При оценке экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной техники большое значение имеет достоверность используемой в расчетах исходной информации, а также корректность методики самой оценки. Важнейшими показателями, необходимыми для выполнения таких расчетов, являются цена новой машины, стоимость ее капитального ремонта, нормативные сроки амортизации, величина текущих затрат по поддержание машины в работоспособном состоянии (текущие ремонты и техобслуживание), качество ремонта, определяющее гарантированный послеремонтный ресурс машины, источники финансирования покупки новой машины или ремонта изношенной, существующая на момент оценки цена собственного и заемного капитала, динамика снижения сезонной выработки машины с увеличением сроков ее эксплуатации и ряд других.
По данным прайс-листов региональных дилеров сельскохозяйственной техники на 1.01. 2008 г. на рынке сельскохозяйственной техники и сервисных услуг сложились следующие средние цены на базовые средства механизации (табл. 11).
Таблица 11. Цены приобретения и восстановления тракторов и зерноуборочных комбайнов на рынке Ростовской области по состоянию на 1.01.2008г.
Машина |
Цена приобретения новой машины, тыс. руб. |
Цена капитального ремонта, тыс. руб. |
Трактор К-701 |
1575 |
405 |
Трактор Т-150К |
960 |
410 |
Трактор Т-150 (гусеничный) |
982 |
420 |
Трактор ДТ-75 |
624 |
340 |
Комбайн «Дон-1500» |
2500 |
300 |
Из представленных данных видно, что стоимость восстановления (капитального ремонта) различных машин в процентах от стоимости новой машины изменяется в очень широком диапазоне (от 12% у зерноуборочного комбайна «Дон-1500» до 54% у трактора ДТ-75).
Сравнительно небольшой удельный вес затрат на капремонт у комбайна, мо мнению ученых ВНИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, можно объяснить тем, что его средняя сезонная загрузка в 200-300 часов приводит к различной степени износу молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), ходовой системы и т.д. При этом за нормативный срок эксплуатации наиболее существенно изнашивается МСУ, в то время как другие узлы имеют еще существенный эксплуатационный ресурс.
Нормативные сроки эксплуатации приведенных в табл. 6 средств механизации, а также нормативы ежегодных затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт приведены в табл. 12.
Таблица 12 - Нормативные сроки эксплуатации и отчисления на ТО и ТР по базовым средствам механизации полеводства
Машина |
Нормативный срок использования, лет |
Затраты на ТО и ТР |
|
всего |
в том числе на тек. ремонт |
||
К-701А, К-701 |
10 |
9,3 |
6,8 |
Т-150, Т-150К |
10 |
11,5 |
6,0 |
ДТ-75 всех модификаций |
8 |
11,4 |
5,0 |
«Дон-1500» |
9-10 |
6,5 |
5,0 |
Нормативы, отраженные в табл. 12, приведенные по данным Ростовского НИИ экономики и нормативов, рассчитывались исходя из нормативной сезонной загрузки тракторов и комбайнов, которая на практике может существенно отличаться от фактической.
С увеличением срока эксплуатации тракторов и комбайнов увеличиваются затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт. Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин приведены в табл. 13.
Таблица 13 – Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин
Год эксплуатации |
Марки машин |
|||
К-701 |
Т-150К, Т-150 |
ДТ-75М |
«Дон-1500» |
|
1 |
0,42 |
0,36 |
0,43 |
0,43 |
2 |
0,55 |
0,50 |
0,60 |
0,58 |
3 |
0,70 |
0,69 |
0,74 |
0,72 |
4 |
0,87 |
0,86 |
0,90 |
0,86 |
5 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
6 |
1,09 |
1,08 |
1,09 |
1,13 |
7 |
1,16 |
1,16 |
1,12 |
1,25 |
8 |
1,23 |
1,23 |
1,15 |
1,32 |
9 |
1,26 |
1,26 |
1,18 |
1,39 |
10 |
1,28 |
1,30 |
1,20 |
1,43 |
Из приведенных данных видно, что среднегодовые затраты на ТО и ТР по рассматриваемым машинам соответствуют пятому году их эксплуатации (коэффициент дифференцирования затрат равен 1,00).
Для машин, которые отработали установленный срок амортизации, затраты на ТО и ТР исчисляют умножением затрат предыдущего года на коэффициент 1,05 (согласно утвержденных министерством сельского хозяйства нормативам, выработанным на основе эмпирических наблюдений НИИ экономики и нормативов).
Для принятия обоснованного решения об эффективности восстановления сельскохозяйственной техники по сравнению с приобретением нового аналога необходима также информация об остаточной стоимости машин по годам их эксплуатации (табл. 14).
Таблица 14. Средняя остаточная стоимость по годам эксплуатации машин
Год эксплуатации |
Средняя остаточная стоимость в процентах к балансовой стоимости новой машины |
|||
К-701 |
Т-150К, Т-150 |
ДТ-75М |
«Дон-1500» |
|
1 |
79 |
80 |
79 |
83 |
2 |
63 |
65 |
64 |
68 |
3 |
52 |
54 |
56 |
56 |
4 |
43 |
44 |
48 |
45 |
5 |
38 |
38 |
42 |
37 |
6 |
32 |
32 |
38 |
30 |
7 |
28 |
26 |
35 |
25 |
8 |
18 |
21 |
31 |
20 |
9 |
15 |
15 |
25 |
15 |
10 |
15 |
15 |
20 |
15 |
Минимальная остаточная стоимость машин, «возраст» которых превышает 10 лет, принимается равной 15% от балансовой стоимости новой машины независимо от числа лет эксплуатации. В нее включены стоимость лома, а также запчастей и узлов, полностью не израсходовавших свой эксплуатационный ресурс.
С увеличением срока эксплуатации машин снижается их годовая наработка, динамика которой представлена в табл. 15.
Теперь мы описали практически все необходимые данные для расчетов и готовы приступись к экономической оценке предлагаемых мероприятий. Если какие либо показатели или нормативные данные будут востребованы в расчете, о них будет упомянуто дополнительно.
Таблица 15 – Поправочные коэффициенты к годовой наработке тракторов и зерноуборочных комбайнов в зависимости от среднего «возраста» машин в парке
Год эксплуатации |
Поправки на средний «возраст» тракторов и комбайнов |
|||
К-701 |
Т-150К, Т-150 |
ДТ-75М |
«Дон-1500» |
|
1 |
1,20 |
1,16 |
1,12 |
1,14 |
2 |
1,20 |
1,15 |
1,10 |
1,10 |
3 |
1,14 |
1,10 |
1,07 |
1,06 |
4 |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
1,03 |
5 |
1,03 |
1,03 |
1,00 |
1,00 |
6 |
0,96 |
1,00 |
0,95 |
0,96 |
7 |
0,92 |
0,96 |
0,90 |
0,90 |
8 |
0,88 |
0,92 |
0,82 |
0,82 |
9 |
0,84 |
0,84 |
0,73 |
0,74 |
10 |
0,75 |
0,73 |
0,61 |
0,62 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15