Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственно...

Табл.6 показывает, что по большинству видов товарной продукции в 2006 г. достигнут большой рост абсолютных значений выручки от продаж.

Так, выручка от продажи зерна в 2006 г. в 2,75 раза превысила ее размеры в 2004 г. По сравнению с 2005 г. рост был меньше, но и он оказался значителен. Выручка от продажи сахарной свеклы в 2006 г. превысила ее значения в 2004 г. более чем в 1,6 раза. По сравнению с 2005 гг. - рост отсутствовал, было уменьшение объемов продаж.

В то же время уменьшились стоимостные объемы продажи переработанной продукции растениеводства - муки, растительного масла и сахара. Наиболее значительными оказались замедление темпов роста и даже некоторый спад в производстве и продаже молока - продукции, которая для ОАО "За мир и труд" всегда имела особое значение, о чем уже сказано выше. С переходом всей собственности на предприятие к Тимашевскому молкомбинату - единственному акционеру ОАО "За мир и труд" такое явление выглядит явно нелогичным. Еще в 2004 г. на долю молока приходилось 30,5 % всей товарной продукции (см. табл.6). В 2006 г. этот показатель упал почти вдвое - до 14,4 %. Особенно наглядно это видно из рассчитанных при подготовке работы показателей динамики удельного веса основных видов товарной продукции предприятия.

Из соответствующего анализа (табл.7) вытекает, что за четыре года удельный вес зерновых и зернобобовых культур в общей стоимости товарной продукции предприятия увеличился в 1,75 раза. Удельный вес сахарной свеклы возрос с 5,6 до 11,4 % общей величины продаж. Зато удельный вес молока уменьшился более чем вдвое (как уже отмечалось, с 30,5 до 14,4 %).

Такое соотношение удельных весов разных видов товарной продукции хозяйства могло бы быть приемлемым, если бы не его традиционная специализация на производстве молока и выращивании племенных телок для воспроизводства собственного стада и продажи сторонним покупателям. Понятно, что и единственный акционер предприятия не захочет примириться с такой переориентацией в структуре товарной продукции предприятия, так как в Краснодарском крае не хватает высококачественного сырьевого молока для промышленной переработки.

Правда, единственному акционеру будет непросто подтолкнуть менеджеров предприятия к восстановлению его прежней специализации на производстве молока. Об этом свидетельствуют результаты продажи основных видов продукции предприятия в обследованные годы. Этот вопрос будет рассмотрен в следующем подразделе работы. Эти результаты оказались в пользу отраслей растениеводства, а не животноводства. К этому же решению под-

Таблица 7 - Динамика удельного веса основных видов продукции
ОАО "За мир и труд" в 2003-2005 гг., %


Виды продукции

Годы

2006 г.
в % к
2004 г.

2004

2005

2006

Зерновые и зернобобовые культуры

19,6

24,8

31,9

162,8

Подсолнечник

4,1

4,0

11,4

278,0

Сахарная свекла

12,0

20,4

11,4

95,0

Переработанная продукция растениеводства

22,1

8,8

4,6

20,8

КРС

2,4

5,0

5,9

245,8

Свиньи

9,4

9,8

11,5

122,3

Молоко

26,0

16,5

14,4

55,6

Прочие виды реализации

1,5

-

1,0

83,3

Всего

100

100

100

100

Рассчитано на основе данных формы № 7-АПК за соответствующие годы.


талкивает уменьшение общей прибыли хозяйства, происшедшее в последние годы. Правда, в 2006 г. ситуация изменилась к лучшему (табл.7). Но можно ли считать эти изменения прочными? Ответ на этот вопрос требует дополнительного изучения, которое и будет выполнено в следующих разделах работы.

