным функциям управления (например, информационное обеспечение планирования), к деятельности структурных подразделений органа внутренних дел (например информационное обеспечение отдела муниципальной милиции административного округа в городе либо к деятельности отдельных должностных категорий сотрудников ОВД (например, информационное обеспечение начальника горрайоргана).
Информационное обеспечение крайне важно для главного субъекта управления - руководителя органа внутренних дел, координирующего действия подчиненных, эффективность деятельности которого находится в прямой зависимости от имеющихся в его распоряжении и удовлетворяющих его информационные потребности информационных систем.
Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя предполагает решение следующих основных вопросов по созданию необходимых информационных систем:
- установить источники, виды и переодичность поступления информации;
- наметить и осуществить сбор, обработку и анализ информации;
- определить круг потребителей каждого вида информации и их обратные связи и т.д.
Повышение уровня информационного обеспечения во многом зависит от качества работы информационных центров, деятельность которых направлена на проектирование, организаций функционирования и совершенствования информационных систем.
К сожалению проектирование информационных систем, как правило, отстает от реорганизации систем управления в органах внутренних дел, что приводит на этапе становления вновь образованию субъекта управления к дефициту необходимой информации, с одной стороны и к избытку устаревшей и непригодной информации с другой. Все это, естественно снижает эффективность функционирования нового органа управления, создает дополнительное напряжение в разработке информационных систем, удовлетворяющих новые задачи управления.
В современных условиях совершенствования информационных систем невозможно без использования электронно-вычислительной техники и автоматизированных банков данных.
Объективными предпосылками компьютеризации управленческих процессов являются усложнение и растущее многообразие функций управления, образование потребности в обработке крупномасштабных массивов социальной информации, создание широко развитых каналов по обмену информационными потоками и др.
Использование вычислительной техники в органах внутренних дел не только значительно снижает трудоемкость обработки учетных материалов, ускоряет документооборот и т.п., что заметно приводит к повышению качества управленческой деятельности, а в конечном счете - к активизации борьбы с преступностью.
ВЫВОД: Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управления неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ)
Социальная информация имеет большое научное и практическое значение для разработки эффективных систем управления органами внутренних дел (милицией), формирование стиля и методов планирования, принятия и исполнения решений, контроля и оценки эффективности работы.
Деятельность органов внутренних дел (милиции) по обеспечению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан должна быть социально оцениваемой, что необходимо для реализации управленческих правоохранительных функций в единой и целостной системе. Основное содержание системы составляет "сама деятельность органов внутренних дел (милиции) по укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, состояние правопорядка (оперативной обстановки в регионе) как часть социальной действительности.
Данная система состоит из ряда элементов.
Первым элементом системы является сбор информации о ней: наблюдение, анализ документов, опросы, описание опыта работы органов внутренних дел (милиции), результатов их деятельности, обобщение складывающейся практики.
Следующий элемент - это аналитические (социологические, криминологические) исследования, происходящие в органах внутренних дел (либо в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), процессов.
С помощью социологических, социально-психологических, правовых, экономических, статистических и других методов исследований становится возможным выявить и сформулировать закономерности формирования и реальное состояние оперативной обстановки, особенности стиля организаторской деятельности аппаратов и служб органов внутренних дел, причины и условия, способствующие эффективной деятельности органов внутренних дел; результативность мер по предупреждению и раскрытию преступлений и других правонарушений.
Количественные характеристики исследуемых явлений позволяют на основе сравнительного анализа, определения этапов в развитии тех или иных проблем увидеть конкретные формы, проявления известных тенденций, дают возможность руководству МВД,УВД горрайорганов более эффективно организовать охрану общественного порядка и обеспечить общественную безопасность.
К целесообразным и необходимым относится проведение исследований общественного мнения, ориентированных на описание соответствующего объекта, когда возможны коррекция либо опровержение распространенного представления о чем-либо. Исследования общественного мнения, например, позволяют уточнить представления о состоянии сознания отдельных социальных групп об актуальных потребностях и интересах населения данного региона в сфере правопорядка. Описание населения к тому или иному событию или явлению имеет характер прикладных разработок и их применение ограничено сравнительно узкой сферой, как правило, общими представлениями об общественном мнении.
Задачей исследования может быть выявление причинно-следственной связей и зависимостей объекта изучения, раскрытие тенденций и закономерностей его существования и развития. Особенности исследования в этой связи обусловливается спецификой предмета отражения (сфера правопорядка, обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), субъекта отражения (например, социальные группы, коллективы). Предметом отражения общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка выступает правоохранительная политика как сложное общественное явление, включающее как совокупность идей, отношений ( в том числе регулируемых нормами права), органов, организаций, учреждений и отдельных граждан.
Отношения в сфере правопорядка всегда динамичны и развиваются в результате разрешения тех или иных противоречий, а актуальные стороны этих отношений (соотношение государственных и общественных начал в охране общественного порядка и борьба с преступностью, пути совершенствования деятельности органов милиции, упрочения их связи с населением и т.д.) являются предметом заинтересованного обсуждения населения.
Изучение общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка предполагает характеристику особенностей его субъекта, т.е. целесообразно выделять внутри общественной структуры отдельные группы с учетом их различий в характере и содержании труда, уровне профессиональной квалификации и т.п. с тем, чтобы наиболее полно охарактеризовать их интересы в сфере правопорядка.
Исследования общественного мнения органами внутренних дел (милицией) целесообразно проводить по двум основным направлениям:
а) анализ состояния общественного мнения и процесс его функционирования в социальных группах регионов;
б) анализ процесса формирования общественного мнения (информирование населения органами милиции) по вопросам охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Характеристика состояния общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка в регионе и социальных группах предполагает выявление сформировавшегося по какому-либо вопросу, правоохранительной политики и практики общественного мнения коллективным мнениям определенной социальной группы на материалах средств массовой информации.
Практическое значение исследований общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка состоит в повышении научного уровня текущего и перспективного планирования, в построении эффективной системы информационного обеспечения управленческой деятельности в целом, поскольку общественная критика работы милиции существенно обогащает информационную базу принятия управленческих решений. кроме того, общественное мнение по вопросам обеспечения правопорядка наряду с теоретической и практической значимостью играет важную роль в формировании правовой культуры населения.