Для наглядности полученные числовые характеристики оптимального МТП были сведены в следующую таблицу, где кроме этих данных также представлены фактические данные по состоянию на конец 2007 г.
Таблица 10. Сравнительный количественный состав существующего на конец 2007 г. и оптимального составов МТП
Наименование |
Фактич.наличие |
Расчетн.количество |
Отклонение |
|
шт. |
% |
|||
Т-150 |
2 |
3 |
1 |
50 |
Итого гусеничных |
2 |
3 |
1 |
50 |
К-701 |
4 |
5 |
1 |
25 |
Т-150К |
8 |
5 |
-3 |
-38 |
ХТЗ-16331 |
4 |
1 |
-3 |
-75 |
МТЗ-82 |
25 |
3 |
-22 |
-88 |
Итого колесных общ. назначения |
41 |
14 |
-27 |
-66 |
Т-70С |
14 |
9 |
-5 |
-36 |
МТЗ-80 |
30 |
7 |
-23 |
-77 |
Итого универсально-пропашных |
44 |
16 |
-28 |
-64 |
КПС-5Г |
5 |
10 |
5 |
100 |
Дон-1500 с копнителем |
9 |
6 |
-3 |
-33 |
Дон-1500 с измельчителем |
9 |
5 |
-4 |
-44 |
Итого самоходных машин |
23 |
21 |
-2 |
-9 |
Камаз-55105 |
10 |
15 |
5 |
50 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
34 |
0 |
-34 |
-100 |
Итого транспортных средств |
44 |
15 |
-29 |
-66 |
Всего технических средств |
154 |
69 |
-85 |
-55 |
Таким образом, из представленных данных в таблице 10 видно, что существующий МТП хозяйства не соответствует рациональному или оптимальному составу. В общем случае это проявляется как излишнее количество техники. По общему количеству всех единиц энергосредств предприятия можно сказать, что оно должно быть меньше на 85 ед. или на 55%, то есть более чем в 2 раза.
Этим, кстати и можно объяснить явление продолжающегося снижения количества технических средств предприятия при наличии обновления и получении прибыли от производственно-сбытовой деятельности. Из таблицы видно, что недостаточно количество Т-150 – на 1 ед.; КПС-5Г – на 5 ед.; КамАЗ-55105 – на 5 ед. Количество же прочих единиц техники является избыточным.
Так, например, общее количество колесных тракторов общего назначения может быть уменьшено на 27 ед. или на 66%. В первую очередь это связано с излишним количеством МТЗ-82, которых вместо 25 ед. достаточно 3 ед. Снижение количество не означает, что используемая в настоящее время техника не используется или сильно недогружена. В группе колесных тракторов, как видно из таблицы, в оптимальном составе МТП должно быть больше К-701, который является наиболее мощным тракторов в своей группе. Отсюда можно сделать вывод, что снижение потребности в маломощных и средних тракторах должно обеспечиваться увеличением энергонасыщенных тракторов, таких как, например, К-701.
В группе транспортных средств также заметно сильное изменение структуры техники. В соответствии с оптимальным решением, обследованному предприятию в растениеводстве достаточно иметь только машины марки КамАз-55105. Их количество должно быть больше на 5 ед. или в 1,5 раза, но при этом отпадает потребность в автомашинах марки ГАЗ-САЗ-3507, которых в хозяйстве более 34 ед.
Применение оптимальной структуры МТП позволит обследованному предприятию выйти на более низкий уровень себестоимости и капитальных вложений. Предлагаемая структура МТП позволит выполнять тот же объем механизированных работ с требуемым качеством, но с меньшими затратами.
Таким образом, одним из путей увеличения эффективности использования МТП является изменение его структуры. Согласно расчетам по технологическим картам возделываемых культур, при изменении структуры МТП в сторону предлагаемого нами, величина годовых эксплуатационных затрат может снизиться на 10-15%. При этом стоимость парка машин уменьшится на 8%. Конечно размер эффекта небольшой, но в абсолютных показателях это может привести к годовой экономии затрат около 1,5 млн. руб.
Кроме изменения структуры парка машин существует и другой способ увеличения экономической эффективности использования МТП. Суть его заключатся в том, что при постоянно растущих ценах на машины и сельхозорудия может стать выгодным не списание технических средств, а их капитальный ремонт и продолжение эксплуатации. Об аспектах определения эффективности ремонтов по сравнению с покупкой новой техники и пойдет речь в следующем пункте нашей работы.
3.2 Методические особенности сравнительной оценки экономиче
ской эффективности капитального ремонта изношенной техники
По данным Ростовстата средний возраст тракторов в составе машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей Ростовской области составляет 14,1 года, зерноуборочных комбайнов – 12 лет. Согласно данных учета основных средств в обследованном ЗАО «Имени Ильича» средний возраст тракторов составляет 12 лет, зерноуборочных комбайнов – 10 лет.
Старение техники, износ приводят к увеличению затрат на ее текущие ремонты и восстановление, ежегодному снижению готовности к полевым работам на 3-5% и увеличению вероятности отказов в рабочие периоды.
Вследствие разрушения технической базы большинства сельхозпредприятий в полеводстве идет процесс упрощения технологий возделывания сельскохозяйственных культур, нарушаются требования зональных систем земледелия, неоправданно увеличились объемы весенней вспашки, существенно снизились объемы мероприятий по сохранению почвенного плодородия.
Однако в ЗАО «Имени Ильича» наличие техники пока позволяет осуществлять весь перечень работ согласно существующим технологиям. Общее количество тракторов, комбайнов и прочих энергомашин, как было показано в табл. 10, может быть уменьшено на 55% или на 85 единиц. При этом следует учитывать, что найденное оптимальное соотношение или структура МТП справедлива для условий новой работоспособной и исправной техники, а если речь будет идти о технических средствах за пределами амортизации, то их потребное количество может быть несколько большим, чем предлагается вследствие поправки на повышенную вероятность отказа, поломки, учета снижения производительности машинно-тракторного агрегата.
Дефицит уборочной техники в условиях сельхозпредприятий может приводить к значительному увеличению продолжительности уборочных работ, что в свою очередь, обуславливает рост потерь урожая от его осыпания и порчи, снижает качество продукции растениеводства. Для рассматриваемого предприятия можно сказать что дефицита зерноуборочных комбайнов нет, однако нельзя однозначно говорить и об излишних единицах, поскольку средний возраст имеющихся Дон-1500Б составляет около10 лет.
В условиях вынужденной экономии финансовых ресурсов особое значение приобретают вопросы экономической оценки целесообразности восстановления изношенной техники, определяющие стратегию развития ремонтной базы, требования, предъявляемые к качеству ремонтных работ и их цене.
В настоящее время на территории Ростовской области функционирует ряд ремонтных предприятий, выполняющих сложные (капитальные) ремонты различных марок тракторов и зерноуборочных комбайнов. Многие из них имеют достаточные производственные мощности и могут в короткие сроки увеличить объемы ремонтных работ до необходимого уровня. Однако большинство из них испытывают те же экономические проблемы, что и сами товаропроизводители, а также отечественные заводы сельхозмашиностроения. Низкий платежеспособный спрос товаропроизводителей не позволяет в нужном объеме даже восстанавливать изношенную технику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15