Подытоживая, можно, таким образом, сделать вывод о том, что за рассмотренные три года структура баланса хозяйства существенно ухудшилась, хотя в ней и возросла доля отдельных более ликвидных активов - дебиторской задолженности, которую вполне вероятно удастся превратить в "живые деньги". Для формирования активов предприятие стало в крупных масштабах привлекать чужие деньги, что облегчает и делает более быстрым его экономический рост, но и создает угрозы его финансовому положению.
Сходные закономерности выявляются при анализе движения средств финансирования инвестиций предприятия в 2004-2006 гг.
3.2. Динамика структуры товарной продукции
в ОАО "За мир и труд"
Для того чтобы предприятие имело возможность наращивать стоимость своих активов, прибегая к заимствованию привлеченных финансовых ресурсов в относительно небольших размерах (т.е. не удлиняя плечо финансового рычага более чем на рекомендуемые 30 % общей величины пассивов баланса), нужно всемерно увеличивать объемы реализуемой продукции, товаров, работ, услуг. При этом речь идет не только об объемах в натуральных показателях, но и в их денежном выражении, т.е. в виде реально полученной выручки от покупателей и заказчиков.
В связи с указанным дальнейший анализ бухгалтерской отчетности хозяйства построили на изучении динамики и структуры товарной продукции обследованного предприятия. Для этого воспользовались данными, которые до 2005 г. входили в состав специализированной формы бухгалтерской отчетности предприятий АПК, называемой формой № 7-АПК "Отчет о реализации продукции", а с 2005 г. - в форму № 9-АПК и № 13-АПК. Кроме того, рассчитали удельный вес выручки от продажи каждого вида товарной продукции в общей величине выручки от продаж. В нее не были включены лишь показатели доходов, получаемых от продажи основных средств. Эти доходы общей суммой отражаются в составе выручки, показываемой по строке 010 формы № 2 Отчета о прибылях и убытках. Однако в соответствии с положениями по составлению годовой бухгалтерской отчетности [34] в специализированные отчеты о реализации продукции доходы от продажи имущества не включаются. Они отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Поэтому между показателями выручки, отраженными в Отчете о прибылях и убытках (строка 010 формы № 2) и итоговой суммой реализации, показанной в последней строке (графа 3) формы № 7-АПК в обследованном хозяйстве часто возникают большие несовпадения. Дело в том, что, приобретая новую технику, ОАО "За мир и труд" в больших масштабах продает старую технику. Ряды динамики товарной продукции хозяйство за 2004-2006 гг. показаны в таблице 13.
Из табл.13 видно, что в целом по всем видам реализованной продукции предприятию удалось нарастить выручку с 99,2 млн.руб. в 2004 г. до 167,8 млн. руб. в 2006 г., т.е. более чем в 1,69 раза. При этом по отдельным важным видам продукции рост выручки значительно превзошел средние показатели. Это относится к растениеводству. Продажа продукции растениеводства в 2006 г. увеличилась против 2004 г. на 72,8 %, а от продажи продукции животноводства - на 65,5 %. Правда, от продажи молока выручка уменьшилась на 6,2 %, что можно считать временным явлением (идет модернизация отрасли).
Как видно из табл.13, резко увеличилась выручка от продажи подсолнечника (более чем в 4,6 раза), КРС (более чем в 4,0 раза). Правда, наивысшие объемы получения выручки от продажи переработанной продукции растениеводства пришлись в хозяйстве на 2004-й год (22,1 млн.руб. против 7,7 млн.руб. в 2006 г.). В 2006 году на такую продукцию пришлось менее 4,6 % общей выручки, тогда как в 2004 г. аналогичный показатель был равен 22,1 %, т.е. он был почти в 5 раз больше.
Таблица 13 - Динамика структуры товарной продукции
в ОАО "За мир и труд" в 2004-2006 гг.
Выручка от продаж |
Годы |
2006 г. в % к |
|||
2004 |
2005 |
2006 |
2004 |
2005 |
|
Зерновые и зернобобовые, тыс.руб. |
19435 |
34571 |
53474 |
275,1 |
154,7 |
Удельный вес в общей выручке, % |
19,6 |
24,8 |
31,9 |
162,8 |
128,6 |
Подсолнечник, тыс.руб. |
4098 |
5635 |
19053 |
464,9 |
338,1 |
Удельный вес в общей выручке, % |
4,1 |
4,0 |
11,4 |
278,0 |
285,0 |
Сахарная свекла, тыс.руб. |
11944 |
28391 |
19120 |
160,1 |
67,3 |
Удельный вес в выручке, % |
12,0 |
20,4 |
11,4 |
95,0 |
55,9 |
Продукция растениеводства после переработки, тыс.руб. |
21957 |
12238 |
7717 |
35,1 |
63,1 |
Удельный вес в общей выручке, % |
22,1 |
8,8 |
4,6 |
20,8 |
52,3 |
Итого продукции растениеводства, тыс.руб. |
57525 |
80918 |
99403 |
172,8 |
122,8 |
Удельный вес в общей выручке, % |
58,0 |
58,2 |
59,2 |
102,1 |
101,7 |
КРС, тыс.руб. |
2423 |
6930 |
9873 |
407,5 |
142,5 |
Удельный вес в общей выручке, % |
2,4 |
5,0 |
5,9 |
425,8 |
118,0 |
Свиньи, тыс.руб. |
9276 |
13606 |
19363 |
208,7 |
142,3 |
Удельный вес в общей выручке, % |
9,4 |
9,8 |
11,5 |
122,3 |
117,3 |
Молоко, тыс.руб. |
25762 |
23002 |
24161 |
93,8 |
105,0 |
Удельный вес в общей выручке, % |
26,0 |
16,5 |
14,4 |
55,4 |
87,3 |
Итого продукции животноводства, тыс.руб. |
40408 |
55637 |
66862 |
165,5 |
120,2 |
Удельный вес в общей выручке, % |
40,8 |
41,8 |
39,8 |
97,5 |
95,2 |
Прочая продукция, работы, услуги, товары |
1227 |
- |
1550 |
126,3 |
- |
Удельный вес в общей выручке, % |
1,2 |
- |
1,0 |
33,3 |
- |
Всего выручки |
99160 |
139143 |
167815 |
169,2 |
120,6 |
Темп роста, % |
100 |
140,3 |
120,6 |
- |
- |
Как можно предполагать, абсолютное и относительное увеличение выручки от продаж продукции растениеводства произошло вследствие усиления конкуренции на рынках такой продукции и приобретения обследованным предприятием части ранее незанятых им рыночных ниш.
Нельзя не отметить малых объемов выручки от продажи продукции подсобных производств (стройматериалы) и особенно работ и услуг по заявкам сторонних заказчиков. Представляется, что эту сторону в деятельности хозяйстве целесообразно увеличить до 28-30 % от общей выручки (сверх указанных пределов предприятие потеряет ряд льгот по налогам, установленным для сельхозпроизводителей - плательщиков ЕСХН).
В табл.14 приведена динамика показателей выручки, извлеченных из форм № 7-АПК, 9-АПК и 13-АПК за 2004-2006 гг.
Таблица 14 - Результаты продажи основных видов сельскохозяйственной продукции в ОАО "За мир и труд" в 2004-2006 гг., тыс.руб.
Виды продукции |
Годы |
2006 г. |
||
2004 |
2005 |
2006 |
||
Выручено от продажи зерна |
19435 |
34571 |
93474 |
275,1 |
Себестоимость проданного зерна |
18531 |
24326 |
25474 |
137,5 |
Прибыль от продажи зерна |
904 |
10245 |
28000 |
3097,3 |
Рентабельность продажи зерна, % |
4,7 |
29,6 |
52,4 |
1114,9 |
Выручено от продажи маслосемян |
4098 |
5635 |
19053 |
464,9 |
Себестоимость проданных маслосемян |
2760 |
1769 |
6363 |
230,5 |
Прибыль от продажи маслосемян |
1338 |
3866 |
12690 |
948,4 |
Рентабельность продажи маслосемян |
32,7 |
38,6 |
66,6 |
203,7 |
Выручено от продажи сахарной свеклы |
11944 |
28391 |
19120 |
160,1 |
Себестоимость проданной сахарной свеклы |
9396 |
16324 |
10281 |
109,4 |
Прибыль от продажи сахарной свеклы |
2548 |
12067 |
8839 |
346,9 |
Рентабельность сахарной свеклы, % |
21,3 |
42,5 |
46,2 |
216,9 |
Выручено от продажи переработанной продукции растениеводства |
21957 |
12238 |
7717 |
35,1 |
Себестоимость проданной переработанной продукции растениеводства |
15383 |
7704 |
4115 |
26,8 |
Прибыль от продажи переработанной продукции растениеводства |
6574 |
4534 |
3602 |
54,8 |
Рентабельность продажи переработанной продукции растениеводства, % |
29,9 |
37,0 |
46,7 |
156,2 |
Выручено от продажи КРС |
2423 |
6930 |
9873 |
407,5 |
Себестоимость проданного КРС |
1911 |
7221 |
12309 |
644,1 |
Прибыль от продажи КРС |
512 |
-291 |
-2436 |
- |
Рентабельность продажи КРС, % |
21,1 |
-4,2 |
-24,7 |
- |
Выручено от продажи свиней |
9276 |
13606 |
19363 |
208,7 |
Себестоимость проданных свиней |
5226 |
10457 |
17178 |
328,7 |
Прибыль от продажи свиней |
4050 |
3149 |
2185 |
54,0 |
Рентабельность продажи свиней, % |
43,7 |
23,1 |
11,3 |
25,9 |
Выручено от продажи молока |
25763 |
23002 |
24161 |
93,4 |
Себестоимость проданного молока |
18481 |
18790 |
18491 |
100,1 |
Прибыль от продажи молока |
7281 |
4212 |
5670 |
77,9 |
Рентабельность продажи молока, % |
28,3 |
18,3 |
23,5 |
83,0 |
Рентабельность продаж в целом по предприятию, % |
25,0 |
11,0 |
16,5 |
66,0 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15