Из таблицы 8 видно, что в обследованном хозяйстве затраты на производство и продажу продукции иногда возрастали быстрее, чем росли суммы выручки от продажи продукции. В 2006 г. выручка от продаж достигла 167,8 млн.руб., что было больше, чем в 2004 г., на 125,5 %. Однако себестоимость проданной продукции увеличилась за эти годы почти так же сильно - на 51,5 %. Не в пользу предприятия оказалось сальдо операционных и внереализационных расходов. Из суммы в 6,9 млн.руб. в 2005 г. достигло величины 12 млн.руб. в 2006 г. В итоге, несмотря на отсутствие обязательств по уплате налога на прибыль и других обязательных платежей из нее в 2004-м, 2005-м гг. и даже в 2006 г., чистая (нераспределенная) прибыль предприятия оставалась невысокой. Если в 2004 г. она составляла 11,8 млн.руб., то в 2005 г. - 8,4 млн. В 2006 г. она возросла до 15,8 млн. руб., но и в этом случае составила лишь 77,8 % от ее уровня в 2003 г.

Таблица 8 - Динамика финансовых результатов ОАО
"За мир и труд" в 2004-2006 гг., млн.руб.


Виды продукции

Годы

2006 г. в % к 2004 г.

2004

2005

2006

Получено выручки

99,2

139,1

167,8

225,5

Себестоимость проданной продукции (включая коммерческие и управленческие расходы)

74,4

123,8

112,7

151,5

Прибыль от операционных и внереализационных доходов

-14,1

-6,9

-12,0

85,1

Балансовая (валовая) прибыль до налогообложения

10,7

8,4

15,8

147,7

Сальдо чрезвычайных доходов и расходов

1,1

-

-

-

Нераспределенная (чистая) прибыль

11,8

8,4

15,8

133,9

Источник:  форма № 2 типовой бухгалтерской отчетности ОАО "За мир и труд" за соответствующие годы


Понятно, что если эту тенденцию не остановить, то прибыль вообще может превратиться в убыток, как это уже произошло при продаже КРС и переработанной продукции животноводства, еще в 2004 г. дававшим хозяйству прибыль.

Недостаточный уровень финансовых результатов деятельности предприятия в 2006 г. негативно повлиял на его финансовую устойчивость и платежеспособность.

Все это требует выполнить детализированный анализ и оценку финансового состояния предприятия для обоснования мер, способных существенно его улучшить. Это и сделано в следующих разделах работы.


2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база анализа и оценки их деятельности

Информационной базой анализа и оценки финансового состояния сельскохозяйственных предприятий прежде всего является их бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность сельхозпредприятий включает в себя бухгалтерский баланс и специализированные формы отчетности. Бухгалтерский баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих результаты работы предприятия за отчетный период на основе данных бухгалтерского учета [8, 28]. Поэтому бухгалтерские балансы и в целом отчетность предприятий играют большую роль в анализе, оценке и в целом в управлении их производственно-коммерческой и финансовой деятельностью. Это объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, бухгалтерская отчетность широко используется для текущего управления производственно-коммерческой и финансовой деятельностью предприятий. С ее помощью выявляются причины отклонений от заданных параметров, вскрываются неиспользованные резервы производства.

Во-вторых, бухгалтерская отчетность широко используются в работе органов госстатистики для различных исследований, позволяющих определить направления и уровень развития производства и экономики в целом.

Формы бухгалтерской отчетности, в т.ч. балансов, утверждает Министерство финансов, а специализированные формы по сельскому хозяйству - Минсельхоз России. К бухгалтерским балансам и отчетности в целом предъявляются нормативные требования. Они состоят в том, что приводимые в указанных документах показатели должны быть достоверными, точными, подтверждены бухгалтерскими записями и первичными учетными документами.

В бухгалтерской отчетности не допускаются подчистки и помарки.

Бухгалтерские балансы и в целом бухгалтерская отчетность составляются в соответствии с требованиями всех основных законодательно-правовых и нормативных актов, регламентирующих в нашей стране финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц. Это Гражданский кодекс РФ [1], Федеральный закон "О бухгалтерском учете [3], Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [5], Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность предприятий" (ПБУ 4/99) [7, 8], другие положения и инструктивные указания по составлению бухгалтерской отчетности) [9, 10, 11, 12, 13].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать