Граждане, зная заинтересованность милиции в информации, характеризующей ее деятельность по обеспечению правопорядка, охотнее оказывают помощь милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, становятся нетерпимее к различного рода правонарушениям. На важность учета социальной информации обращается внимание в актах органов внутренних дел: указаниях, инструкциях и методических рекомендациях, в частности по приему граждан, работе с письмами, реагированию на критические публикации в печати, по анализу оперативной обстановки в регионе, по изучению общественного мнения о работе милиции и др.
С учетом социальной информации о деятельности органов внутренних дел принимается конкретное управленческое решение, являющееся формой, содержащей модель определенной деятельности в конкретных условиях. Управленческое решение претворяется в жизнь практической правоохранительной и иной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Эта деятельность образует новое состояние правопорядка (оперативной обстановки), которое вновь становится объектом изучения: описания, аналитического исследования, в результате чего выявляются новые общественные интересы, уточняются задачи деятельности, используются новые формы и методы работы и т.д.
Практика показывает, что только в условиях честного диалога органов внутренних дел с населением, в разумном взаимодействии со средствами массовой информации не остается места слухам, сплетням, провокационным версиям. К сожалению не всегда органы внутренних дел благожелательно относятся к критическим выступлениям, ими не используются в полной мере возможности газет, радио и телевидения в формировании позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Безразличное отношение к критики, игнорирование критических замечаний, непринятие практических мер по устранению недостатков, ошибок, непринятие практических мер по устранению недостатков, не способствует улучшению этой работы органов внутренних дел. Кроме того общественная критика не всегда включается в систему контроля органов внутренних дел, а в том случае, когда включается, ей не придается должного значения. В этой связи важное значение приобретает совершенствование механизмов включения (учета) общественной практики в систему ведомственного контроля.
3. Аналитическая работа в ОВД
Министерство внутренних дел Российской Федерации в последнее время уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайлинорганов внутренних дел, справедливо считая их основным звеном системы органов внутренних дел.
Решению этой задачи во многом способствует приказ МВД России 420 - 1993 г. " О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте", которым определены шесть примерных моделей оргштатного построения горрайлинорганов, приведенных в соответствии с реальными нагрузками и условиями работы, приближенных к населению. Приказом четко определен круг полномочий начальника горрайлиноргана (в том числе и как старшего оперативного начальника), расширены его права по оргштатной и кадровой работе, объявлены типовые положения об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе) и линейном управлении (отделе, отделении) внутренних дел на транспорте, о штабе УВД (ОВД), города (района, района в городе) линейного УВД (ОВД) на транспорте, примерный перечень основных обязанностей руководителей этого звена.
Образование штабных подразделений и тылового обеспечения в структуре горрайлинорганов позволит повысить эффективность управления и усовершенствовать работу по материально-техническому, финансовому и хозяйственному обеспечению.
В это же время улучшение организации деятельности горрайлинорганов немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, так как руководителю нужна постоянная информация об организации и функционировании управляемой системы.
Процесс информационного обеспечения руководителя можно представить в виде следующих пяти этапов:
- выявление и изучение информационных потребностей начальника ГРОВД с учетом решаемых задач, функциональных обязанностей, индивидуальных интересов и других особенностей;
- определения на этой основе содержания, тематической направленности, объема и видов информации;
- формирование подразделений и установление круга лиц, ответственных за обеспечение информацией, определение и разграничение их компетенции;
- регламентация форм, методов, средств представления информации;
- организация фактического обеспечения начальника необходимой и достаточной информацией.
Весь смысл информационного обеспечения работы начальника горрайоргана состоит в том, чтобы из общей совокупности информации с учетом ее источников, сложившейся периодичности поступления отобрать только те сведения, которые ему необходимы и достаточны для выполнения своих функций.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что руководителям ГРОВД обычно не хватает: А) сведений о перспективном социально-экономическом и демографическом развитии города, района; прогноза преступности; обобщенной статистической информации о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел республики, края, области; Б) методических материалов по организации работы органов внутренних дел; В) материалов о передовом опыте организаторской работы, в том числе и о передовом опыте зарубежных органов внутренних дел; Г) сведений о новейших научных методах и технических средствах, применяемых для решения задач органов внутренних дел.
В тоже время не должно быть и избыточности информации. Стремление отдельных начальников в деталях ознакомится со всей информацией, поступающей в горрайорган, не оправдано. Избыточная информация зачастую приносит не пользу, а вред так как в обильном потоке частностей можно упустить главное.
В этом отношении своевременными являются меры МВД России, направленные на сокращение документооборота путем решительного пресечения фактов истребования из горрайорганов сведений, не предусмотренных установленными формами статистической отчетности, ограничения количества истребуемых и направляемых управленческих документов структурным подразделениям МВД, ГУВД, УВД.
Начальник горрайоргана внутренних дел должен обеспечиваться, как правило материалами обобщенного характера, реферативного. При этом желательно, чтобы информация о возникающих проблемах и задачах содержала определенные оценки, предложения.
Информационные документы предназначенные для начальника, должны быть краткими по содержанию, но отражающими все необходимые сведения, т.е. они должны быть информационно емкими.
В решении задач по информационному обеспечению начальников горрайлинорганов главная роль принадлежит вновь созданным штабам, обеспечивающим сбор и анализ основной информации об оперативной обстановке, подготовку проектов управленческих решений по комплексным проблемам борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, а также связь со средствами массовой информации.
Наряду со штабом информационное обеспечение деятельности начальника осуществляется дежурной частью, секретариатом, всеми отраслевыми службами горрайоргана внутренних дел. Его текущая работа связана с решением разнообразных и многочисленных задач оперативного управления, основывается прежде всего на ежесуточной информации, которая концентрируется в дежурной части и секретариате.
Изучение опыта информационного обеспечения деятельности начальника горрайоргана позволяет назвать следующие сведения, необходимые ему для оперативного повседневного управления горрайорганами и представляемые дежурной частью за сутки:
- о чрезвычайных происшествиях и тяжких преступлениях в соответствии с перечнем оперативной информации объявленным приказом МВД России 170 - 1993 год "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел;
- о факторах среды функционирования, могущих осложнить оперативную обстановку в городе, районе;
- об указаниях местных органов власти и управления, МВД, ГУВД,
УВД по различным вопросам (о вызове на совещание, представлении справок и отчетов, проведения общегородских, районных мероприятий и др.);
- о количестве и характере заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях;
- о характере и результатах действия личного состава по заявлениям и сообщениям о преступлениях, происшествиях;
- о раскрытии ранее совершенных преступлений, задержании лиц, находящихся в розыске;
- о результатах работы по административным правонарушениям;
- о расстановке сил и средств горрайорган, сил общественности, участвующих в охране общественного порядка;
- о нарушении законности и дисциплины личным составом;
- о результатах проверки деятельности служб и подразделений. Важное место в информационном обеспечении работы начальника горрайоргана занимает секретариат, который реализует функцию документационного обеспечения деятельности горрарайоргана внутренних дел. Через секретариат проходит значительная часть информации циркулирующей в горрайоргане внутренних дел. Задача его заключается в том, что предупредить информационную перегрузку начальника горрайоргана. Это достигается путем "фильтрации", "процеживания" поступающей информации секретарем, распределения документов между начальником и его заместителем, начальниками служб и подразделений в соответствии с перечнем разработанным начальником ГРОВД, и функциональными обязанностями руководящего состава. для этого заводятся специальные папки для начальника, его заместителей, начальников служб и подразделений.
Важное место в деятельности начальника ГРОВД занимают анализ и оценка оперативной обстановки. Информационной базой этой работы является главным образом статистическая информация о состоянии преступности и результате оперативно-служебной деятельности.
Накопителями указанной информации являются:
1. Единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц совершивших преступления. Информация в нем формируется на основании статистических карточек формы 1 - на выявленное преступление; формы 1.1 - о результатах расследования преступления; формы 1.2 - об установлении лица, совершившего преступление; формы 2 - на лицо, совершившее преступление; статистический талон формы 3 - о принятом решении по уголовному делу.
2. Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
3. Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях.
4. Журнал учета информации, поступившей в ОВД по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях.